У книжной полки. Иоанн Креститель. Русская икона: образы и символы

20 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Иоанн Креститель – последний пророк Ветхого Завета, призывавший жителей Иерусалима исправить свою жизнь и стать достойными Царства Небесного. Он возвестил своим соплеменникам – и через них всему миру – о явлении в мир обещанного Мессии – Иисуса Христа. Он крестил Спасителя мира в Иордане и наблюдал сошествие на Него Святого Духа. Святой Иоанн Креститель обличал пороки сильных мира сего, и за это был казнен. Его жизнь и смерть от рук палачей стали неиссякаемым источником вдохновения для христианских богословов, писателей, поэтов, архитекторов и иконописцев. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию очередную книгу из серии «Русская икона: образы и символы», рассказывающая об иконографических изображениях святого Иоанна. Она вышла в свет в издательстве Метропресс и называется «Иоанн Креститель».

***

В предисловии книги ее автор, Жанна Григорьевна Белик, пишет: «Великий святой Иоанн Предтеча возвестил людям о скором пришествии в мир Спасителя - Сына Божия Иисуса Христа. Это событие дало ему имя Предтечи. Быть Предтечей, предшественником Христовым таков смысл явления в мир святого Иоанна. Вместе с тем его называют и Крестителем Господним, именно от него воплотившийся Сын Божий принял Крещение. Таково двойное призвание великого святого. В одном из Пророчеств Господь открыл людям, что Его пришествие в мир возвестит ангел. Иоанн Предтеча не имел ангельской природы, но перед нами икона, на которой мы видим его с крыльями за спиной, как у Божиего вестника. В руках он держит чашу с собственной главой - за проповедь истины и обличения ему отсекли голову. Вместе с тем, тело Иоанна изображено невредимым.

Почему же на иконе мы видим две главы святого? И почему иконописец изобразил одну из них в чаше? Ведь в Евангелии говорится, что голову Предтечи Господня палачи принесли на блюде. Разве не должен художник во всем следовать Евангельскому повествованию? Как отмечает автор, понимать иконописные образы современному человеку нелегко, поскольку они нуждаются в истолковании. Церковный образ не только изображает событие, описанное в Священном Писании, богослужебном песнопении или апокрифе, но и художественными средствами раскрывает его внутренний богословский смысл. Своим символическим языком иконы приближают нас ко времени, которое мы называем Священной историей. Рассказ об иконах святого, изложенный в этой книге, поможет увидеть ветхозаветные и новозаветные события и житие святого Иоанна не только через его жизнеописание, но и через художественные иконописные образы, созданные в разное время великими мастерами.

Как отмечает автор, исключительное почитание Предтечи Господня Иоанна в странах христианского мира проявилось в обширной и разнообразной иконографии святого. Подробности его жизни, которые мы видим на иконах, художники брали из разных источников. В Евангелиях жизнь и учение Иоанна Крестителя описываются кратко, в них говорится преимущественно о тех событиях, где проповедь Предтечи связана с явлением Спасителя. Большая часть сведении об Иоанне Предтече содержится в христианских апокрифах — сочинениях, не вошедших в Священное Писание. Откуда и как появились апокрифы? По словам автора, о жизни Иисуса Христа, Богородицы и древней Церкви уже в первые века было написано множество книг и документов.

Очевидцы событий и их ученики старались зафиксировать увиденное и услышанное от Спасителя и его ближайших спутников. Поэтому с ранних времен перед Церковью встала задача среди множества писаний выделить главные, наиболее точные, канонические книги. Они были признаны богодухновенными, то есть вдохновленными Святым Духом. Остальные книги не вошли в Новый Завет и стали называться апокрифами. Апокрифических Евангелий существует более пятидесяти. Некоторые из них исторически точно описывают происходившие события, однако они не были включены в Новый Завет по причине того, что их авторы по-своему объясняли и дополняли учение Христа.

Апокрифы, которые незначительно расходятся с традиционным христианским вероучением, не содержат вымысла и еретических высказываний, принимаются Церковью как исторические источники. И именно описываемые в них события широко использовались в иконописи. Первые изображения Иоанна Предтечи появились в раннехристианском искусстве в композициях «Крещении Господне». Древнейшее из них находится в римских катакомбах Каллиста. Иоанн Креститель, возлагает руку на Иисуса Христа, сверху на Которого льется вода. Уже в этой первой фреске видно: фигура Иоанна заметно выше Спасителя. Как объясняет автор, в древних произведениях соотношение размеров было не пространственным, а смысловым: более важные фигуры выделялись более крупным размером относительно других. Выделение Иоанна в композиции Крещение в раннехристианские времена означает, что это событие воспринималось как очевидное умаление Бога, принявшего образ Человека. Христос, будучи Творцом, принимает на Себя тварную плоть.

Крещение часто встречается в катакомбных росписях. На этих первых рисунках одежды Иоанна бывают двух видов: либо в власяница, упомянутая в евангельских текстах, — его историческая одежда из верблюжьей шерсти, препоясанная кожаным поясом, либо набедренная повязка или хитон и гиматий - традиционные одежды древних римлян. На это, по словам автора, стоит обратить внимание, поскольку далее в книге читатель увидит, как художники помещают святых в обстановку своего времени, делая изображаемые события как бы происходящими рядом. Одеяния святых, палаты или пейзаж не всегда являются реконструкцией исторических мест и деталей, иногда иконописец воспроизводит то, что окружает его в повседневной жизни. Только некоторые из ранних катакомбных рисунков показывают исторический облик Иоанна Предтечи. Впоследствии этот образ будет взят художниками за основу традиционной иконографии: Иоанн среднего возраста, облачен во власяницу, у него длинные черные волосы и борода.

С распространением христианства для крещения людей строились специальные здания — баптистерии, крестильни, где на стенах или сводах помещалась композиция Крещения Господня. Мозаика баптистерия в Равенне показывает, как понималось это событие уже в раннехристианские времена. Перед зрителем, перед верующим - не только само Крещение Спасителя в Иордане, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия, одного из Лиц Пресвятой Троицы. Со временем сложилась иконография Крещения Господня, ставшая традиционной. Об этой традиции и других изображениях святого Иоанна Крестителя рассказывает эта книга.

***

Новая книга из серии «Русская икона» рассказывает о древнерусской иконографии святого Иоанна. А она столь же богата, как его литературный образ. Ведь каждый эпизод этой удивительной биографии - от Рождества и до Усекновения его честной главы – нашел свое воплощение в изобразительном искусстве нашего отечества. Книга написана на высоком научном уровне. При этом она доступна для самого широкого круга читателей, интересующихся историей русской духовности. Значительную часть тома занимают прекрасные иллюстрации. Все это делает книгу незаменимым пособием для занятий по искусствоведению и основам православной культуры.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать