У книжной полки. Архимандрит Андрей (Конанос). Источник радости. Беседы о Церкви и священстве

22 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Каждое воскресение и в праздничные дни, а бывает и чаще, многие православные люди спешат в храм, чтоб помолиться за Божественной литургией. Здесь они по мере своих духовных сил отрешаются от земной суеты, забывают на время о повседневных трудах, оставляют разговоры, углубляются в молитву. Глубоко верующий человек знает, что Литургия – это самое главное и возвышенное из богослужений. Ведь на этой службе невидимо присутствует Сам Господь в Святых Дарах, которые в Таинстве Святой Евхаристии претворяются в Тело и Кровь Христовы. По-настоящему верующий человек не может жить без Божественной литургии, потому что для него она источник радости. О Церкви, о священстве и Литургии беседует с читателем архимандрит Андрей (Конанос) со страниц своей новой книги, которая так и называется – «Источник радости».

***

В новой книге известного греческого проповедника архимандрита Андрея (Конаноса) «Источник радости. Беседы о Церкви и священстве», выпущенной издательством Сретенского монастыря, собраны беседы о том, как относиться к таинствам, о Божественной литургии и ее значении в жизни каждого человека. По словам автора, «тема Святой литургии очень важна». Но как отмечает отец Андрей, «та молитва, в которой говорится, что никто из связанных плотскими желаниями и наслаждениями недостоин приступить и служить Святую литургию, относится и к тем, кто собирается говорить о Святой литургии. Но кто же тогда достоин говорить об этом таинстве, в которое даже Ангелы желают вникнуть и взирают на него со страхом и ужасом?

Мы, признается отец Андрей, точно недостойны говорить об этом, тем паче что и переживаем это не так, как следовало бы. Пусть мы и клирики, как, в данном случае, я». Однако и молчать священник не может, когда видит, как многие современные люди относятся к Литургии. «Печально, говорит он, - что у людей не стало влечения к Святой литургии. В это же время мы страстно желаем очень многого, так что ни при чем тут ранний час, в который служится Святая литургия. А как же люди встают в 6 утра, чтобы искупаться в море, пока на пляже нет столпотворения и кругом тишина? Или чтобы побыть с близкими людьми, или поехать куда-нибудь на спортивное мероприятие? Когда любишь что-нибудь, ты готов делать это в какой угодно час.

Я заметил, - говорит отец Андрей, - что, читая о миссионерах и людях, живущих в других странах, стыжусь, сравнивая себя с ними. Эти люди могут целыми днями идти пешком, чтобы попасть на Святую литургию. Они по два дня идут пешком, и малые дети тоже, чтобы принять участие в литургии. Пусть они и не понимают всего, зато всё чувствуют душой на начальном этапе своей веры. Далее автор приводит запись из дневника одного епископа (речь идет о Греции), который пишет: «В воскресенье, 30 марта 1941 года, ранним утром я отправился в первый батальон, где служил и проповедовал. Причастилось около 500 мужчин, руку у меня свело, и мне было ужасно больно от непрерывного преподания Святого Причастия. В другой раз я вынужден был служить на коленях, в палатке, потому что на улице дождь шел не переставая. Солдаты следили за Святой литургией под дождем и в конце причастились Пречистых Таин».

Какое трогательное зрелище! – говорит отец Андрей. - Среди диких гор, под проливным дождем, солдаты молятся, чтобы соединиться со Христом Спасителем. Эти люди будут судить нас за нашу леность и нерадение. Даже святой Косма Этолийский говорит, что деньги, которые человек зарабатывает в воскресенье, когда работает, не имея на то серьезных причин, не благословляются Богом. Другое дело, если кому-то приходится работать, потому что долг его к этому обязывает. А если ты можешь закончить работу и позже, но всё равно не идешь в церковь, то это очень серьезно и несправедливо по отношению к нашей душе. И этим мы уязвляем Бога!».

Как отмечает автор, целью Святой литургии является Причастие. Она для того и служится, чтоб мы причастились. «Когда мы приступаем к Святому Причастию, - говорит отец Андрей, - думаю, это термометр нашей веры. Как-то мы говорили, что термометр нашей веры – это молитва, а сейчас я говорю: термометр – это взыграет ли наше сердце при взгляде на Причастие. Молитва – это любовь к Богу, и Святое Причастие – тоже любовь ко Господу, но оно еще и нечто гораздо более высокое, несравненно более высокое, ведь через Святое Причастие мы принимаем в себя Божественную силу.

Во время Причастия, как напоминает нам отец Андрей, «Сам Господь входит в нас. Наше тело становится одним целым с Его телом, в наших венах течет Христова кровь, наше дыхание становится Его дыханием, и Его дыхание – это наше дыхание. Мы становимся одним целым с Ним. Христова жизнь становится нашей жизнью, и происходит нечто совершенно поразительное». «И если бы мы, - пишет автор, - могли спросить у Господа: «Господи, а какое самое большое Твое желание связано с нами? Чего Ты больше всего от нас хочешь?» Если бы мы могли приоткрыть сердце Господа, чтобы посмотреть, какое самое большое желание оно таит, то, думаю, услышали бы, что Господь хочет стать одним целым с нами.

Думаю, - говорит отец Андрей, - Он сказал бы нам так: «Дитя Мое, чего Я больше всего хочу – это соединиться с тобой. Я ведь для того и стал Человеком, чтобы стать тем, чем являешься ты. И для того и оставил вам в дар Святое Причастие, чтобы и ты стал тем, чем являюсь Я; чтобы мы с тобой стали одним целым». Вот что говорится в Откровении святого апостола Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). А Святое Причастие, т.е. Вечеря, и есть соединение с Господом. Мы целиком соединяемся с Ним и с Ним отождествляемся». К сожалению, не все люди это понимают, поэтому вновь в вновь священники, в том числе и отец Андрей, говорят нам об этом.

И они радуются, как радуется автор этой книги, когда люди вытаскивают себя из комфорта своих жилищ, теплых зимой и прохладных летом, и в любую погоду идут или едут в храм. И он восхищает рвением и устремленностью этих православных христиан, их смирением и подвигом! Господь, по словам автора, не ждет от нас «чего-то крайнего и чрезмерного, героического», Он ищет от нас малого. Об этом и многом другом, что касается Божественной Литургии, Святого Причастия и нашего усердия – жить со Христом – говорит отец Андрей (Конанос) со страниц этой книги.

***

Как отмечает архимандрит Андрей (Конанос), «наше спасение очень близко, рядом с нашим домом, и ехать никуда не надо. Для этого нужно только одно чудо: чтобы Господь коснулся нашей души, разбудил нас и чтобы мы Его полюбили и возжелали. Когда на Святой литургии мы ощутим в душе радость, большую всякой другой радости, это значит, что начался „рассвет“ нашей души в иной жизни: мы начинаем предвкушать, предчувствовать то, что будем чувствовать в вечности. Молю Бога, - говорит отец Андрей, - чтобы Он нас, плотских людей, погрязающих в суете и фальши мира сего, сделал способными полюбить вечное, неизменное и непреходящее».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать