У книжной полки. Игумен Дамаскин (Орловский). Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской

25 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

События 20 века в истории Русской Церкви сравнимы лишь с первыми веками христианства: именно здесь, на нашей зем­ле, чуть более ста лет назад вновь воздвигли гонения на Церковь, подобно эпохе раннего христианства. Только в гораздо боль­ших масштабах! Реалии Древнего Рима давно стали для нас лишь картинкой из очень далекого прошлого, когда-нибудь и XX век станет для наших потомков экзотикой вроде легионе­ров, патрициев и закона о римском гражданстве. Но то, ради чего христиане со смирением шли на арену Колизея или по ко­ридорам Бутырской тюрьмы, останется прежним. В результате этих гонений Церковь обрела сонм новомучеников и исповед­ников — святых, предстоящих за нас пред Престолом Божиим. О некоторых из них рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Она называется – «Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской».

***

«Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской XX века» — это сборник самых ярких и назидательных житий, написанных игуменом Дамаскиным (Орловским), сокращенных и адаптированных им для широкого круга читателей журнала «Фома». Больше десяти лет назад редакционный совет этого печатного издания решил, что в каждом номере должны быть статьи о новомучениках. Во многом это решение и удалось претворить в жизнь благодаря поддержке игумена Дамаскина. Эта книга собрана из его текстов, в том числе публиковавшихся в журнале «Фома» и на одноименном сайте. Некоторые из этих текстов читали в православных храмах на запричастном стихе в дни памяти святых, и этот факт заставляет нас относиться к ним с особым трепетом. Это уже не просто пуб­лицистика, а нечто большее.

В предисловии книги главный редактор журнала Владимир Легойда пишет: «К большому сожалению, тема подвига мучеников и исповедников Церкви Русской XX века до сих пор остается одной из самых малоизвестных и еще менее осмысленных в нашей истории, в нашем обществе и даже в современной церковной жизни. Далекие от Церкви люди воспринимают ее, как правило, в общем контексте политических репрессий про­шлого и судят о ней, соответственно, также лишь как о части политической истории страны». Но «их подвигом и их молитвами живы и мы сегодня, жива Церковь Русская.

Понимаем ли мы это? Как мы, современные люди, назы­вающие себя христианами, почитаем подвиг тех, кто жил во время, когда за право называться христианином можно было отдать жизнь или провести ее остаток в лагере? Или все же не­редко отношение к святым остается потребительским, почти граничащим с язычеством? Так, одному святому молятся о здоровье, а другому — о семейном счастье. Есть кому молиться об удаче в бизнесе или на экзамене. А о чем просить новомучеников? На­верное, лишь об одном — об укреплении в вере. Так почему не просим? Неужели не нужно? Или не понимаем, что все осталь­ное — менее важно для христианина? Задуматься над этими вопросами призвана эта книга.

Наверное, в каждой верующей семье есть особо почитаемые святые, сыгравшие и играющие в ее жизни важную роль. Для кого-то это - митрополит Петр (Полянский), 12 лет возглавлявший Русскую Православную Церковь из заключения и ставший «в условиях тотальных гонений молчаливым кам­нем, на котором и оказалось прочно основанным бытие Русской Церкви в XX столетии». 10 октября 1937 года пролилась его мучени­чески кровь — Патриарший Местоблюститель митрополит Петр был расстрелян. Для кого-то это - священник Петр Пушкинский, не отрекшийся от веры в кабинетах ОГПУ, не отрекшийся от нее и позже — на краю рва на Бутовском полигоне, где рас­стреливали приговоренных и откуда скидывали их тела в общие ямы... Отца Петра расстреляли 13 октября 1937 года.

Или епископ Мефодий (Красноперов), которого за попытку обратиться с проповедью мира к толпе, красноармейцы сперва закололи штыками, а потом вонзили крест в одну из его ран? Владыка был убит 17 февраля 1921 года на храмовой площади города Петропавловска. Во многих семьях особо почитается исповедница Матрона Анемнясевская — сле­пая и парализованная женщина, казавшаяся властям столь опасной, что ее арестовали, хотя она не могла даже сидеть, и сотрудникам «органов» пришлось нести ее до машины? Блаженная Матрона скончалась 29 июля 1936 года в доме хроников имени Радищева, находившемся в окрестностях Москвы, и была погребена на Владыкинском кладбище. Чтут люди и преподобноисповедника Леонтия (Стасевича), которого в пасхальную ночь охранники лагеря окунали на ве­ревке в выгребную яму, требуя отречься от веры, но в ответ слышали только «Христос воскресе!»? Он умер 9 февраля 1972 года.

Духовным отцом многих людей был преподобноисповедник Севастиан Карагандинский, которого в тюрьме выставили на всю ночь на мороз в одной рясе и, приставив стражу, менявшуюся че­рез каждые два часа, стали требовать отречения от веры. Но по милости Божией отец Севастиан не замерз, согре­ваясь теплой верой во Христа. Утром, когда его привели на допрос, следователь произнес приговор: «Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму».  Батюшка был приговорен к 7 годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен в Караганду. В лагере отца Севастиана били и истязали, снова требуя, чтобы он от­рекся от Бога. Но на это он сказал: «Никогда». Господь сохранил жизнь исповеднику, зная, сколько тот послужит впоследствии людям. Отец Севастиан скончался 19 апреля 1966 года, а 22 октября 1997 года были обретены его мощи, которые находятся ныне во Введенском соборе города Караганды.

Святой, чью память Церковь будет праздновать завтра, особо почитается не только в Тверской епархии, но и в частности, у нас на Урале, в семьях законоучителей. Имя этого святого - священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Как отмечает игумен Дамаскин, «главной христианской добродетелью по справедливо­сти признается смирение, ибо только оно вполне дает место действия в человеке Духу Святому, ставя физические и душевные качества, а по существу — немощи человека, на вторую, более подобающую им ступеньку. «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать», - говорится в Священном Писании. Мало людей, обретших это дивное свойство, как бы усвояющее человеку святые свойства Христовы. Одним из таких смиренных святых мучеников Русской Церкви и является архиепископ Фаддей (Успенский). Его краткое житие и жития многих других святых 20 века вошли в эту книгу.

***

Чтобы почув­ствовать, как близко Царство Божие к нам, к нашим шумным городским площадям, душным плацкартным или комфор­табельным спальным вагонам, безликим бюрократическим заведениям, холодным койкам больниц, надо прочесть эту книгу целиком. Из нее вы узнаете, как много людей нашли в себе силы сделать шаг отсюда туда. Хватит ли у нас силы и веры шагнуть следом? Ведь почитание — это не про­сто память, это утверждение в настоящем и взгляд в будущее, это соединение с теми, кто в вечности, кто у Бога, у Которого все живы.  Искренне надеюсь, - говорит Владимир Легойда, - что мы найдем в себе силы и разум изменить наше отношение к мученикам XX века. Буду рад, если для кого-то такое изменение начнется с этой книги. Для этого ее важно прочесть целиком!

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать