Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Знаменитый духовный писатель древности преподобный авва Дорофей сравнивал процесс спасения души со строительством дома. Он писал, что строитель должен на каждый камень класть известковый раствор, ибо без него камни распадутся и здание обрушится. Для духовного дома христианина кирпичами являются добродетели, а известью служит смирение. Любое доброе дело, совершаемое без него, не приносит человеку никакой пользы. Но что такое смирение и как его приобрести? Об этом рассказывает кандидат богословия протоиерей Вячеслав Тулупов в своей новой книге, которая вышла в свет в Издательстве Московской Патриархии. Она так и называется - «Как приобрести смирение».
***
Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, с самим собой и с другими людьми. Известный египетский подвижник авва Пафнутий рассказывал, что в дни своей молодости постоянно ходил к великим старцам, хотя они жили в пустыне на расстоянии двенадцати миль от него. Авва Пафнутий открывал им все свои мысли. Они же говорили ему всегда одно и то же: «Куда бы ты ни пришел, храни смирение, и будешь спокоен». Смирение приносит человеку мир, радость и благодатную безмятежность. Оно же делает эти чувства в христианине непоколебимыми, даже несмотря на скорби и житейскую суету. Если мы в любых искушениях будем прибегать под покров Смирения, то найдем единственно правильное решение всех своих проблем.
Но в чем сущность смирения, возможно ли спасение без этой добродетели? Об этом и предлагает поразмышлять автор в своей книге. Начиная разговор о христианском смирении, протоиерей Вячеслав Тулупов предваряет его одной историей из жизни святой царицы Тамары. Вот что он пишет: «В 1208 году в православную Грузию вторглось войско мусульман. Возглавлял его султан персидского города Ардебиля. В день праздника Пасхи, на рассвете, мусульмане внезапно ворвались в город Ани и, разграбив его, убили двенадцать тысяч христиан. Грузинская царица Тамара, узнав о случившемся, приказала своему знаменитому полководцу Захарии Мхаргрдзели осуществить акцию возмездия. Военачальник дождался начала мусульманского поста и отправился с войском в Персию. В ночь полнолуния его отряды сосредоточились около города Ардебиля. На рассвете, когда горожане только-только начали пробуждаться от сна и муллы с минаретов возвестили об окончании поста, грузины завладели городом.
По приказу Захарии Мхаргрдзели он был разрушен до основания, а двенадцать тысяч его жителей умерщвлены. Казнь настигла и захваченного в плен ардебильского султана. После этого случая мусульмане перестали совершать набеги на грузинские земли в дни великих христианских праздников. Во время правления царицы Тамары Грузинское государство достигло вершины своего могущества. Полководцы Тамары прославили Грузию многими удачными походами и сражениями. Однако сама царица была чужда какой-либо воинственности. Наоборот, Тамара всегда стремилась к разрешению споров с соседними государствами путем мирных переговоров. Ее войска постоянно занимали оборонительные позиции и переходили в наступление только тогда, когда к этому их вынуждал противник.
Как свидетельствуют арабские и персидские источники, в Грузии во время царствования Тамары мусульмане жили в лучших социальных условиях, чем во многих исламских государствах. Благоверная царица отменила смертную казнь и даже запретила наказывать людей розгами. Она ежегодно отпускала из казны одну десятую часть государственных доходов на помощь нуждающимся и часто целыми ночами собственными руками шила одежду для бедняков. Тамара каждый день молилась за литургией в дворцовом храме. Современники удивлялись ее мудрости, смирению и благочестию. За свою праведную жизнь она была причислена Церковью к лику святых.
Как же сочеталась в святой Тамаре кротость христианки с твердостью царицы? Почему грузинские войска по ее приказу наносили противнику ответные удары? Ведь мусульмане, зная слова Спасителя о том, что после удара по одной щеке христианин должен подставить другую, могли ожидать от грузинской царицы иного отношения к своим захватническим действиям. Или благоверная Тамара не обладала смирением? Эта добродетель, конечно, украшала святую царицу, но о христианском смирении во все времена многие имели превратное представление. Противники Христа всегда насаждали мнение о смирении как о характерном качестве рабских натур, придавленных бременем христианских догм. Однако на примере грузинской царицы мы убеждаемся в обратном.
Из этой книги читатель узнает о сущности смирения, о путях его достижения и увидит, что обрести эту великую добродетель может только человек с твердой волей и мужественным сердцем. Дочитав книгу до конца, читатель, наверное, поймет, что истинное смирение не может существовать в душе человека, не имеющего таких духовных свойств, как решительность, мужество и твердость. Только обладая этими качествами, можно победить демонов, которые ненавидят смирение и беспощадно борются с теми, кто стремится его стяжать. Закалившись в духовных битвах, христианин, подобно царице Тамаре, может стать мужественным защитником Отечества и Церкви от происков не только невидимых, но и видимых врагов.
Противники Христа стремятся в сознании православных людей заменить истинное понимание христианского смирения идеей пресловутого «непротивления злу насилием». Стремление к такой подмене бывает особенно заметно, когда в ответ на мужественные и твердые поступки Церкви и христиан раздается шквал недовольства и возмущения в так называемых средствах массовой информации. Специалисты, формирующие «общественное мнение», вдруг начинают открыто учить православных иерархов и мирян смирению, извращая понимание этой добродетели в угоду своим хозяевам. Христианин может спастись, только приобретя смирение. Во все времена за его обладание подвижники вели тяжелую борьбу с духами злобы и со своей падшей природой. В современном мире эта борьба носит еще более ожесточенный характер.
Культ денег, власти, наслаждений поразил современное общество. Гордость пронизала все сферы человеческой деятельности и стала для большинства людей сердцевиной личной жизни. В таких условиях от нас требуются чрезвычайные усилия воли, чтобы приобрести добродетель смирения. Иногда кажется, что в современном мире ее достигнуть уже невозможно. Но это неверно. Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18: 27). Как в древности, так и в настоящее время Бог милостиво взирает на ищущих спасения. И ныне Он подает Своим верным рабам благодатные дары, в том числе смирение. Происходит удивительное: растленность современного мира служит для истинных христиан поводом к еще большему смирению. Видя все препятствия для духовной жизни в окружающем нас обществе, мы должны понять, что спастись сейчас, как никогда в истории человечества, можно только благодаря особой помощи Божией. Такое восприятие действительности неминуемо приведет нас к познанию своей ничтожности и немощи, к всецелому упованию на Бога. Если это произойдет, мы получим от Господа дар смирения в не меньшей степени, чем его получали древние христиане.
***
«Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными, – наставлял преподобный Исаак Сирин. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели. И если приобретем его, соделает нас сынами Божиими и без добрых дел представит Богу». Что такое смирение? Как познать собственную немощь? Какие существуют правила смиренного поведения? На эти и многие вопросы отвечает протоиерей Вячеслав Тулупов в своей книге. На многочисленных примерах из житий святых, патериков и Пролога автор раскрывает значение этой добродетели для спасения. При этом он большое внимание уделяет практическому применению святоотеческих наставлений о смирении в повседневной жизни христианина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!