Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ежедневно жизнь убеждает нас, что скорби неизбежны. Кто страдает от бедности, кто от потери близких, кто от болезни, кто от клеветы и человеческой злобы, а кого мучают его собственные страсти, недостатки или мнительность. Если смысл в наших бедах и несчастьях? Как просто понять и прочувствовать всем сердцем, что Господь посылает нам скорби и печали не в наказание, а ради укрепления души на пути к вечной жизни? Глубоко и обстоятельно разобраться в этом серьезном духовном вопросе поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Ковчег и называется - «Лекарство от скорби».
***
В этой книге смысл страданий и скорбей, а также понимание того, в чем заключается духовное утешение скорбящим, раскрывается в свете Священного Писания и святоотеческого наследия. Кроме того, на станицах данного издания приводятся примеры страданий, которые с упованием на Бога перенесли святые мученицы нашей Церкви: Варвара, Екатерина, Ирина и Евдокия, а в помощь страждущим приведены соответствующие молитвы и псалмы. Первая часть книги называется «Священное Писание о целесообразности скорбей». Здесь, изучая Слово Божие, в издании говорится о бренности и суете земной жизни, о смирении и благодати Божией, об узости пути ко спасению, о сообразовании воли человеческой с волей Божией.
Как отмечают издатели, Господь наш Иисус Христос, посылая в мир Своих учеников, сказал им: «вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется, вы же печальны будете, но печаль в радость будет» (Ин. 16, 20). С какой целью Человеколюбец Бог оставляет возлюбленных учеников Своих жить в скорби и печали, вместо того, чтобы даровать им жизнь в радости и утешении? Но если задуматься, то можно увидеть следующее: мир наш исполнен скорби, т.к. люди сами предпочли тьму свету, «потому что дела их были злы». Поэтому и ученики Христовы, и все православные христиане не могли и не могут обрести в этом мире истинную радость. Любая радость мира, лежащего во тьме, преходяща и кратковременна, а земные покой и умиротворение несравнимы с миром Божиим, который превыше всякого ума и единственный соблюдет сердца и помышления наши во Христе (Флп. 4, 7).
Как отмечают составители, скорби и печали призваны напомнить нам о бренности земной жизни. Бедствия, сокрушающие сердце, приводят нас к смирению, приближая к Богу и неизреченному вечному блаженству. Но что еще особенного делают скорби для человека? Старец Варсонофий Великий говорил: «Все, что ни случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, чтобы он потерпел и во всем укорял себя». И когда мы читаем жития святых, то видим - как многое они терпели, совершая благие дела, как были ненавидимы и оскорбляемы людьми порой до самой своей кончины. За примером обратимся к жизни праведников. Один из первых от них – Авраам, отец всех верующих. По повелению Божию он оставил родительский дом и свою родину и удалился в чужие земли, где скитался, как безродный странник. Когда Господь призвал Авраама принести в жертву сына и наследника его праведности, Исаака, можем ли мы помыслить себе ту скорбь, что сковала отеческое сердце Авраама?
Видим мы в Священной истории и сонм пророков, проливающих слезы среди великого озлобления. Одни из них скитались по пустыням, терпя лишения и напасти, другие испытывали поругания и побои в тюрьмах и темницах. Немало наших святых приняло мученическую смерть за веру христианскую. И все они, устремляясь к почести вышнего звания, шли путем скорбным, земля видела их в бедствии и огорчении. Но праведники не усомнились и шли к вечному покою путем, исполненным бед и скорбей. Более того, их святые переживали не просто благодушно, без ропота и смущения, но даже радостно! Они стремились пострадать, понимая, какое благодетельное значение имеют скорби для души человеческой!
Как свидетельствуют составители сборника, скорби заставляют нас вспоминать и размышлять о бессмертии души, в скорби укрепляется надежда вечных благ, страдания удерживают от пагубных пристрастий, возвращают от сомнительных удовольствий чужбины в отчий дом, приучают к молитве. Но спасительны скорби бывают только тогда, когда мы все более и более начинаем презирать суетные радости и земные блага и открываем свое сердце Богу, смиряемся перед Ним, а через это удостаиваемся Его милости. В противном случае скорби производят в человеке лишь мирскую печаль и мучения, ведущие к погибели как душевной, так и телесной.
В следующей части книги, которая называется – «Святые отцы о скорбях и страданиях» составители предлагают читателям подборку изречений на заданную тему святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского, Амвросия Оптинского и Паисия Святогорца. Все святые отцы и подвижники благочестия, сами много претерпевшие в этой жизни, научают нас благодушно терпеть приходящие скорби, которыми достигается Царствие Божие. А следующая часть книги помогает найти «Утешение в различных скорбях». Здесь читатели найдут слова утешения людям, живущим в бедности, пребывающим в болезнях, находящимся в заключении, борющимся с той или иной страстью, супругам, желающим сохранить мир и согласие в семье и родителям, скорбящим о детях. Что делать во всех этих жизненных обстоятельствах?
Как говорится на страницах книги, бедность ли кого тяготит, или обиды, или иное что огорчает, обратись с молитвой к Тому, Кто всю жизнь земную провел ради нашего спасения в крайней бедности, не имел ни постоянного жилища, ни красивой одежды, ни даже пищи Своей, но питался подаянием других, ходил пешком и терпел от гордых презрение и насмешки. Лишился ли кто друга в жизни или потерпел измену от близкого сердцу своему, обратись мыслью к Спасителю душ, Который плакал при гробе друга Своего Лазаря и был предан учеником Своим. Выводит ли кого из терпения клевета, принеси скорбь свою Тому, Кто придя к сидящим во тьме смертной, чтобы призвать к свету и животу вечному, потерпел поношения и муки.
Господь наш по опыту Своему знает, сколь тяжела душе незаслуженная делом или помышлением скорбь, и потому готов как никто другой подать помощь Свою и утешения. И если приходится нам терпеть страдания за грехи свои, то возрадуемся – пострадав на земле душой и телом, мы избегнем вечного страдания посмертного.
***
Как говорит свт. Игнатий Брянчанинов: «Ныне, не будь скорбей, нечем спастись. Подвигов нет, руководителей нет. Одни скорби заменяют собой все. Подвиг сопряжен с тщеславием, тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься от него. Скорбь же чужда тщеславию, потому доставляет человеку богоугодный невольный подвиг, который посылается Промыслителем нашим сообразно произволению». Таким образом, в жизни христианина бывает много скорбей, но важно помнить и твердо верить, что все наши скорби - это проявление неусыпного Промысла Божия о нас, это доказательство любви и милосердия Бога к падшему человечеству. И тем, кто хочет познать причины своих скорбей и найти утешение в них, мы предлагаем книгу «Лекарство от скорби».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!