Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Во вторую неделю по Пятидесятнице Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих», просиявших своею подвижнической жизнью в земле Русской. По словам архимандрита Алипия (Воронова), «Господь возлюбил, благословил русскую землю тем, что даровал на этой благословенной земле много святых из среды русских людей. Нигде нет столько святых, как на русской земле; и Божия Матерь также возлюбила русскую землю и русский народ, даровав на этой земле множество чудотворных икон для утешения страждущего русского народа». Но, как известно, возлюбила Пресвятая Богородица и Афонскую землю, став Игуменией Святой Горы. И может не случайно в этот воскресный день мы чествуем также Собор Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших, среди которых есть и русские люди. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которую вошли избранные рассказы из книги «Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской» русского иеросхимонаха Сергия Святогорца. Она называется – «Тайны и чудеса Святой Горы Афонской». ***
В этот сборник, выпущенный в свет издательством Воскресение, вошли рассказы о Святой Горе Афон Сергия (Веснина) — иеросхимонаха, насельника Пантелеимоновского монастыря на Афоне, православного писателя. Читатели познакомятся с историей афонских обителей, со святыми и подвижниками Святой Горы, узнают об афонских святынях и связанных с ними чудесах, а также о каждодневных и невидимых подчас монашеских деяниях. Читатели смогут погрузиться в тайны Святой горы, читая афонские предания и притчи, рассказы о святынях и жизни подвижников, в письмах рассказанные друзьям русским святогорцем иеросхимонахом Сергием (Весниным). В последней части книги содержится не издававшееся в послереволюционное время жизнеописание самого подвижника и писателя, составленное его сподвижниками на Святой Горе в Андреевском скиту русского Пантелеимонова монастыря.
Повествуя о жизни святогорца, братия Андреевского скита отмечает: «Приснопоминаемый покойный собрат наш отец иеросхимонах Сергий в свободное время нередко утешал нас своею красноречивою и увлекательною беседою. Не только все братство Руссика, но и братия прочих монастырей афонских искренно любили и уважали отца Сергия, а потому все, что касалось жизни его, интересовало всех нас, и мы во время иноческих бесед наших старались направлять разговор к тому, чтобы отец Сергий передал нам о прежней жизни своей в мире, со дней детства до того часа, когда впервые вступил на Святую Гору Афонскую. По скромности своей он всякий раз старался уклоняться от вызываемых нами рассказов, но бывали часы, когда, увлекаясь воспоминаниями о милой родине, о родных, о детских и юношеских летах своих, покидал он на время свою застенчивость и рассказывал нам о себе все до мельчайших подробностей. Рассказы его остались в нашей памяти, и теперь мы считаем долгом поделиться с благосклонными читателями всем, что знаем о покойном отце Сергии от него самого и что слышали от особ, знавших мирскую и монашескую его жизнь еще в России».
Вкратце о жизни автора писем, отце Сергии, можно рассказать следующее. Родился он в 1814 году, в селе Пищальское Вятской губернии, в многочисленной семье дьячка Авдия ВеснИна и при Святом Крещении был наречен Симеоном. Хилый и болезненный от рождения, он сделался любимцем не только отца и матери, но и всех своих братьев и сестер. Особенно же любил Симеона старший брат Димитрий, и эта любовь всегда тесно связывала двух братьев. Не смотря на многочисленность, отец делал все для того, чтобы его семья не нуждалась. И, кроме того, он находил возможность помогать бедным - прохожих странников в этом доме всегда ждал ласковый и радушный прием и место за семейной трапезой. Авдий сам занимался и обучением своих детей, без посторонней помощи приготовляя их в духовное училище.
Главной задачей его уроков было вселить в детей твердую веру в Бога, страх Божий и нелицемерное благочестие. Мать Симеона отличалась истинно христианской добротою, любовью и состраданием. И Симеон питал к своим родителям самое глубокое уважение, нежнейшую любовь и во всем беспрекословно исполнял волю отца и матери. Уже, будучи на Афоне, иеросхимонах Сергий не мог говорить о них без слез. Патриархальный быт родного дома, глубокое благочестие, вечерние беседы о духовных предметах или чтение Священного Писания, частый прием странников, чьи рассказы о святых местах увлекали Симеона - все это имело сильное влияние на направление ума и сердца мальчика к созерцательной, аскетической жизни. Вот как об этом рассказывал сам отец Сергий: «Еще в детстве занимала меня мысль о путешествии к святым местам. Помню, как нередко, особенно по вечерам, со слезами молил я Бога перенести меня ко святыням».
В 11 лет мальчика отдали учиться в Вятское духовное училище. На третий год пребывания в этом учебном заведении Симеона поразило страшное горе: в продолжение нескольких месяцев он лишился, одного за другим, отца, брата и столь горячо и нежно любимой им матери. Сознавая свое сиротство и необходимость учиться ради пользы в будущем, Симеон стал заниматься серьезно, хотя грусть и тоска жестоко грызли бедное его сердце. В 15 лет он, как отличный и благонадежный воспитанник, был переведен в семинарию, по окончании которой решил исполнить свою давнюю мечту: отправиться в паломничество по святым местам. Желание посвятить себя на служение Господу в обители иноческой, зародившееся еще в детстве, со временем не только не изгладились из сердца, но все более укреплялось в нем. Правда в отрочестве это дело ему казалось легко исполнимым. Но, став юношей, он увидел множество к тому препятствий.
Под натиском родных Симеон согласился на брак, далее последовало его рукоположение, и вот молодой пастырь вступил на богоугодное, священное поприще руководителя ко спасению душ человеческих. Тихая, безмятежная жизнь с нежной и преданной супругой, частые свидания с горячо любимым братом, добросовестное и неукоснительное исполнение новых обязанностей делали отца Симеона совершенно счастливым и спокойным, насколько в суетном мире могут существовать истинное счастье и спокойствие. «Наступило время, — писал он тогда, — лучшей моей жизни, тихой моей радости в прекрасные безмятежные дни супружества!» Но вскоре после родов у него умерла жена. А спустя год с небольшим закончилась короткая земная жизнь любимой дочки. Как ни была горька отцу Симеону потеря семьи, но он покорно подчинился воле Божией, видя во всем случившемся Промысл Божий, призывающий его к выполнению обетов, данных еще в детстве!
В 1839 году молодой вдовец принял монашеский постриг с именем Серафим и тогда в его душе с необыкновенной силой возродились прежние мечты и желания побывать в Палестине и на Святой Горе Афон. Пережив множество испытаний, подвижник все же достиг давно желанной цели: в 1843 году он впервые вступил на Святую Гору Афон. Там же инок принял и великий ангельский образ – схиму с именем Сергий. С той поры стал он всецело Святогорцем. Предаваясь молитве и аскетическим подвигам, схимонах Сергий занялся и литературными трудами с целью посвятить их исключительно в пользу приютившего его Русского Афонского Пантелеимонова монастыря. И скоро литературные труды его стали весьма известны и помогли добывать средства, необходимые для возрождения обители. В Санкт-Петербурге многократно переиздавались его «Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской», а составленный им Афонский патерик, дополненный монахом Азарией, переиздается до сих пор.
«Письма Святогорца», впервые изданные в 1850 году в Санкт-Петербурге, получили широкий отклик соотечественников. Юный в то время Николай Добролюбов записал в своем дневнике: «Превосходная книга. Так просто, искренно, чистосердечно, наивно, но вместе с тем умно и благородно рассказывает Святогорец». Впоследствии, вплоть до наших дней, книга переиздавалась неоднократно. В Москве иеросхимонах Сергий получил приглашение от княгини Варвары Васильевны Голицыной остановиться в ее доме. Он не раз бывал у святителя Филарета, митрополита Московского. В Петербурге его ожидал радушный прием у митрополита Санкт-Петербургского Никанора и архиепископа Иннокентия Херсонского, известных богословов и духовных писателей, а также у князя Платона Александровича Ширинского-Шихматова, тогдашнего министра народного просвещения, родного брата афонского старца иеромонаха Аникиты. После возвращения на Афон в 1851 году Святогорец поселился в нарочно построенной там для него Космодамиановской келлии. Скончался отец Сергий в 1853 году тридцати девяти лет от роду.
*** Русские святогорцы — как мало знаем мы о них... Но разве кто-то лучше наших соотечественников может рассказать нам о Святой Горе Афонской, избранном уделе Пресвятой Богородицы? Разве кто-то может лучше раскрыть нам тайны спасения подвижников, совершающих аскетические подвиги в этой монашеской республике? «Письма» иеросхимонаха Сергия содержат одно из лучших в художественном и духовном отношении описание Святого Афона. Автор в увлекательной форме рисует картину Святой Горы с множеством ее обителей, дает цельное представление об истории афонского монашества, его легендах и преданиях, о хранящихся на Афоне бесценных святынях Православия. Мы надеемся, - говорят издатели, - что благочестивый стиль, неторопливость повествования и искренние рассказы о подвигах и чудесах на Горе Афонской пробудят в ваших душах не только интерес к русскому монашеству на Афоне, но и аскетический настрой, и желание следовать по пути спасения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!