У книжной полки. Игумения Феофила (Лепешинская). Рифмуется с радостью. Размышления о старости

30 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Что такое старость? Милость это или возмездие, болезнь или закономерность? Об этом периоде жизни Тютчев писал так:

Когда дряхлеющие силы

Нам начинают изменять

И мы должны, как старожилы,

Пришельцам новым место дать, –

Спаси тогда нас, добрый гений,

От малодушных укоризн,

От клеветы, от озлоблений

На изменяющую жизнь;

От чувства затаенной злости

На обновляющийся мир,

Где новые садятся гости

За уготованный им пир…

А как мы относимся к старости? И как надо правильно относиться к проблемам и тревогам, сопровождающих эту пору жизни? Об этом рассказывает книга игумении Феофилы (Лепешинской), вышедшая в свет в издательстве Храма мученицы Татианы при МГУ. Она называется - «Рифмуется с радостью. Размышления о старости».

***

По словам издателей, впервые в свет вышла книга, в которой автор так подробно рассматривает тему старости с точки зрения православного христианина и члена Церкви. По словам игумении Феофилы, она выступает адвокатом старости, ведь старость предусмотрена Создателем. Поэтому, она не может быть просто тягостным придатком предыдущей жизни, но имеет свою цель, свое значение и уж тем более, не должна обернуться злом, мукой для человека. Предлагая читателю христианский подход к проблеме, автор помогает прийти к правильному осознанию этого периода жизни, который ждет почти каждого из нас.

Вся книга состоит из 20 глав, каждая из которых представляют собой небольшие эссе и рассматривает определенные темы. Вот названия некоторых из них: «Хорошо ли умереть молодым?» «Болезнь или закономерность?» «Пенсия – право или милость?» «О пользе чтения мемуаров». «Бессознательное не стареет». «У старости есть собственная доблесть» и другие. В рамках нашей программы мы остановимся лишь на нескольких главах данной книги. Например, в первой из глав, которая называется «Хорошо ли умереть молодым?», автор размышляет о том, как в юности мы относимся к старикам. Матушка Феофила пишет: «Мало кто думает о старости, никто не готовится к ней, хотя всякому желательно прийти к финишу достойно, кра-сиво, без страха, стыда и бесплодных сожалений».

Но когда мы видим стариков, как отмечает автор, то признаемся честно, редко можем любоваться ими. «Они какие-то неправильные: то слишком молчаливы и скучны, то чересчур болтливы и навязчивы, потом некрасивы, плохо одеты, пришиблены, взгляд колючий, затравленный. Старым, по словам матушки, не прощают ничего - ни жалкого вида, ни болезней, ни угрызений совести, которые они вызывают, ни, в особенности, претензий и поучений типа «яйца курицу не учат» и «вы будете как мы». И наверно каждый второй в молодости думает: «Не хочу становиться таким!» Когда же заходит речь о собственной старости или пенсии, иные, по словам автора, любят многозначительно уронить «я не доживу», или цитировать Достоевского: «дальше сорока лет жить неприлично, пошло и безнравственно».

А ведь «как раз к сорока годам, как правило, человек созревает и его творчество принимает новое направление, иногда совершая крутой поворот, например, как в судьбе Гогена, Дебюсси, Ле Корбюзье. Более того, если взять эти слова героя Достоевского о 40-летии за основу жизни, можно увидеть печальную картину. Так, допустим, не пройдя обозначенный рубеж, Ампер не сформулировал бы закон электродинамики, носящий его имя, Роберт Кох не открыл бы туберкулезную палочку, Пьер Кюри - радиоактивное излучение, Рентген - рентгеновские лучи. Луи Дагерр не изобрел бы фотографию, а Готлиб Даймлер - двигатель внутреннего сгорания. Христофор Колумб не нашел бы Америку, Александр Суворов не взял бы Измаил, а Федор Ушаков - остров Корфу.

Этот список можно продолжать и далее, но мы не будем погружаться в статистику, а приведем следующие слова автора: «На самом деле все хотят жить долго, но никто не желает стареть, и наука неустанно трудится в этом направлении». О том же, что на самом деле влияет на продолжительность жизни, автор размышляет в следующей главе – «Болезнь или закономерность». А о том, каким человек подходит к своему рубежу, говорит в главе «Старость - возмездие?» Здесь матушка вспоминает слова прп. Макария Великого, который отмечал следующее: если видишь благообразного счастливого старика, знай, что он хорошо потрудился в юности; преподобный безусловно имел в виду работу по созиданию своей души.

Кто жил чисто и честно, того, по мнению автора, ожидает тихая и легкая старость, такую старость заслужил величайший из философов Платон. Тот, чья жизнь была цепью тяжелых испытаний, встречает старость с благодарностью, как неожиданную награду, например, Виктор Петрович Астафьев: на детство его выпали тяготы раскулаченной семьи: жил в детдоме, учился в заполярной Игарке; юность совпала с войной: прошел ее до конца рядовым, вернулся с одним глазом и простреленным легким; потом семья, дети, работа; начав писать, остро ощутил со своими шестью группами (классами школы) нехватку образования, культуры, много занимался, читал, учился, стал прекрасным писателем.

Знаменитый изобретатель Томас Эдисон на долгие годы сохранил ясность разума и прекрасное здоровье; в 80 лет он придумал множительную машину, диктофон и фонограф; он был, как говорится, простым человеком: молился Богу, не знал никаких навязчивых идей и противоречий, трудился до полной усталости, спал глубоким сном младенца, через четыре-пять часов просыпался бодрым, свежим, вновь готовым к работе. П.А. Вяземский, старший друг Пушкина, хотя на склоне лет и впадал в меланхолию, страдал от бессонницы, однако и в 86 сохранил совершенную ясность мышления, изумительное чувство юмора и трезвое отношение к действительности.

Д.С. Лихачев жил и работал в полную силу до 90 лет, хотя здоровьем похвалиться не мог, страдал от язвы желудка, приобретенной еще в молодости на Соловках, а объяснял свою физическую сохранность «резистентностью» (resisto по-латыни значит вставать на ноги, сопротивляться, противостоять). Он говорил, что повезло со школой: там поощряли смелость мысли, пересмотр устоявшихся мнений, внутреннюю свободу; всё это укоренилось и помогло сохраниться в лагере, без уныния переживать увольнения, гонения и нападки, никогда не испытывая подавленности и отчаяния, а напротив, извлекая душевную пользу из несчастий. И таких примеров тоже множество, и они ясно доказывают, что старость не возмездие. Даже если порой нам так кажется. Есть конечно и иные примеры, о них вы прочитаете в этой книге.

***

Как отмечают издатели, книга игумении Феофилы (Лепешинской) - «Рифмуется с радостью. Размышления о старости» - это захватывающее чтение собрания тонких, проникновенных и мудрых эссе о том, что зовется закатом жизни, порогом жизни новой, вечной. Увлекательные и поучительные размышления автора помогут читателю взглянуть на проблему с христианской точки зрения, правильно осознать этот период жизни и достойно принять волю Божию о себе и своих близких. В конце издания приведен обширный список литературы, на который ссылается автор, куда входят и творения святых отцов, и труды философов, и сочинения разных писателей. Книга предназначена широкому кругу читателей любой возрастной категории, но особенно рекомендуется тем, кто ощущает себя в возрасте, указанном в названии, или приближающимся к нему.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать