Аудио |
|
Скачать .mp3 |
По словам писателя Игоря Евсина, «старицы, которым Спаситель за их смирение, подвижническую жизнь, духовные подвиги давал дары утешения, пророчества, исцеления, хорошо известны каждому верующему, живущему в их местности. Среди них известны имена и рязанских Божьих угодниц. Причем эти имена произносятся с прибавлением мест их жительства. Произносятся по-простому, с любовью и ласкательно – Любушка Рязанская, Матронушка Анемнясевская, Полюшка Захаровская... И только сапожковскую старицу называют по имени-отчеству – Екатерина Михайловна». Об этой подвижнице 20 века рассказывает Игорь Васильевич Евсин со страниц книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Зерна-Слово» и называется – «Екатерина Михайловна. Рассказы о блаженной старице».
***
Эта книга известного рязанского писателя Игоря Евсина рассказывает о Екатерине Михайловне Хлуденевой, почитаемой в народе старице. В настоящее издание вошли жизнеописание подвижницы веры и благочестия, основанное на документальных источниках, воспоминания о ней тех, кто встречался со старицей и получал от неё духовную и нравственную помощь и поддержку, а также обширный цикл писем, большей частью опубликованных впервые. Материалы книги показывают, что секрет свойственного Екатерине Михайловне дара притягивать к себе людские сердца — в озарении Божественной благодатью, бесконечной любви к Богу и людям.
Как повествует автор, угодница Божия Екатерина Михайловна родилась 8 ноября 1889 года в селе Сысои Сапожковского уезда в семье, отличавшейся богобоязненностью и трудолюбием. Родители девочки особо почитали святую великомученицу Екатерину. И им хотелось, чтобы дочь выросла такой же «премудрой невестой Христовой», мужественной в исповедании истинной веры. Поэтому споров о том, как назвать младенца, не было. Конечно же - Екатериной. Молитвы любящих сердец были услышаны: именно эти нравственные черты были присущи Екатерине Михайловне всю ее последующую жизнь, основанную на родительском благословении и постоянной молитве.
Когда Кате исполнилось 2 года, она осиротела и осталась на попечении бабушки с дедушкой. Бабушка пользовалась большим уважением в округе. Она была грамотной, хорошо читала по-церковнославянски. В доме были духовные книги, и девочка с интересом слушала, когда ей читали Священное Писание, Псалтырь и жития святых. Катя с ранних лет запомнила много молитв и во время исполнения взрослыми утреннего и вечернего правила всегда стояла на коленях рядом с бабушкой. Особенной же радостью переполнялось детское сердечко, когда она читала молитвы самостоятельно, вслух для всей семьи. В эти моменты девочка светилась от переполнявшего ее душу чувства. Этот молитвенный свет Екатерина Михайловна пронесла через всю свою жизнь, которая стала воплощением слова Господня о чистоте детской веры.
В 1900 году Екатерина поступила в 4-классную Сапожковскую женскую прогимназию. Училась с большим интересом и прилежанием. Ей легко давались все предметы, но больше всех она любила арифметику. Математические способности девочка унаследовала от отца, которого звали в селе «счетчиком», так как он умел быстро считать в уме. В гимназии она подружилась с одноклассницей Евгенией Александровной Калининой. Дружбу эту они пронесли через всю свою жизнь. В августе 1904 года, по окончании прогимназии, обе подруги поступили в пятый класс частной женской гимназии В.П. Екимецкой в г. Рязани, которая славилась на всю губернию. Обучение велось на деньги родителей и попечителей, однако талантливым ученикам из бедных слоев делалось исключение - они освобождались от платы. Бесплатно обучалась и Екатерина Хлуденева.
На жизнь она зарабатывала частными уроками. Уже тогда проявились в Екатерине педагогические способности. Ее любили дети и родители. В 1907 году 18-летняя Екатерина окончила основной курс гимназии, а за отличные успехи и примерное поведение была награждена золотой медалью. Ей был выдан аттестат, который давал право на получение звания учительницы начальных училищ, а также разрешал заниматься обучением на дому. Перед революцией Екатерина Михайловна жила и работала в Петербурге. Тяжело пережила революцию, расстрел Царской семьи. В 1918 году вернулась в Сапожок.
Не имея своего угла, Екатерина Михайловна часто меняла местожительство, а преследуемая безбожниками, была рада любому пристанищу. Жила в семьях, где были неблагополучные дети, отдавая много сил для их исправления, подготовки в школу, училище, институт. Детей Екатерина Михайловна воспитывала в духе любви к Богу. Еще во времена ее педагогической деятельности к Екатерине Михайловне приходили люди за советом. Постепенно сложилось так, что она стала всеобщей советчицей, общей палочкой-выручалочкой, и эта ее слава стала распространяться за пределы Рязанской области. Ей писали множество писем, и она отвечала каждому, принимала каждого, как бы это ей ни было тяжело.
Как отмечает автор, лично встречавшийся со многими людьми, знавшими сапожковскую старицу, к ней обращались не только простые крестьяне, но и люди образованные, ученые и даже обладавшие властью. Например, Алексей Андреевич Стольников, редактор газеты «Сапожковские вести», являлся искренним почитателем «религиозной мракобески» Екатерины Михайловны и бывал у нее не один раз. Как в жизнеописании, так и в воспоминаниях людей, лично знавших Екатерину Михайловну, есть свидетельства, которые подтверждают, что к ней за советом постоянно приходили облеченные властью коммунисты из села Березники, где она жила, а также из Сапожка, из Рязани, и даже из Москвы и Петербурга (Ленинграда) и из других городов.
Она не делила людей на верующих и неверующих. При этом кого-то даже из верующих могла не принять, а, скажем так, условно неверующих принимала и обращала в веру. Всегда милосердная, боголюбивая, смиренная, она своим примером благотворно воздействовала на людей. Скольким упавшим она подала руку и с помощью Божией подняла их, поддержала словом и делом, у скольких по ее благодатной молитве Господь уврачевал душевные и телесные недуги, от скольких отвел беду, вселил в души святую веру, светлую надежду и любовь! За это ее и звали все уважительно «Екатерина Михайловна». Об этом и многом другом рассказывает книга с одноименным названием.
***
Екатерина Михайловна Хлуденёва — почитаемая в народе старица, которую еще предстоит узнать и прославить. Её образ в корне отличается от привычного представления о юродствующей подвижнице. Девушка простого крестьянского происхождения из рязанской глубинки сумела получить блестящее столичное образование, что позволило ей заниматься воспитанием детей представителей высшего общества в дореволюционном С.-Петербурге. Большую часть жизни подвижница прожила в селе Березники Сапожковского района. Там она принимала всех, кто нуждался в её помощи. В 1978 году 9 ноября в возрасте 89 лет старица отошла ко Господу. Но память о ней жива и поныне; по молитвам к Екатерине Михайловне люди по-прежнему получают чудесную помощь и исцеление.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!