У книжной полки. Архимандрит Наум (Байбородин). Ключ к Псалтири

18 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами известного в России и далеко за ее пределами духовника и старца, почившего в 2017 году архимандрита Троице-Сергиевой лавры отца Наума (Байбородина). Издательство «Сибирская Благозвонница» в течение многих лет издавала сборники, составленные отцом Наумом, которые из-за скромности составителя были подписаны псевдонимом Н. С. Посадский. В настоящее время авторские труды и проповеди отца Наума издаются, и уже под его собственным именем. На нашей книжной полке были представлены книги: «Земной ангел и небесный человек», «Философия духа отцов «Добротолюбия»», «Тайна Туринской Плащаницы и Пасха Христова». А сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередное издание под названием «Ключ к Псалтири». Об этой книге – далее в нашей программе.

***

По словам издателей, духовник и старец - архимандрит Наум (Байбородин) - считал самым важным в жизни каждого человека пройти путь очищения и освящения своей души ради той встречи с Богом, которой в конце своей жизни ждет любой христиа­нин. Путь этот пролегает через исполнение заповедей, пост и воздержание, участие в Таинствах Православной Церкви, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву, через достойное причащение Святых Христовых Таин. Архимандрит Наум учил, что недостаточно лишь оставить страсти и избегать грехов. Этого мало. Как говорит псалмопевец, уклонися от зла, и сотвори благо (Пс, 33,15). Это благо, о котором здесь говорится, и есть та духовная работа, которую должен вести христианин каждый день и час своей жиз­ни, стоя на страже своей души. К этому отец Наум неустанно призывал каждого прихо­дящего к нему человека.

Однако, как отмечают издатели, в этой духовной работе имеют значение усилия не только души и сердца, но и разума. Каждый православный хри­стианин должен оставаться в ограде Святой Церкви, твердо держась истин православного вероучения. Должен изучать Священное Писание, стремиться жить в соответствии с Евангелием, молиться. В одной из своих проповедей отец Наум призывал слушающих его: «Давайте, братья и сестры, молиться. Будем читать жития святых – чтобы знать каждого угодника: когда он был, как он жил. Евангелие толковое читать. Псалтирь любить. Правда, толкований по ней мало, только сейчас вот появилась самая, можно сказать, такая лучшая толковая Псалтирь – это Успенской Киевской Лавры. Бывает, отцы имеют и разное мнение по каким-то вопросам, этим не надо смущаться – надо просить у Господа Бога прояснения и наблюдать, как у святых отцов говорится. Псалтирь содержит великие тайны для спасения – там и пророчества, и поучения, и все, что необходимо для христианской жизни».

Как отмечают издатели, с глубокой древности Псалтирь служила настольной и молитвенной книгой не только для монашествующих, но и для всех православных христи­ан. По глубине богословских поэтиче­ских образов и разнообразию молитвен­ных чувств ей нет равных среди Книг Священного Писания. Хвала и благо­дарение Богу за Его благодеяния, по­каянные излияния верующего серд­ца, таинственное прозрение о будущем торжестве славы Божией - все это есть в псалмах, которые читаются каждый день во время богослужения в храме и благочестивыми христианами дома на домашней молитве. Неудивительно поэтому, что архи­мандрит Наум рекомендовал всем читать Псалтирь как можно чаще, пред­варяя чтение молитвенным прошени­ем к Богу о правильном разумении чи­таемого. Эта книга, предлагаемая благоче­стивому читателю, — плод размышле­ний батюшки о псалмах и о пророче­ствах, вдохновенно изреченных устами псалмопевца.

А вот еще что о Псалтири говорит сам отец Наум: «Богодухновенная Псалтирь в Вет­хозаветной Церкви называлась книгой хвалений и разделялась на пять частей, а теперь они собраны в двадцать кафизм. Существуют хвалебно благодарственные псалмы, молитвен­ные, учительные (где говорится о вере и нравственности), мессианские о Спасителе, о пророчествах — и пре­образовательные. Главное в псалмах — мессианское прозрение, что Сын Божий, Мессия, принес победу добра над злом; в них возносится гимн веры евангельской прежде боговоплощения. И иудеям, и язычникам возвещается освобожде­ние от духовного рабства, ибо смерть побеждена воскресением, провозгла­шаются евангельские истины и вос­хваляется Церковь Бога Живаго».

Как отмечает отец Наум, «каждый псалом по внушению Духа Святого воспевает тайны Божий, благодеяния, промышление о мире и человеке, Его любовь к нам. Наипаче же в них говорится о пришествии Христа Спасителя на землю, Его пре­чистых страстях, о милости к челове­ку, о Воскресении, созидании Церк­ви и Царствии Божием — Небесном Иерусалиме». «В Псалтири, - пишет батюшка, - как в раю, насажде­но все полезное и нужное: вся жизнь человеческая, состояние духа, дви­жение ума; открывается покаяние, добродетель, богохваление, бла­годарение, славословие Бога. Сам Господь наш Иисус Христос освя­тил эту божественную Книгу, выражая Свое состояние псаломски: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мк. 15, 34). Вос­ходя на гору Елеонскую, Он воспе­вал хвалительные псалмы со 112-го по 117-й. И апостолы внушали назидать себя псалмами, воспевая их в веселии сердца.

Первые христиане всегда и везде воспевали псалмы. Земледелец, иду­щий за плугом, жнец на ниве своей, виноградарь, пастухи пели псалмы как любимую песнь народа Божия. У древних иноков было три заня­тия: псалмопение, рукоделие и молит­ва. И пение двенадцати псалмов было внушено Ангелом Божиим. Соверша­лось круглосуточное пение Псалтири в обители неусыпающих. Пели псалмы в часы 3-й, 6-й и 9-й с древних времен. Псалмопение есть пища наших душ, истинная и непорочная, ибо преподает­ся горнее и божественное любомудрие. И душа беседует со Святым Духом, и освящается душа и тело, и на скри­жалях сердца человеческого изобража­ется закон, ведущий к жизни вечной.

Псалтирь, по словам отца Наума, дышит святостью и богодухновенностъю. В усладительном сладкопении язык выговаривает псалмы, а ум молится. Пение псалмов Ангелы на помощь призывает, демоны устрашает, тьму неведения прогоня­ет, святыню содевает, ум просвещает, заглаживает грехи, веру прибавляет, и надежду, и любовь. Псалмопение, пение хвалы Божи-ей, душу возвышает, уста очищает, сердце веселит, мир Христов в разуме водворяет, и премудрость, и величие, и крепость Божию прославляет, и бла­гословение Божие призывает, и Твор­цу и Богу, и Царю, и Отцу Небесному усыновляет». Так батюшка говорит о псалмопении, а кроме того, рассматривает каждый псалом в отдельности и дает краткое его объяснение. Познакомиться с его размышлениями о песнях богодухновенной книги мы приглашаем наших читателей.

***

Старейший насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, старец и духовник архимандрит Наум (Байбородин) отошел ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Последними наставлениями отца Наума были слова: «Главное - это жизнь по Евангелию. Читайте Евангелие, запоминайте Евангелие». Сам батюшка стремился к тому, чтобы вся его жизнь стала Святым Евангелием. Такую же верность воплощенному Сло­ву он завещал своим духовным чадам. Литературное наследие архиман­дрита Наума насчитывает десяток толстых томов, в которых собраны «жемчужины духовного опыта». Мы надеемся, - говорят издатели, - что знакомство с творчеством архимандрита Наума принесет духовную пользу всем читателям.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы