Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Чтение духовных повествований о жизни святых приносит великую пользу. В жизнеописаниях христианских подвижников мы находим высокие образцы духовного совершенства, покаяния и самоотвержения, которые направляют нас ко спасению. С древних времен рассказы о жизни и подвигах святых передавались из поколения в поколение, сначала в устной, а потом и письменной форме сохранялись благочестивыми людьми. Позже стали появляться целые сборники житийных повествований, составленные духовными писателями. В 19 веке «Избранные жития святых» были изложены писательницей Александрой Николаевной Бахметевой, и этот ее труд выдержал в дореволюционной России более десяти переизданий. Новый его выпуск в свет был осуществлен в настоящее время издательством Пальмира. Именно его мы предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
В этой книге собраны «Избранные жития святых», кратко изложенные на основе Четьих миней святителя Димитрия Ростовского. Духовная писательница Александра Николаевна Бахметева была выдающейся личностью своей эпохи. Она прожила долгую и интересную жизнь, главным делом которой было литературное творчество. Будучи человеком глубоко верующим, небезразличным к окружающему, наблюдательным и эрудированным, писательница живо и интересно излагала в своих популярных и недорогих, рассчитанных прежде всего на читателей из простого народа, книжках события библейской и церковной истории. В России начала XX века книги, принадлежащие ее перу, были во многих семейных библиотеках и ими зачитывались дети.
В предисловии к этому труду автор писала: «Православная Церковь освящает каждый день воспоминаниями о Господе Иисусе Христе, о Пречистой Богоматери или о святых угодниках Божиих. В молитвах и песнопениях своих Церковь обращается и к ветхозаветным пророкам и патриархам, и к святым угодникам и мученикам христианства как к живым членам своим и заступникам верующих. Очевидна польза душевная, которую может получить всякий, кто внимательно следит за этим непрерывным рядом церковных воспоминаний, извлекая из них назидательные примеры и черпая новые силы для трудного подвига житейского». Как отмечает автор, «Праздники установлены в глубокой древности; поминание святых началось с первых веков христианства. Цель праздников — напомнить нам благодеяния Божии и тем пробудить в сердцах наших чувства любви и благодарности к Подателю всех благ».
После сотворения мира Господь освятил седьмой день, день покоя, и в законе, данном Моисею, повелел помнить седьмой день и посвящать его Господу. По повелению же Божию Моисей установил и другие праздники: праздник Пасхи — в память избавления израильтян от рабства египетского; праздник Пятидесятницы — в память дарования закона; праздник Кущей — в память странствования израильтян по пустыне. Великие и чудные благодеяния явил Бог избранному народу Своему. Но, - по словам автора, - они были только слабым образом того, что Господь явил людям впоследствии, когда отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Сам Сын Божий сошел на землю, принял плоть человеческую и страданиями и вольной смертью искупил людей от плена смерти, даровав им вечную жизнь. С пришествием Спасителя, с устроением Церкви Христовой и дарованием нового закона древние праздники иудейские потеряли свое значение; их заменили праздники христианские, установленные в воспоминание событий новозаветных. Величайший из этих праздников есть Пасха, Воскресение Господне.
Перед вознесением Своим Господь повелел апостолам проповедовать Евангелие всем народам. Они исполняли это усердно, хотя за то подвергались страшным гонениям от иудеев и язычников. Иудеи, признававшие Бога истинного, Творца вселенной, не веровали, что Иисус Христос есть Сын Божий и давно ожидаемый Спаситель мира; язычники поклонялись идолам; но апостолы, укрепляемые силой свыше, не боялись ни страданий, ни смерти и смело проповедовали истину. Слово Божие быстро распространялось. Успехи нового учения тревожили правителей и царей, которые жестоко преследовали христиан, считая их безбожниками и врагами государства. Самое сильное государство в то время было государство Римское: ему были покорны очень многие тогда известные народы Старого Света. Римские императоры, язычники, издавали строжайшие указы против христиан. Как отмечает автор, история насчитывает до десяти жестоких гонений; первое было при Нероне в 64 году, последнее — при Диоклетиане, в 303 году.
Во всей империи преследовали христиан, приводили их к суду, убеждали поклоняться идолам или совершать языческое жертвоприношение; и когда они на это не соглашались и продолжали исповедовать имя Господа Иисуса Христа, то предавали их ужаснейшим истязаниям: их били, терзали, жгли, бросали зверям; разрушали церкви христианские, жгли священные книги, представляли в самом превратном виде образ жизни христиан и обряды их богослужения, чтобы возбудить против них ненависть и презрение. Христиане переносили все с кротостью и непоколебимой твердостью, молились за врагов своих, старались благотворить им и шли радостно на смерть за имя Иисуса Христа. В эти славные времена возник между христианами обычай записывать страдания и день кончины тех из них, которые полагали жизнь за веру свою. Эти повествования передавались из одной церкви в другую; и везде христиане, любившие друг друга братской любовью, творили память по усопшим и благодарили Господа, Который помог им совершить честно путь временной жизни.
По прошествии трех веков жестокие гонения прекратились, потому что сам император римский, Константин, принял веру христианскую; но смуты и опасности другого рода волновали Святую Церковь. Разные лжеучители толковали превратно учение христианское и этим смущали верующих; ереси распространялись между христианами; по поводу них возникли новые гонения. Но Господь охранял Церковь Свою и посылал ей много святых мужей, полных мудрости и силы духа, которые наставляли и укрепляли колеблющихся, подавали пример христианских добродетелей и всегда были готовы жертвовать жизнью за святую веру. Они изустно и письменно объясняли закон Божий и, движимые Духом Святым, на Вселенских соборах излагали догматы, или правила веры, которые соблюдаются свято и ненарушимо Православной Церковью.
Кроме того, - пишет автор, - много святых мужей служили Господу в пустыне, презрев из любви к Богу славу и богатства мира сего; многие устраивали монастыри, излагали правила монашеской жизни, проповедовали веру христианскую язычникам. Святая Церковь с благоговением воспоминает всех этих верных служителей Господа: апостолов, мучеников, патриархов, исполняя тем наставление святого апостола Павла, который говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Святая Церковь посвящает некоторые дни ангелам, как заступникам и хранителям людей, воспоминает с благодарностью великие события церковной и гражданской истории, в которых Господь явил нам милость Свою, празднует благотворные явления и дни перенесения мощей святых угодников Божиих.
Как я уже отмечала, в Древней Церкви было обыкновение записывать подвиги святых мучеников. О некоторых из них упоминали историки; составлялись также подробные жизнеописания святых мужей. В X веке при греческом императоре Константине Багрянородном блаженный Симеон Метафраст собрал все эти отдельные известия и описания и расположил жития святых по месяцам и числам за весь год. Когда Русь приняла христианскую веру, до нее дошли некоторые жития, переведенные с греческого языка на славянский. Иноки Печерской лавры Нестор, Симон, Поликарп стали описывать жизнь русских угодников Божиих. То же делалось и в других монастырях. Двадцать лет трудился святитель Димитрий Ростовский над изданием Четьи миней. Его жития святых, расположенные в двенадцати книгах по месяцам и числам, увидели свет в 1704 году. Нельзя не радоваться, - говорит Бахметева, - что эти назидательные книги находят у нас многочисленных читателей». Взяв за основу труд святителя, писательница постаралась представить краткое извлечение из Четьих миней, доступное и для детского возраста.
*** Как отмечают издатели, «жития святых — это животворящий источник для верующего человека. Духовное чтение утешает в горестях, избавляет от уныния и возвышает душу. Подвижники веры и благочестия ведут нас своими примерами ко Христу». Александра Николаевна Бахметева, посвятившая свои труды народному просвещению, обладала редкой способностью рассказывать о событиях Священной истории в живой и доступной форме. Также живо и интересно она повествует о святых угодниках Божиих. Составляя жития святых, писательница надеялась, «что это чтение полюбится читателям нашим: они увидят высокие примеры веры, любви к Богу и ближнему, христианского мужества, терпения среди страданий, полной покорности воле Божией. А пример — самое лучшее наставление: он вместе и научает, и ободряет». Сегодня «Избранные жития святых» Александры Бахметевой доступны современным читателям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!