У книжной полки. Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского

10 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

В книге «Русские подвижники 19-ого века» писатель Евгений Поселянин, рассказывая о преподобном Амвросии Оптинском, отмечал, что старец принадлежит к числу тех незабвенных подвижников, кто много потрудился на ниве нравственного воспитания русского народа. «Казалось, - пишет Поселянин, - что в нем разом воплотились все лучшие стороны потрудившихся до него старцев. Во всяком случае, по словам очевидцев, старец Амвросий был таким удивительным, светозарным явлением, в его образе было столько обаятельной силы, что достаточно было только увидеть его, чтобы испытать невыразимое счастье». Сотни людей шли к нему со своими нуждами и немощами, писали письма, в надежде получить духовное утешение и вразумление. По письмам старца Амвросия как к монашествующим, так и мирянам, была составлена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и называется - «Душеполезные поучения прп. Амвросия Оптинского».

***

Святой Амвросий Оптинский – подлинный духовный светоч своего времени, а его «Душеполезные поучения», сказанные в разное время и разным лицам, за многие годы не потеряли актуальности. В них можно найти ответы на самые разнообразные вопросы Православной веры: богословские, нравственные, житейские. Слова батюшки Амвросия о супружестве, детях, о христианском отношении к болезням, искушениям, испытаниям дают урок и укрепляют в вере всякого православного христианина в наше непростое время. К поучениям преподобного Амвросия, как целебному источнику, нужно прибегать как можно чаще, чтобы пройти тесный путь, ведущий к нашему спасению.

О преподобном Амвросии издатели рассказывают следующее. Александр Михайлович Гренков (как звали старца в миру) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии, в многодетной семье пономаря Михаила Феодоровича Гренкова. Его мать Марфа Николаевна была, как вспоминал сам преподобный, женщиной святой жизни. В крещении новорожденного назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского, память которого пришлась на самый день рождения младенца. Всего же в семье было 8 детей и их воспитывали в строго православном духе. Александр рос живым, бойким, веселым и смышленым мальчиком, но его резвость не находила одобрения в степенной и скромной семье, где даже на невинные шалости смотрели как на значительные проступки. Каждый праздник отец брал Александра с собой в храм, где он вместе с родителем читал и пел на клиросе.

В 1824 году родители отдали Александра в первый класс Тамбовского Духовного училища, по окончании которого, юноша, как один из самых лучших выпускников, был рекомендован к поступлению в Тамбовскую Духовную семинарию. Учение шло легко. Более всего он любил Священное Писание, богословские, исторические и гуманитарные науки. Именно в это время были заложены основы глубокого знания Слова Божия и святоотеческих творений, которое помогало старцу в его последующей жизни. Занятия в семинарии не отнимали у него много времени, он сохранял свой веселый нрав, часто бывал в светском обществе, где был интересным и веселым собеседником. Во время учебы в семинарии Александр пережил тяжкое испытание: он сильно заболел, и надежды на выздоровление было мало.

Тогда юноша дал обещание Господу, что если встанет здравым от одра болезни, то непременно пойдет в монастырь. Он никогда прежде не думал о монастыре и вдруг, неожиданно для себя, дал обет стать монахом. Господь внял его просьбе, юноша вскоре чудом поправился, но исполнить свой обет не спешил. Произошло это лишь в 1839 году. Укоры совести о неисполненном обете все сильнее тревожили душу Александра. Вот как после сам старец рассказывал об этом периоде своей жизни: «После выздоровления я целых четыре года всё жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлять своей словоохотливости... Придёшь домой - на душе неспокойно; и думаешь: ну, теперь уже всё кончено навсегда - совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости и опять наболтаешь. И так я мучился целых четыре года».

Он искал утешения в молитве, и все ночи молился пред иконою Царицы Небесной, именуемой «Тамбовская», прося Ее управить его дело. Летом 1839 года, по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, Александр Михайлович вместе со своим другом Павлом Покровским заехал к известному Троекуровскому затворнику о. Илариону. Святой подвижник принял молодых людей и дал Александру вполне определенное указание: «Иди в Оптину, ты там нужен». Впервые Александр приехал в Оптину Пустынь в октябре 1839 года. И остался там навсегда. Летом 1841 года послушник Александр был пострижен в рясофор, через год его постригли в мантию и нарекли Амвросием в честь святого Амвросия, епископа Медиоланского. Еще через год монаха Амвросия рукоположили во иеродиакона, а в 1845 году - во иеромонаха.

Но не долгим было служение отца Амвросия у престола Божия. В декабре 1847 года он был вынужден по состоянию здоровья выйти за штат, будучи признан неспособным к послушанию, и с тех пор не мог более совершать Литургии, так как был очень слаб. Лечение не помогало, но эта тяжелая и продолжительная болезнь была явным действием Промысла Божия: ему открывался путь духовничества и старчества. На протяжении жизни в Оптиной Пустыни незаметно вырабатывалась в отце Амвросии та высота духа, та сила любви, которую он посвятил на помощь людскому горю и страданию, когда сделался старцем. Уже с самого поступления в скит выделялся он своею приветливостью. А по смерти отца Макария его паства тихо, без потрясения перешла к отцу Амвросию, и потянулся к любвеобильному старцу нескончаемый людской поток.

К нему приезжали известные общественные деятели и писатели: Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. Н. Погодин, Н. Н. Страхов и другие. Старец принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением. Чем же так привлекал к себе сердца людей преподобный Амвросий? На нем очевидно для всех почивала благодать Божия. Преподобный Амвросий стяжал дары Святаго Духа: старческую рассудительность, евангельскую любовь, прозорливость, дар исцелений. Но все свои дарования преподобный Амвросий скрывал - смирением. Он никогда не учил прямо от себя, но свое поучение основывал на словах Священного Писания или говорил сокровенно, скрывая свое знание за словами: люди говорят. Дар исцеления старец скрывал, посылая больных к известным чудотворным источникам или святыням.

Дар смирения позволил преподобному скрыть свою внутреннюю духовную жизнь, несмотря на то, что почти все время он был на людях. Познав на личном опыте спасительность смирения, старец стремился научить этому и своих духовных детей. На самый насущный вопрос для каждого человека: «Как жить, чтобы спастись?» - преподобный давал такие ответы: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно», или «Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо», или «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». Так в шутливом виде он передавал людям крупицы духовной мудрости и служил миру, одаренный от Бога дарованиями благодати Божией и проникнутый любовью к страждущим людям.

***

О старческом служении преподобного Амвросия богослов Сергей Николаевич Булгаков писал: «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений... Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь...» Сегодня бесценная сокровищница духовных советов прп. Амвросия  доступна не только духовным чадам старца, но и многим другим верующим людям. И часть этой сокровищницы представлена на страницах этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы