У книжной полки. Архимандрит Маркелл (Павук). Легко ли быть святым?

6 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Каждый человек призывается Богом к святости. "Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш", - говорит нам Вседержитель во Священном Писании. А преподобный Иустин (Попович) утверждает: «Быть православным - значит быть святым». Понимают ли это те 80 процентов населения России, что называют себя православными и приходят в храм лишь на Рождество и Пасху? Легко ли быть святым? Легко ли это - встать выше закона человеческого, чтобы следовать за Христом, легко ли проливать кровь перед лицом Бога в ежедневном христианском служении? Задуматься об этом призывает архимандрит Маркелл (Павук) в своей новой книге, которая вышла в свет в издательстве «Русская неделя» и называется – «Легко ли быть святым?»

***

Эта книга состоит из статей, в которых духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук) рассматривает очень многие вопросы современной духовной жизни. Зачем человеку в чем-то себе отказывать?  Зачем ходить в храм? Легко ли быть благодарным? Губит ли человека богатство? Является ли молитва напрасной тратой времени? Все равно ли как веровать? Сколько раз нужно каяться? Как научиться прощать? И легко ли быть святым? На эти и другие вопросы отвечает автор со страниц этой книги.

О том, легко ли быть святым, отец Маркелл пишет в статье с одноименным названием. «Стремление к святости, к добру, совершенству, - отмечает он, - заложено Богом в природу каждого человека. Поэтому древний христианский писатель Тертуллиан пишет, что душа человека по природе христианка. Но секулярное (безбожное) общество в понятие "святости" часто вкладывает иронический оттенок. Людей, которые неосознанно стремятся к добру, чистоте, не гневаются, не раздражаются по пустякам, не пьянствуют, не любят азартных игр, не курят, не обманывают, не блудят, не воруют, терпеливы к обидчикам, называют «святошами». Над ними окружающие нередко насмехаются и, в конце концов, невольно вынуждают их быть такими, как все.

Более решительное стремление к святой жизни окружающие люди порой воспринимают не только с насмешкой, но и агрессивно, потому что, по слову Апостола, все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе бывают гонимы. Пример тому - тысячи древних и новых мучеников и исповедников, память которых Церковь празднует каждый день года. Они, вопреки злой воле людей, которые толкали их на совершение беззаконных дел, предпочли умереть, нежели поддаться соблазну». Однако сегодня, по мнению автора, стремление к святости может умаляться и переходить в довольствование только внешней фарисейской добропорядочностью.

Почему? – спросите вы. Потому, что святость, - говорит отец Маркелл,  по-другому можно назвать бесстрастием. Но многие люди бесстрастие отождествляют с нечувствием и холодностью души и считают, что безумно, ради достижения бесстрастия, лишать себя многих радостей жизни, а потому прекращают борьбу со своими глубоко сокрытыми в сердце пороками и страстями и довольствуются лишь внешней добропорядочностью. Например, нередко многие думают: «Зачем человеку в чем-то себе отказывать?», тогда, как окружающий мир призывает всех: «Живи, наслаждайся, радуйся». Этому вопросу посвящена уже другая статья книги. Отвечая на него, священник напоминает нам слова Евангелия, где наоборот звучит призыв отвергнуться от всех удовольствий этого «прелюбодейного и грешного» мира.

И снова, по мнению автора, у каждого человека может возникнуть вопрос: «Почему Господь выдвигает такое жёсткое требование?» «Для чего же человеку надо отвергаться себя? Разве Господь создал человека для того, чтобы здесь, на земле, он бессмысленно мучился? Нет, - говорит отец Маркелл, - Господь создал человека для счастья, радости, блаженства. Но в результате грехопадения первых людей человек потерял свое блаженное райское состояние. Он удалился от Источника жизни Бога, а потому стал жалок, несчастен и смертен. Он пытается вернуть утерянное блаженство. Но та радость жизни, которую он сейчас пытается испытать от всевозможных искусственно создаваемых им утех, недолговременна и очень часто сменяется горькими разочарованиями. Каждый человек это постоянно испытывает.

И поэтому Господь призывает всех христиан отвергнуться от всех удовольствий этого мира, от беззаконных греховных дел, и даже, многих, казалось бы, безобидных вещей, например, от мясной и молочной пищи в постные дни, от чрезмерного сна, от своего гордого самолюбивого «я» и от других пристрастий и привычек. Подобно тому как больной человек нуждается в покое и изоляции, чтобы избежать усугубления болезненного состояния, так и человек, пребывающий в духовном недуге, а таковыми после грехопадения Адама и Евы являются все люди, нуждается в удалении от многих соблазнительных вещей этого мира. Так он не только выздоравливает, но и достигает определенной степени духовного возраста, становится близким к Господу и обретает покой и бессмертие для своей души.

Но, тут уже у автора возникают такие вопросы к читателям: многие ли сегодня думают о бессмертии своей души, и у кого ныне есть хотя бы осознание своей погибели?.. Как отмечает отец Маркел в следующей своей статье, только 2-3% людей из общего числа горожан и селян регулярно посещают храмы Божии. А потому переполненными в праздничные и воскресные дни бывают только рынки, магазины, стадионы, концертные залы, но полупустыми и полуразрушенными, в мерзости запустения, продолжают оставаться многие храмы и монастыри. Как же нам спастись? Примером нам служит Божья Матерь, Которая все время старалась удаляться от суеты и страстей этого мира. То есть Она старалась строить Свою жизнь не на букве закона, а на основе веры и благодати.

Так же и нам, по словам автора, надо учиться удаляться от суеты этого мира и строить свою жизнь на основе веры и взаимного доверия друг к другу. Этого можно достичь, если мы не будем никого из людей осуждать, а себя считать самыми грешными. А еще нам нужно научиться благодарить, и не только за добрые дела, которые совершают для нас люди, но и за всю несправедливость, которую несет нам мир. Мы должны научиться правильно относиться к благам мира сего, не прилепляться к богатству сердцем, если таковое есть, и не завидовать другим, если его нет. Должны научиться бороться со страстями, научиться прощать, и много еще других добродетелей взрастить в своей душе. Только, отвергнувшись себя и взяв крест свой, следуя за Христом, мы сможем стать причастниками благодати Божией в этой жизни и наследовать вечное Царство в жизни будущей. Можем стать святыми.

***

В жизни человека бывают разные времена: будни перемежаются праздниками, радости сменяются скорбями. Но как бы человеку ни было тяжело, он всегда утешается надеждою на лучшее. А душа, которая по природе христианка, всегда стремится к свету Правды. Ее стремление к Богу не могут остановить никакие жизненные коллизии, никакие гонения. И хотя многие люди в этом не признаются, они хотят быть добрыми, любящим, сильным, мужественным, мудрым. Хотят быть святыми. Но только тот, кто не идет на компромисс со своей совестью и побеждает грех и соблазн, тот становится святым, вокруг которого спасаются тысячи. Об этом нам напоминает архимандрит Маркелл (Павук) со страниц книги - «Легко ли быть святым?»

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы