У книжной полки. Валентина Сергеева. Дорога домой

15 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Когда читаешь историю государства Российского, то несомненно отмечаешь для себя, сколько горя выпало на долю нашего бедного отечества. Многое пришлось потерпеть нашим предкам: нападения диких печенегов и половцев, литовцев и немецких рыцарей. А сколько бед земле Русской причинили сами князья, которые постоянно ссорились и ненавидели друг друга. Но еще большее, ужасное и неслыханное несчастье постигло страну в 13 веке, когда хан Чингисхан решил завоевать весь мир, в том числе и Русь. Сколько городов пожгли жестокие завоеватели, сколько людей убили, а других увели в полон. Долго жили русские люди под гнетом монголо-татарских захватчиков, но всё ж таки победили ордынцев. После этого постепенно стала объединяться Русь, из всех удельных областей в одно государство. К 19 веку это уже была Великая Держава, обладать которой захотел другой покоритель мира – французский император Наполеон, объявивший России войну. О нашествии монголо-татар и Отечественной войне 1812 года рассказывает книга Валентины Сергеевой, вышедшая в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Она называется – «Дорога домой».

***

Автор этой книги - Валентина Сергеева — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы Института мировой литературы им. А. М. Горького. Выпустила две книги в серии «Литературные памятники» — «Мистерии Йоркского цикла», а также собрание английских баллад о Робин Гуде. Является одним из ведущих литературно-исторического кружка «Ожившая классика». Повесть Валентины Сергеевой «Мы идем домой», описывающая события времен татаро-монгольского нашествия на Русь, стала лауреатом литературного конкурса «Необычайные приключения», проведенного в 2016 году издательством «Символик» совместно с Международным творческим объединением детских авторов. В 2018 году издательство «Символик» выпустило написанную Валентиной Сергеевой художественную биографию князя Александра Невского «Невский. Главная битва».

В этой книге представлены две повести Валентины Сергеевой, погружающие читателя в непривычный и очень реальный мир прошлого. Отчасти их можно назвать историческими или приключенческими. Они отличаются глубоким проникновением в обрисованную эпоху, взглядом изнутри на реальные события: в первой повести — это нашествие монголо-татар на Русь, во второй — время Отечественной войны 1812 года. Герои первой — два русских мальчика из разоренной Рязани, пробирающиеся домой с чужбины, куда их увели в полон. Во второй девочка Саша во время наступления французской армии отправляется в опасное путешествие, чтобы разыскать своих родных. И хотя дети являются главными героями этих произведений, интересные сюжеты, изложенные прекрасным литературным языком, не оставят равнодушными и взрослых читателей.

В предисловии книги священник Александр Гумеров пишет: «Машина времени существует. Уче­ные пытаются понять природу времени, чтобы определить, возможны ли пере­мещения во времени. Писатели-фанта­сты строят вокруг путешествий во вре­мени напутанные сюжеты. Но есть люди, которые с легкостью преодолевают годы и столетия и становятся свидетелями и даже участниками некогда бывших исторических событий. Эти люди — православные христиане. У христиан совершенно особое переживание истории. Весь годовой круг православного богослужения построен на воспоминании событий Ветхого Завета и Евангелия, а также церковной истории. Перед молящимся в храме проходит вся история человечества — от воспоминания грехопадения и Адамова изгнания (в Прощеное воскресенье) до событий, которым еще предстоит совершиться, то есть Страшного суда (в Неделю мясопустную). При этом воспоминаемая история воспринимается христиана­ми не как случившаяся когда-то, а как совершающаяся здесь и сейчас.

Такой своеобразной машиной времени, по словам отца Александра, стано­вится часто встречающееся в богослуже­нии слово «днесь», что значит «теперь», «сегодня». На Рождество Христово мы поем, что «Дева днесь Пресущественного рождает..», на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Отроковица Мария «днесь вводится в дом Господень», на Крещение Христос «явился днесь вселенней». И так воспринимаются не только события Священной истории, но и истории Церкви. Достаточно вспомнить то, как на первой неделе Великого поста мы воспоминаем чудо святого мученика Феодора Тирона, случившееся в далеком IV веке. Тогда коварный император Юлиан Отступник, желая посмеяться над христианами, приказал окропить все продукты на рынках кровью идольских жертв. Святой Феодор явился во сне епископу и повелел не приобретать оскверненную пищу, а есть коливо - вареную пшеницу с медом из церковных запасов. Вместе с древними константинополь­скими христианами мы едим в этот день коливо и благодарим мученика Феодора за заботу о нас.

Но, как отмечает отец Александр, христианину может быть дорога история, не только отмеченная яркими Божиими чудесами. Всё мироздание и, разумеется, время также Божии. Мы верим, что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Каждый из нас пришел в этот мир в то время, в какое ему судил Господь. В Боге мы получаем вечную жизнь и верим, что будем пребывать с Ним вовеки. Но как быть с прошлым? Как быть с тем временем, которое было до нас? За­долго до нас, когда «наших бабушек и дедушек на свете еще не было, и прабабушек, и даже прапрапра» - именно такими словами начинается повесть «Дорога домой». По словам священника, Бог сотворил нас по Своему обра­зу и подобию. Сам Бог вечен и пребывает над временем. Пред Его очами тысяча лет, как день вчерашний (Пс. 89:5). И Свою вечность Он дарит нам, дает нам власть, подобно Ему, быть над временем и вне времени. И к тем моментам истории, которые прошли без нас, Бог дает нам возможность прикоснуться.

Это прикосновение может происходить через связь поколений или через древние хроники, документы истории, предметы и места, несущие на себе след былых событий. Кому Бог дает Свой дар прикоснуться к этому? Трудно сказать. Как и талант творчества, этот дар дается не в качестве награды за святость или нравственные заслуги. Когда Господь говорит в евангельской притче, что таланты даются каждому по его силе (Мф. 25:15), имеется в виду, что если человек какой-то талант от Бога получил, то он силен этим даром послужить другим. Реализацией этих талантов могут быть исторические повести, в числе которых две повести Валентны Сергеевой. Они, по словам отца Александра, сочетают творче­ский дар и дар сопричастности истории.

Эти художественные произведения через вымышленный сюжет и персонажей живо и явственно погружают че­ловека в реальную историю. Но следует отметить, что каждая из этих повестей вмещает в себя не два, а три «компонента». Кроме исторически-документальной и литературно-художественной состав­ляющих полноправным действующим лицом по­вествования (а порою и соработником ав­тора) является фольклор. Народные сказ­ки, мифы, песни и былины служат мостом, соединяющим не только прошлое и на­стоящее, но и вымысел и реальность. Так, в основу сюжета повести «Дорога домой» легла известная былина об Авдотье Рязаночке. Автор рассказывает, как в 1237 году ордынцы напали на Рязанское княжество, осадили город Рязань. Пять дней мужики, бабы и даже дети защищали город, но силы были не равные и степняки пробили осаду. Рязань сожгли, что было ценного, вывезли, оставшихся в живых рязанцев взяли в полон. В числе пленников оказались муж, брат и сын Авдотьи, которая успела спрятаться от ордынцев. Потеряв своих родных, она решила идти в Великую степь к хану Батыю, чтоб выручить хотя бы одного. Получилось ли у нее это, вы узнаете, прочитав повесть «Дорога домой».

В повести «Большое путешествие Греминой» фольклор не определяет сюжет, но пронизывает повествование. Песни, которые слагают герои повести, реально зафиксированы в фоль­клорных сборниках. И кто знает, может быть, они действительно были написаны в подобных обстоятельствах... А обстоятельства эти, к слову сказать, не менее ужасны, чем в дни татаро-монгольского нашествия. Герои повести, 11-летняя дочь полковника Гремина - Александра и ее горничная (такая же юная) Василиса. В первые дни Отечественной войны 1812 года они бежали из пансиона благородных девиц, переодевшись в мальчиков. Девочки преодолели большой путь, не раз рисковали жизнью, и даже готовы были отдать ее, лишь бы были живы те, кого они искали на ужасных дорогах войны. Вязьма, Можайск, Бородино, Москва, Дорогобуж – вот основные точки их долгого пути, который они преодолели с мужеством, терпением и надеждой на помощь Божию. Подробнее о приключениях этих девочек вы узнаете, прочитав вторую повесть - «Большое путешествие Греминой».

***

По словам священника Александра Гумерова, повести, собранные в этой книге, зо­вут читателя в увлекательное истори­ческое путешествие. Путь, дорога, пу­тешествие присутствуют в каждом из этих произведений. Герои движутся впе­ред, преодолевают трудности, достигают своей цели. За ними интересно и поучительно наблюдать и следовать. Очень ва­жен и тот настрой, с которым человек от­правляется в путь. Думается, что будет правильнее и полезнее, если читатель, оправляясь в путь вслед за героями, по­чувствует себя не праздным туристом, путешествующим в поисках впечатле­ний, а настоящим паломником. В палом­ничестве важен каждый шаг, потому что основная цель этого пути — приблизиться к Богу. Из паломничества человек всегда возвращается немного иным. И примером этому служат герои книги «Дорога домой».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать