У книжной полки. Иеромонах Николай (Павлык). Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского

12 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня на нашей книжной полке находится издание, в основу которого положена диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия иеромонаха Николая (Павлыка). Тема диссертации звучит так – «Христианская нравственность по учению святителя Тихона Задонского». По словам автора, христианская нравственность понимается святителем предельно широко, как вообще истинно христианская жизнь. Напомним, что главное творение епископа Тихона называется - «О истинном христианстве», которое святой отец предваряет всесторонним исследованием греха и путей его преодоления. Эта тема нашла свое отражение в диссертации отца Николая (Павлыка), и при издании получила название – «Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского».

***

Настоящая работа, по словам автора, имеет своей целью раскрытие и исследование особенностей учения о христианской нравственности одного из светильников Русской Православной Церкви - святителя Тихона, епископа Воронежского. Его творения имеют боль-шое значение не только для Русской, но и для всей Православной Церкви, являясь частью ее Священного Предания. Помимо этого, всеобщего значения существует ряд обстоятельств, делающих личность и духовное наследие Задонского архипастыря особенно близкими современным православным христианам, а изучение его творений - особенно значимым.

По мнению отца Николая, современное состояние России и русского общества во многом напоминает времена святителя Тихона. Как теперь, так и тогда Россия являлась страной, открытой западному миру, влияние которого стало существенным фактором жизни всех (хотя и в разной мере) слоев русского общества. Влияние это имело (и имеет), с точки зрения христианской нравственности, характер преимущественно отрицательный. В смысле религиозном - по причине активного распространения неправославных и вообще нехристианс-ких взглядов. В плане бытовом - из-за искажения традиционного уклада жизни русского общества среди его высших слоев распространяются взгляды эпохи Просвещения, стремление к роскоши, искание чинов, наград, презрение к простому народу. Среди простого народа - тоже колебания в вере, а также пьянство и иные пороки.

По словам отца Николая, Россия тех времен тянулась к свету, перестав искать его в Священном Писании, надеясь найти в энциклопедиях. В настоящее время названные явления лишь усугубляются. Но, как замечает автор, святитель Тихон близок нам не только в связи с актуальностью для современного человека тех исторических реалий, которые так ясно предстают и получают свою оценку в его творениях. Он близок нам и как православный духовный писатель, учитель Церкви, живший в России немногим более двух столетий назад, обращающийся преимущественно к простому народу, на языке, нам гораздо более близком, чем язык древнерусских писателей. Наконец, как архипастырь святой жизни, великого дара слова и силы духа. Все это делает творения святителя Тихона Задонского предметом пристального внимания (как изучения, так и душеполезного чтения), а их автора - угодника Божия и святителя Русской Церкви - особенно близким современному православному человеку.

Настоящая работа состоит из шести глав. В первой главе речь идет о понимании святителем Тихоном христианской нравственности, греха как такового и о некоторых из тех страстей и пороков, которые в его творениях рассматриваются наиболее подробно. Имея ввиду, прежде всего душевную пользу своих читателей-современников, по преимуществу людей «простых», святитель говорит особо: о гордости, зависти, вражде, гневе и злобе, о клевете и осуждении, лжи, лести и лукавстве, о праздности, унынии, объядении и пьянстве, о сребролюбии, ростовщичестве, хищении, обиде убогих, о славолюбии и честолюбии; отдельно - о злоречии, роскоши.

Эти грехи, по словам автора исследования можно свести в общую схему. В ней началом всех страстей и пороков станет гордость, из которой, при попущенном искушении (например, обиде) и при содействии самолюбия, через зависть рождаются гнев, ненависть, злоба, проявляющиеся при нетерпимости и невоздержанности языка в осуждении, клевете, злословии. Возникшие ненависть, вражда одних могут привести к насилию, других - к печали, которая, не будучи уврачевана примирением, может стать причиной болезни телесной и душевной и даже гибели.

С другой стороны, питающиеся гордостью честолюбие и славолюбие, порождают лукавство, лесть, клевету, нередко приводя также к печальным последствиям. Осознавая относительность этой «реконструкции», автор все же полагает, что она в определенной степени отражает ход рассуждений святителя о взаимосвязи страстей и борьбе с ними. Во второй главе говорится о средствах обращения человека от греха к добродетели. Оно, по учению святителя, происходит посредством благодати Божией, действующей через слово Божие и совесть человека, и приводящей к покаянию и изменению, как состояния сердца, так и внешней жизни человека.

В третьей главе излагается учение святителя о христианских добродетелях, среди которых самой главной является покаяние. Раскрыв всесторонне учение о пороках и добродетелях, святитель предлагает читателям конкретное приложение этого учения к отношениям христиан различного общественного положения. Этому посвящена четвертая глава, которая называется «О должности христианской к ближнему». Здесь отец Николай ограничивается кратким обзором взглядов святителя Тихона на те основные принципы, которыми должны руководствоваться христиане в своей общественной и семейной жизни.

В пятой главе - представлены те основные средства, которые святитель предлагает в качестве укрепления в христианском подвиге и считает необходимым условием для успешного духовно-нравственного возрастания христианина. Это богомыслие и молитва, пост, Таинства Церкви, чтение Священного Писания и святоотеческих творений. Опытно сознавая, сколь многотруден подвиг жизни по заповедям, святитель Тихон не только указывает, как должно его совершать, не только предупреждает об опасности, но и утешает претерпевающих скорби, одушевляет ослабевающих, убеждает колеблющихся. Этому посвящена шестая глава, в которой приводятся «утешения», призванные побудить к обращению от греха к добродетели и укрепить тех, кто идет «узким путем» истинно христианской жизни.

***

По словам автора данной книги, «труды святителя Тихона Задонского имеют преимущественно нравоучительный характер и практическую направленность. В новое время, когда возникающие ереси являются главным образом лишь повторением или видоизменением заблуждений уже известных и опровергнутых Церковью, особую актуальность приобретают вопросы христианской нравственности, насущным становится указание «пути ко спасению» и водительство на этом пути посредством проповеди и нравственно-аскетических творений. Именно в этом видел свою задачу как архипастырь и как церковный писатель святитель Тихон». И потому так важен сегодня его архипастырский совет, тем, кто идет путем духовного совершенствования.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать