Аудио |
|
Скачать .mp3 |
13 мая 1867 года, в Неделю жен-мироносиц, отошел ко Господу святитель Игнатий (Брянчанинов). Келейник застал святителя лежащим на постели с раскрытым каноником. Смерть застала его ум, занятым молитвою. Но его служение не прекратилось и по смерти. Творения святителя Игнатия уже при его жизни получили благодарное признание современников. Многочисленные издания творений владыки Игнатия и по его кончине быстро расходились по обителям и частным лицам по всей Русской земле. Это продолжается до настоящего времени, когда творения Святителя для ищущих духовной жизни приобретают особую ценность. Они не только являются верным указателем правильной христианской жизни, но и ограждением от всевозможных ошибок и заблуждений на этом пути. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которую вошло эпистолярное наследие святителя Игнатия. Она называется - «Избранные письма»
***
Как отмечает составитель этого сборника профессор Алексей Ильич Осипов, «ценность письменного наследия святителя Игнатия заключается в том, что оно создано на основе тщательного изучения аскетических творений святых отцов и испытано в горниле собственного подвижнического опыта. Его творения дают ясное понимание всех важнейших вопросов духовной жизни и опасностей, встречающихся на ее пути. Они излагают святоотеческий опыт богопознания применительно к психологии и силам человека ближайшей к нам по времени и по степени омирщённости эпохи. Что же особенно ценное оставил он своим потомкам, за которое они с такой благодарностью чтут его память? Почему все те, кто горячо и искренно ищут правильного пути духовной жизни, обращаются именно к нему, к его творениям?
Ответ на эти вопросы дают не только подвижническая жизнь святителя и его творения, которые прп. Никон Оптинский назвал азбукой духовной жизни, но и те высокоавторитетные свидетельства о нём, которые мы находим в лоне нашей Церкви. У неё немало святителей-подвижников, оставивших свои прекрасные творения о духовной жизни. Но как писал Апостол: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе (1 Кор. 15,41). И слава звезды Святителя Игнатия оказывается действительно исключительной. Можно сказать, что еще никто из отечественных духовных наставников последних двух столетий не имел таких высоких оценок святых Русской Церкви и ее известных подвижников, как свт. Игнатий Брянчанинов и его аскетические творения. Ни о ком другом из русских святителей, писавших о духовной жизни, не найдется столько восхищенных слов, сколько сказано о нём.
Например, сохранилось такое необычное и глубоко проникновенное воспоминание о свт. Игнатии преподобного Варсонофия Оптинского. В одной из бесед со своим учеником прп. Никоном (Беляевым) он, в частности, сказал: «Когда я читаю его сочинения, я удивляюсь прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Я как-то особенно располагаюсь к его сочинениям, они как-то особенно располагают к себе мое сердце, мое разумение, просвещая его истинно евангельским светом». «Вы не знаете, что было, когда хоронили епископа Игнатия?» - спросил прп. Варсонофий у своего ученика. «Нет, Батюшка», - ответил тот. «Ангелы дориносили его душу и пели: „Архиерею Божий, святителю отче Игнатие". Вот была ангельская песнь...» - сказал старец.
А как оценивали святителя последующие известные подвижники нашей Церкви? Например, игумен Никон (Воробьев), который в долгих и безуспешных поисках духовного руководителя нашел, наконец, такового в творениях святителя Игнатия, с глубоким чувством писал: «Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с трудами профессора — творениями епископа Игнатия (Брянчанинова)». «Все его писания взяты из отцов и приспособлены для нас. Он пишет о самом нужном — о покаянии, которое есть единственная дверь ко всему доброму». «Лучшего учителя для нашего времени нет».
Надписывая сочинения Святителя одному своему духовному чаду, игумен Никон завещал следующее: «Для нашего времени нет лучшего путеводителя в таинственную Землю Обетованную, как творения епископа Игнатия (Брянчанинова). Его святыми молитвами да подаст тебе Господь войти в нее и обитать на ней. Храни эти книги до вхождения как необходимое и незаменимое руководство на пути, а если войдешь — как напоминание о долге благодарности своему великому учителю епископу Игнатию». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) с горячим воодушевлением призывает назидаться творениями святого отца: «Читайте святителя Игнатия, внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам». «Слушайте внимательно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отвечает нам». «Вот последнее [его] слово нам, живущим в столь трудные времена».
Все эти свидетельства прославленных святых и широко почитаемых подвижников нашей Церкви, как говорит Алексей Ильич Осипов, показывают, кем для них явился свт. Игнатий, и кем, следовательно, он должен быть для всех ищущих спасения в наше непростое время. Далее профессор Осипов кратко представляет некоторые из основных положений учения святителя Игнатия о духовной жизни: вера во Христа; добрые дела и подвиги; страсти и грехи; монашество; молитва. Краткий обзор этих основных положений аскетического учения святителя Игнатия показывает, насколько глубоко и тщательно рассматривал он все основные вопросы духовной жизни. Его суждения и оценки при этом всегда и неизменно исходили из единственно достоверного источника — богопросвещенного наследия святых отцов.
Этот непоколебимый фундамент Православия был основой всего его творчества, всех его сочинений, что сделало их настоящей духовной энциклопедией православной веры. В наши дни интерес к творениям святителя Игнатия, в том числе, к его письмам, продолжает расти. И этот интерес вполне понятен: епископ Игнатий переписывался со многими известными церковными и государственными деятелями, в его письмах затрагивались некоторые исторические события, порой в них он откровенно рассказывал о своих обстоятельствах и переживаниях. Поэтому из писем можно более подробно узнать и о самой личности их автора, и о личности его корреспондентов, об условиях жизни в монастырях, о духовном развитии его учеников, в том числе будущих выдающихся подвижников.
В письмах святителя Игнатия содержатся бесценные наставления о покаянии, о невидимой духовной брани, о Страшном суде и должном приготовлении к вечности, об отношении к ближним, о спасительном терпении болезней и скорбей и о многом другом. Важнейшей составляющей писем святителя Игнатия являются, как сказал один из его почитателей, заключающиеся в них «сокровища Святоотеческих наставлений и духовных заметок». В настоящее время, когда появляется много работ о духовной жизни самых разных авторов, в том числе иногда лишь недавно принявших христианство, иногда вообще не имеющих богословского образования, творения святителя Игнатия приобретают особенно большое значение надёжного и бесспорного критерия в их оценке. В то же время для множества верующих они являются, как писал преподобный Никон Оптинский, действительно святоотеческой «азбукой духовной жизни».
***
«Вот наступают дни, — говорит Господь Бог, — когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам. 8, 11). Святитель Игнатий, 150 лет назад, повторяя эти слова пророка, со скорбью писал, что уже в его время трудно было найти наставника не прелестного. Но при этом указал на ещё сохраняющуюся возможность для ищущего христианина обрести путь спасения: «жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братии». Настоящее издание писем Святителя о духовной жизни является не только одним из таких истинно отеческих писаний, но и тем необходимым советом, в котором так нуждаются современные христиане.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 21 апреля 2024
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
«Православный на всю голову!». О домашних врагах
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!