Аудио |
|
Скачать .mp3 |
События 20 века в истории Русской Церкви сравнимы лишь с первыми веками христианства: именно здесь, на нашей земле, чуть более ста лет назад вновь воздвигли гонения на Церковь, подобно эпохе раннего христианства. Только в гораздо больших масштабах! Реалии Древнего Рима давно стали для нас лишь картинкой из очень далекого прошлого, когда-нибудь и XX век станет для наших потомков экзотикой вроде легионеров, патрициев и закона о римском гражданстве. Но то, ради чего христиане со смирением шли на арену Колизея или по коридорам Бутырской тюрьмы, останется прежним. В результате этих гонений Церковь обрела сонм новомучеников и исповедников — святых, предстоящих за нас пред Престолом Божиим. О некоторых из них рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Она называется – «Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской».
***
«Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской XX века» — это сборник самых ярких и назидательных житий, написанных игуменом Дамаскиным (Орловским), сокращенных и адаптированных им для широкого круга читателей журнала «Фома». Больше десяти лет назад редакционный совет этого печатного издания решил, что в каждом номере должны быть статьи о новомучениках. Во многом это решение и удалось претворить в жизнь благодаря поддержке игумена Дамаскина. Эта книга собрана из его текстов, в том числе публиковавшихся в журнале «Фома» и на одноименном сайте. Некоторые из этих текстов читали в православных храмах на запричастном стихе в дни памяти святых, и этот факт заставляет нас относиться к ним с особым трепетом. Это уже не просто публицистика, а нечто большее.
В предисловии книги главный редактор журнала Владимир Легойда пишет: «К большому сожалению, тема подвига мучеников и исповедников Церкви Русской XX века до сих пор остается одной из самых малоизвестных и еще менее осмысленных в нашей истории, в нашем обществе и даже в современной церковной жизни. Далекие от Церкви люди воспринимают ее, как правило, в общем контексте политических репрессий прошлого и судят о ней, соответственно, также лишь как о части политической истории страны». Но «их подвигом и их молитвами живы и мы сегодня, жива Церковь Русская.
Понимаем ли мы это? Как мы, современные люди, называющие себя христианами, почитаем подвиг тех, кто жил во время, когда за право называться христианином можно было отдать жизнь или провести ее остаток в лагере? Или все же нередко отношение к святым остается потребительским, почти граничащим с язычеством? Так, одному святому молятся о здоровье, а другому — о семейном счастье. Есть кому молиться об удаче в бизнесе или на экзамене. А о чем просить новомучеников? Наверное, лишь об одном — об укреплении в вере. Так почему не просим? Неужели не нужно? Или не понимаем, что все остальное — менее важно для христианина? Задуматься над этими вопросами призвана эта книга.
Наверное, в каждой верующей семье есть особо почитаемые святые, сыгравшие и играющие в ее жизни важную роль. Для кого-то это - митрополит Петр (Полянский), 12 лет возглавлявший Русскую Православную Церковь из заключения и ставший «в условиях тотальных гонений молчаливым камнем, на котором и оказалось прочно основанным бытие Русской Церкви в XX столетии». 10 октября 1937 года пролилась его мученически кровь — Патриарший Местоблюститель митрополит Петр был расстрелян. Для кого-то это - священник Петр Пушкинский, не отрекшийся от веры в кабинетах ОГПУ, не отрекшийся от нее и позже — на краю рва на Бутовском полигоне, где расстреливали приговоренных и откуда скидывали их тела в общие ямы... Отца Петра расстреляли 13 октября 1937 года.
Или епископ Мефодий (Красноперов), которого за попытку обратиться с проповедью мира к толпе, красноармейцы сперва закололи штыками, а потом вонзили крест в одну из его ран? Владыка был убит 17 февраля 1921 года на храмовой площади города Петропавловска. Во многих семьях особо почитается исповедница Матрона Анемнясевская — слепая и парализованная женщина, казавшаяся властям столь опасной, что ее арестовали, хотя она не могла даже сидеть, и сотрудникам «органов» пришлось нести ее до машины? Блаженная Матрона скончалась 29 июля 1936 года в доме хроников имени Радищева, находившемся в окрестностях Москвы, и была погребена на Владыкинском кладбище. Чтут люди и преподобноисповедника Леонтия (Стасевича), которого в пасхальную ночь охранники лагеря окунали на веревке в выгребную яму, требуя отречься от веры, но в ответ слышали только «Христос воскресе!»? Он умер 9 февраля 1972 года.
Духовным отцом многих людей был преподобноисповедник Севастиан Карагандинский, которого в тюрьме выставили на всю ночь на мороз в одной рясе и, приставив стражу, менявшуюся через каждые два часа, стали требовать отречения от веры. Но по милости Божией отец Севастиан не замерз, согреваясь теплой верой во Христа. Утром, когда его привели на допрос, следователь произнес приговор: «Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму». Батюшка был приговорен к 7 годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен в Караганду. В лагере отца Севастиана били и истязали, снова требуя, чтобы он отрекся от Бога. Но на это он сказал: «Никогда». Господь сохранил жизнь исповеднику, зная, сколько тот послужит впоследствии людям. Отец Севастиан скончался 19 апреля 1966 года, а 22 октября 1997 года были обретены его мощи, которые находятся ныне во Введенском соборе города Караганды.
Святой, чью память Церковь будет праздновать завтра, особо почитается не только в Тверской епархии, но и в частности, у нас на Урале, в семьях законоучителей. Имя этого святого - священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Как отмечает игумен Дамаскин, «главной христианской добродетелью по справедливости признается смирение, ибо только оно вполне дает место действия в человеке Духу Святому, ставя физические и душевные качества, а по существу — немощи человека, на вторую, более подобающую им ступеньку. «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать», - говорится в Священном Писании. Мало людей, обретших это дивное свойство, как бы усвояющее человеку святые свойства Христовы. Одним из таких смиренных святых мучеников Русской Церкви и является архиепископ Фаддей (Успенский). Его краткое житие и жития многих других святых 20 века вошли в эту книгу.
***
Чтобы почувствовать, как близко Царство Божие к нам, к нашим шумным городским площадям, душным плацкартным или комфортабельным спальным вагонам, безликим бюрократическим заведениям, холодным койкам больниц, надо прочесть эту книгу целиком. Из нее вы узнаете, как много людей нашли в себе силы сделать шаг отсюда туда. Хватит ли у нас силы и веры шагнуть следом? Ведь почитание — это не просто память, это утверждение в настоящем и взгляд в будущее, это соединение с теми, кто в вечности, кто у Бога, у Которого все живы. Искренне надеюсь, - говорит Владимир Легойда, - что мы найдем в себе силы и разум изменить наше отношение к мученикам XX века. Буду рад, если для кого-то такое изменение начнется с этой книги. Для этого ее важно прочесть целиком!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!