У книжной полки. Протоиерей Константин Островский. Красные врата. Советы пастыря. Избранные письма

3 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Помните «Сказку о царе Салтане» Пушкина? «Три девицы под окном пряли поздно вечер­ком» и делились заветными желаниями на тему «кабы я была царица». Узнав эти желания, царь одну из девиц сделал ткачихой, потому что на самом деле она хотела ткать, другую царь сделал поварихой, потому что она мечтала го­товить пиры, а вот третью девицу царь избрал себе в царицы, потому что она хотела глубочай­шего соединения с ним и хотела принести плод этого соединения. Так и в духовной жизни принципиально важно, чего мы на самом деле хотим, - отмечает протоиерей Константин Островский. Если толь­ко внешней благопристойности, то и получаем эту благопристойность, как ореховую скорлупу без ядра. А вообще-то, мы созданы Богом для глубочайшего соединения с Ним во Христе. О том, с чего начинается духовная жизнь человека, как не сбиться с верного пути, ведущего к Богу? На эти и другие вопросы духовной жизни и отвечает отец Константин в своей книге - «Красные врата. Советы пастыря. Избранные письма».

***

«Я — Путь и Истина, и Жизнь» — сказал Господь, но на этот истинный Путь нам ещё нужно выйти с наших распутий. Новая книга протоиерея Константина Островского «Красные врата», вышедшая в свет в издательстве «Хри­стианская библиотека», составлена из двух частей, объединённых общей задачей: помочь православному человеку, ищущему духовный путь, обрести его. В первой части, которая называется - «Вхождение в Церковь», даются краткие наставления о молитве, о покаянии, об устройстве православ­ной семьи и приходской общины.

Здесь автор в частности пишет, что духовная жизнь начинается с призвания Божьего, человек не может сам её начать, даже получивший церковное воспитание и всё знаю­щий, всё понимающий, может быть, даже рабо­тающий в церкви, даже служащий у престола. И когда это призвание есть, если человек на него откликнется, с этого духовная жизнь начнётся. После этого он вскоре обнаружит, что ничего духовного в нём на самом деле нет. Это нужно увидеть обязательно, только тогда человек почувствует необходимость измениться, и тогда он станет что-то делать. Он обязательно будет много оши­баться. Но если человек действительно ищет Царство Небесное, то Бог найдёт, как его напра­вить и исправить». Более подробнее об этом автор размышляет в разделе «Первые шаги в духовной жизни».

Далее в разделе «О духовничестве», автор отмечает, что человеку, начинающему духовный путь, очень полезно иметь пастыря-наставника, пусть не имеющего великого духовного опыта, но трезвого (во всех отношениях — физически и ду­ховно), начитанного в святых отцах; который не будет ни отменять посты, ни назначать су­хоядение; сможет рассказать о церковных по­рядках, о молитвенных правилах, объяснить смысл. Даже если в чём-то священник ошибётся, если это в пределах церковной традиции, если он стремится привести человека ко Христу, а не к себе, то всё равно такое регулярное общение полезно для начинающего. В общем-то, - говорит отец Константин, каждый приходский священ­ник должен быть способен к такой скромной, но очень важной пастырской деятельности. Однако это ещё не духовный отец и тем более не духоносный старец.

Конечно, бывает так, что человек не может найти себе духовника, и не по гордости, мол, этот не святой и этот не святой, а действительно не может — Бог не посылает. И эта ситуация, - говорит автор, - не безвыходная. Преподобная игумения Арсения (Себрякова) пишет: «Достигать отречения своей воли может затворник, и послушник, и мирской человек. Но достигать этой цели они все трое должны различными путями. Первый из них видит волю Божию, пред которой он отвергает свою соб­ственную волю, во свете слова Божия; второй — в воле своего духовного руководителя; а тре­тий — в обстоятельствах жизни. Для всех трёх доступна чистота сердца, но первый стремится к ней постоянной молитвой, второй — трудом послушания и исповедания помыслов, третий — честным исполнением служебных обязанностей и семейного долга. Все достигают одной цели, но разными путями».

Таким образом, если человек в смиренном сознании своей духовной неопытности, как может, молится Богу, читает Священное Писание в простоте; читает церковные книги в надежде получить вразум­ление; старается бороться со своими страстями; если он благодушно, а лучше с благодарностью, терпит посылаемые ему Богом скорби — тогда всемогущий Бог найдёт, как направить этого человека на истинный путь. Не раз, конечно, он ошибётся и споткнётся, и даже упадёт, но — с Божией помощью — исправится и восстанет от падения. И этот горький путь терпения своих немощей, болезней и скорбей станет для такого человека путём в Царство Небесное — царским путём».

В разделе под названием «Домашняя церковь», - пойдёт речь только о некото­рых моментах семейного воспитания, на кото­рые сам автор обратил внимание и которые, как ему кажется, имеют значение для многих. Это, как говорит отец Константин, ко­нечно, не рецепты. Со многими тезисами кто-то, скорее всего, не согласится, тем более что мнения батюшки не всегда совпадают с мнениями неко­торых весьма уважаемых им и заслуженно популярных в церковной среде священников и специалистов. Это не рецепты ещё и потому, что все люди разные и какие-то вещи, правильные сами по себе, могут не подходить для какой-то конкретной жизненной ситуации. Более того, как признается автор, его опыт, несомненно, ограничен, во-первых, тем, что в семье у него были только мальчики, девочек не было. А ещё тем, что будущий пастырь в Церковь пришел практически одновременно с же­ной, ког­да старшему сыну был всего год, то есть дети росли в церковной семье.

Но главное ограничение опыта, - говорит отец Константин — то, что у нас с женой было единство по всем основным духовным вопросам и вопросам воспитания де­тей, а в большинстве семей, насколько я могу судить, как раз имеют место хронические конфликты по главным жизненным темам. Но, все же автор высказывает свои мнения о многих сторонах семейной жизни, с которыми будет интересно познакомиться многим нашим читателям. Еще один раздел книги называется «Приходская семья», где отец Константин объясняет, что такое церковная община, зачем она нужна? Вопросы эти возникают не только у новоначальных христиан, но, бывает, и у священников, не один год прослуживших на приходе. Найти на них ответы и помогает автор книги. Вторую, большую часть книги под названием «Отец в удалённом доступе», составляют письма отца Константина прихожанам, по разным причинам оказавшимся вдали от родного храма.

***

Протоиерей Константин Островский — настоятель Успенского храма г. Красногорска, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии. Автор ряда книг православной тематики и большого количества статей, публиковавшихся в различных изданиях. В предисловии этой книги он пишет: «Красные врата ведут из притвора в храм. Ещё не в Святая Святых к Престолу Бо­жьему, блаженному бесстрастию, свободе от всякого греха, цели христианского пути, а в то место, куда открыт вход всякому верному — в Церковь Божию. Войдём же в эти двери, ведь, чтобы достигнуть цели, путь нужно начать, сделать первые шаги в духовной жизни». Помочь сделать эти шаги и призвана данная книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать