У книжной полки. Сергей Прокопьев. Двойная радуга

13 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Жизнь каждого человека по-своему удивительна и неповторима. И составлена она из многочисленных событий, самые яркие из которых могли бы стать материалом для рассказа или повести. Но, чаще всего мы, пребывая в постоянной суете, ничего не видим вокруг, не замечаем окружающих нас людей, не вникаем в их проблемы, не запоминаем их рассказы о себе. А ведь многие услышанные нами когда-либо истории могли бы послужить не только нам, но и другим, для назидания, наставления, а может и утешения. Так, истории, взятые из жизни, когда рассказывал их Господь наш Иисус Христос, помогали слушающим Его, на примерах обыденной жизни, увидеть себя, свои поступки. Так поступают и многие писатели, и прошлых веков, и современные, рассказывая непридуманные истории из жизни окружающих их людей. К их числу можно отнести и Сергея Николаевича Прокопьева, чья книга находится сегодня на нашей книжной полке. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «Двойная радуга».

***

Омский писатель Сергей Николаевич Прокопьев «родился в 1952 году в городе Куйбышевка – Восточная, ныне это город Белогорск Амурской области. Что же касается его жизненного пути, то здесь все достаточно стандартно для человека советской эпохи: школа – технический вуз (Казанский авиационный институт) – производство. Двадцать лет Сергей Николаевич работал инженером в КБ ПО «Полет». Сейчас он корреспондент многотиражной газеты объединения «Полет». Но это одна сторона жизни писателя. Другая - связана с литературой. Живя рядом с нами, писатель художественным образом фиксирует эпоху. Первая книга Прокопьева вышла в свет в 1990 году, тогда автору было 37 лет. Членом Союза писателей России он стал в 1994 году»*.

Как отмечают издатели, мастерски написанная проза Сергея Прокопьева отличается, прежде всего, тем, что обжигает душу достоверностью. Читая повести и рассказы автора, понимаешь, что за его героями стоят конкретные люди, взятые из жизни со всеми скорбями и радостями, духовными исканиями, зачастую непростым путем к Богу». По словам омского прозаика Михаила Степановича Шангина, Сергей Прокопьев в своих «произведениях продолжает традицию Чехова с его пристальным вниманием к будням, к быту «маленького» человека, к «мелочам жизни», которые раскрывают характер личности, характер времени. В рассказах Прокопьева – коротких, динамичных, смешных и в то же время умных – наше противоречивое время.

Широк спектр героев: инженер-ракетчик, предприниматель, милиционер, художник, учитель, сектант, станочник, кондуктор, учёный, чиновник, медик, летчик, офицер… Ситуации, в которые они попадают, смешны и удивительны, нелепы и забавны, но в то же время в них нет надуманности, они отвечают логике нашей жизни. Ещё одна немаловажная, по мнению Михаила Шангина, особенность писателя Прокопьева – его герои чаще всего живут в Омске, пропитаны сибирским духом. Художник как бы подчеркивает: я не выдумываю героев, их прототипы живут рядом с нами, а сюжеты подсказывает окружающая действительность. Реалии сегодняшнего времени питают воображение Прокопьева, вдохновляют его» **.

Взять, к примеру, повесть, которая открывает эту книгу. Она называется - «Из рассказов матушки Анастасии», а ее героиня - монахиня, несущая послушание в миру. Легче это или сложнее, чем за стенами обители, как говорит автор, не нам судить, однако есть мнение, что, оставаясь в миру, монах должен обладать особой силой духа. В Православие матушка Анастасия пришла из протестантизма, немало скорбей выпало на ее долю, но она всегда следовала принципу «вера без дел мертва». За свою жизнь построила шесть церквей. Сейчас строит седьмую. Пусть это не величественные храмы, внутреннее пространство которых поражает объемами, вмещающими в себя сотни и сотни прихожан, — матушка создавала домовые церкви. Да только дом Божий, даже будь он хоть крохотным, остается таковым. Здесь служится литургия, здесь совершаются церковные таинства...

Прихожане всех ее церквей — дети, большинство — детдомовцы. Матушка учила их складывать пальцы для крестного знамения, готовила к первой исповеди, первому причастию, была тем человеком, который заронил в души семена Православия. Они могут прорасти сразу или через много-много лет. Сколько моих знакомых, подчеркивает автор, вспоминают своих бабушек, которые в детстве рассказали им о Боге. Долгие атеистические годы эти слова лежали под спудом, да не забылись, в один момент стали живой связывающей, путеводной нитью. Поэтому и повесть о матушке  — это не история строительства ею церквей. Нет. Это рассказ о человеке с непростым путем к Православию, о его жизни (со многими скорбями и взлетами) после принятия сердцем Благой Вести.

Герой следующей повести под названием - «90-й псалом» — воин-афганец, который прошел все ужасы войны, не расставаясь с текстом псалма «Живый в помощи Вышняго…» Об этом сам он и рассказывает в ходе своего повествования. Начинается действие 15 февраля 2004 года, когда те, «кому довелось воевать по приказу свыше, и по воле Создателя вернуться живым», праздновали 15-летие вывода советских войск из Афганистана. После Литургии и панихиды по усопшим, а также поминальной трапезы, Андрей Левко возвращался домой и подвергся нападению. Как пишет автор, за годы мирной жизни бывший боец растерял окопную бдительность. И попал в больницу. Туда жена принесла ему «мелко исписанный листок, запаянный полиэтиленом». Это был 90-й псалом.

Накануне отправки в горячую точку Андрей по настоянию жены прочитал молитву с тетрадного листка в клеточку. Пытался вникнуть в текст, но ничегошеньки не понял. Жена сложила несколько раз листок, завернула в полиэтилен, при помощи утюга надёжно запечатала, подала вместе с булавкой: «Андрюша, пристегни к майке. Гимнастёрку или брюки снимать будешь, а тут всегда при тебе. И перестёгивай каждый раз, как меняешь майку. Христом Богом прошу: не забывай». И не забывал. Не всегда пристёгивал, носил в кармане гимнастерки, в брюках. Но не расставался никогда. И сейчас, лежа в больнице, Андрей медленно читал псалом, смотрел в больничное окно, пытался вникнуть в смысл слов. Они были непонятны, и в то же время звучало что-то знакомое, будто этот ритм, эта мелодия сидели где-то глубоко-глубоко. И с ними было связано очень много воспоминаний. Эти воспоминания, через которые красной нитью проходят слова молитвы, и составили повесть «90-й псалом».

Вторую часть книги составили небольшие рассказы «Репетиция блудного мытарства», «Крестоходец», «Окна в рай», «Двойная радуга», «Часовня Семи отроков Эфесских» и другие. В каждом из этих рассказов, как и в повестях, автор слушает своих собеседников, «полностью доверяет им самим рассказывать о себе. Это, как говорит Валерий Мурзаков, позволяет Прокопьеву, почти не применяя известных беллетристических приёмов, предельно экономно используя художественные средства, добиваться глубины и правдивости. Однако предельная открытость, искренность литературных героев, рассказывающих о вещах самых личных не мешает писателю выражать вполне определённое авторское отношение к ним»**. А еще, в каждой рассказанной истории, есть чудеса, самое великое из которых, по словам святых отцов, воскрешение души. Именно о воскрешении души и говорит в этой книге Сергей Прокопьев.

***

Как говорится на сайте интернет-магазина «Благовест», к счастью, в последние годы мы наблюдаем расцвет православной духовной прозы. Именно сейчас, когда окружающая нас действительность вызывает уныние, прежние общественные идеалы развенчаны, а новые так и не сформированы, книги таких авторов, как Сергей Прокопьев, подобны глотку живой воды в пустыне. Путь человека ко Христу в самых трудных жизненных обстоятельствах, рассказанный без прикрас и слащавости; мужественное стояние в вере среди скорбей; выживание в боевых условиях благодаря молитве, — вот темы творчества Прокопьева. Автор книги предельно честен перед собой, перед Богом и читателями. Эта книга не оставит равнодушным ни взрослого читателя, ни подростка.

 

* Литературный Омск http://lib.omsk.ru/ip/lit-omsk/node

** https://prokopyev.jimdo.com/статьи/

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы