У книжной полки. Монах Симеон Афонский. Искусство борьбы с помыслами (для монахов)

3 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

За день в голове человека мелькает неисчислимое количество мыслей. Одна цепляется за другую, вторая за третью, и так далее, и таким образом образуется необъятная цепь, да такая, что человек уже не помнит, с чего он начал свои размышления. При этом в уме могут возникать образы и представления, за которыми каждый раз следуют соответствующие им мысли, имеюшие в аскетике название - помыслы. Злые помыслы – это не просто наши плохие мысли. Это мысли, таящие в себе угрозу для нас. О борьбе с помыслами говорит монах Симеон Афонский в своей книге, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Индрик» и называется -"Искусство борьбы с помыслами (для монахов)".

***

Эта книга монаха Симеона Афонского, по словам издателей, является своего рода «духовным завещанием». Она обращена прежде всего к монахам, практикующим «умную молитву». В ней раскрываются секреты духовной борьбы с помыслами, очищения сердца от страстей и даются ориентиры в дальнейшем пути к Богу. Глубокая укорененность в святоотеческую традицию служит признаком подлинности духовного опыта автора. Это произведение совершенно оригинально, поэтому провести какие-то аналогии можно только условно. Не вызывает сомнения, что книга найдет своего читателя.

В предисловии книги автор пишет: «Три Лица Пресвятой Троицы в полном единстве и совершенной неслиянности есть сущность нашего сознания. Практика постижения этой истины составляет краткую суть данной книги. Прямому и действительному постижению такого духовного состояния препятствует греховная деятельность изменчивого и непостоянного ума, именуемая "помыслами". Куда бы мы ни обратились, всюду перед нами стоит наш сиюминутный ум, как медная стена между нами и Богом. Очищение ума от мысленных грехов есть практика непрестанной молитвы. Умение отражать агрессивные греховные помыслы Иисусовой молитвой составляет первую главу, называемую "Низвержение зла».

Здесь о простых и злых помыслах автор пишет: «Духовный меч монаха — это молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но для того, чтобы эта молитва всегда пребывала в уме, в сердце, в мысли и в устах, монах должен отразить и победить изощренное сопротивление безчисленных помыслов. Существуют помыслы простые или повседневные и сугубо агрессивные или злые. Простые помыслы — это дурная привычка нашего сознания порождать мысленный мусор: пустые безцельные мысли, кружащиеся в уме. К ним относятся, и глубоко укорененная привычка реагировать помыслами на любое явление и обстоятельство в нашей жизни, и обдумывание различных событий и ситуаций. Все эти помыслы, по словам автора, - порождены нашим эгоизмом и привязанностями. Для очищения сердечного пространства от простых или повседневных помыслов и принятия правильных духовных решений служит Иисусова молитва и молитвенный распорядок нашей жизни.

Но тем, кто вступил на путь монашества и тем, кто принял твердое решение с помощью Иисусовой молитвы взяться за очищение сердца и начать внимательную молитвенную жизнь, приходится встречаться с изощренно коварным сопротивлением сугубо агрессивных или злых помыслов. Основная причина злых помыслов - брань диавола. Прп. Исихий пресвитер говорит: «Ум с умом невидимо сцепляется на борьбу — ум демонский с нашим», а по слова прп. Григория Синаита: «Помыслы — суть слова бесов и предтечи страстей». Поэтому путь монаха — это борьба с помыслами, которые представляют собой умные злые силы, обладающие способностью связывать и парализовать нашу волю. Однако, как отмечает автор, такое делание не предназначено лишь для одних монахов.

Тем, кто живет в миру и стремится обрести Спасение как православный христианин, будет весьма полезно уяснить для себя основы борьбы с помыслами и уметь применять эти правила в повседневной жизни. Утвердившись в Евангельских заповедях и помня о хранении совести, все, без различия, могут найти для себя опору на этом молитвенном пути. Суть искусства борьбы с помыслами состоит в том, чтобы оно помогало нам в любой момент и в любых обстоятельствах. Если практиковать это молитвенное правило так, чтобы оно стало самой нашей жизнью, оно будет помогать постоянно - это и есть истинный путь борьбы с помыслами».

Как отмечает автор, «в выборе метода молитвы и устроении духовной жизни — поклонов, поста, времени для чтения книг Святых Отцов и исполнения своих обязанностей в послушании, не следует отдавать предпочтения одному за счет другого. Слишком много методов и приемов — то же, что и слишком мало. Духовная практика должна быть по силам и не нужно слепо никому подражать и следовать чьему-то примеру. Только опытный духовник может определить меру ваших возможностей и занятий. Следует хорошо понимать и различать в своей духовной жизни периоды подъема и спада в деятельности ума и тела, и не нужно восторженно радоваться, если вы чувствуете, что быстро движетесь вперед, и унывать, когда вам кажется, что у вас ничего не получается. В борьбе с помыслами побеждают, в основном, чистотой сердца и помощью Божией, а не знанием различных методов и приемов».

По словам монаха Симеона, «искусство борьбы с помыслами, если терпеливо следовать ему, очищает сердце и ум, поскольку начинает определять всю нашу жизнь, включая в себя как многое, так и малое, и приводит душу к спасению. Автор предлагает читателям несколько правил в помощь для духовной практики: Во-первых, тщательно трудиться над стяжанием смирения. Во-вторых, постоянно следить за сердечным вниманием и храни целомудрие. Затем, различать всегда только свои недостатки и избавляйся от них. Избирать во всех действиях лишь то, что приносит благодать. Не оставлять без внимания даже самое незначительное.  С людьми всегда и во всем быть добрым и самоотверженным. И никогда не трать попусту драгоценное время своей жизни.

Таким образом, учитывая изложенное, нужно, по словам автора, всеми силами совершенствоваться в искусстве борьбы с помыслами. Если ограничиваться только лишь практикой стяжания непрестанной молитвы, но при этом не заботиться о приобретении смирения и не трудиться над очищением сердца, трудно достичь мастерства в тяжелейшей борьбе с помыслами и обрести спасение. Тот же, кто тщательно изучил и вобрал в себя эти наставления, не будет побежден ни одним помыслом». Подробнее об этом читайте в первой главе. Об утверждении в незыблемом стоянии ума в добродетели с помощью постоянных молитвенных усилий повествует вторая глава «Пределы аскетики». О победе над греховными помышлениями и стяжании Божественной благодати излагается в третьей главе «Дарование жизни».

***

Уникальность этой книги монаха Симеона в том, что она не просто раскрывает секреты духовной борьбы с помыслами, но и обнаруживает практическое знание, дает оружие, применимое в реальных ситуациях. На первый взгляд, может показаться, что перед нами исчерпывающее руководство в духовной жизни. Но на самом деле это далеко не так. Напротив, эта книга призвана лишь расставить ориентиры в духовном подвиге, указать правильный путь, по которому каждый должен суметь пройти до встречи со Христом, продираясь через дебри своих собственных умственных нагромождений.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать