Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Когда читаешь историю государства Российского, то несомненно отмечаешь для себя, сколько горя выпало на долю нашего бедного отечества. Многое пришлось потерпеть нашим предкам: нападения диких печенегов и половцев, литовцев и немецких рыцарей. А сколько бед земле Русской причинили сами князья, которые постоянно ссорились и ненавидели друг друга. Но еще большее, ужасное и неслыханное несчастье постигло страну в 13 веке, когда хан Чингисхан решил завоевать весь мир, в том числе и Русь. Сколько городов пожгли жестокие завоеватели, сколько людей убили, а других увели в полон. Долго жили русские люди под гнетом монголо-татарских захватчиков, но всё ж таки победили ордынцев. После этого постепенно стала объединяться Русь, из всех удельных областей в одно государство. К 19 веку это уже была Великая Держава, обладать которой захотел другой покоритель мира – французский император Наполеон, объявивший России войну. О нашествии монголо-татар и Отечественной войне 1812 года рассказывает книга Валентины Сергеевой, вышедшая в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Она называется – «Дорога домой».
***
Автор этой книги - Валентина Сергеева — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы Института мировой литературы им. А. М. Горького. Выпустила две книги в серии «Литературные памятники» — «Мистерии Йоркского цикла», а также собрание английских баллад о Робин Гуде. Является одним из ведущих литературно-исторического кружка «Ожившая классика». Повесть Валентины Сергеевой «Мы идем домой», описывающая события времен татаро-монгольского нашествия на Русь, стала лауреатом литературного конкурса «Необычайные приключения», проведенного в 2016 году издательством «Символик» совместно с Международным творческим объединением детских авторов. В 2018 году издательство «Символик» выпустило написанную Валентиной Сергеевой художественную биографию князя Александра Невского «Невский. Главная битва».
В этой книге представлены две повести Валентины Сергеевой, погружающие читателя в непривычный и очень реальный мир прошлого. Отчасти их можно назвать историческими или приключенческими. Они отличаются глубоким проникновением в обрисованную эпоху, взглядом изнутри на реальные события: в первой повести — это нашествие монголо-татар на Русь, во второй — время Отечественной войны 1812 года. Герои первой — два русских мальчика из разоренной Рязани, пробирающиеся домой с чужбины, куда их увели в полон. Во второй девочка Саша во время наступления французской армии отправляется в опасное путешествие, чтобы разыскать своих родных. И хотя дети являются главными героями этих произведений, интересные сюжеты, изложенные прекрасным литературным языком, не оставят равнодушными и взрослых читателей.
В предисловии книги священник Александр Гумеров пишет: «Машина времени существует. Ученые пытаются понять природу времени, чтобы определить, возможны ли перемещения во времени. Писатели-фантасты строят вокруг путешествий во времени напутанные сюжеты. Но есть люди, которые с легкостью преодолевают годы и столетия и становятся свидетелями и даже участниками некогда бывших исторических событий. Эти люди — православные христиане. У христиан совершенно особое переживание истории. Весь годовой круг православного богослужения построен на воспоминании событий Ветхого Завета и Евангелия, а также церковной истории. Перед молящимся в храме проходит вся история человечества — от воспоминания грехопадения и Адамова изгнания (в Прощеное воскресенье) до событий, которым еще предстоит совершиться, то есть Страшного суда (в Неделю мясопустную). При этом воспоминаемая история воспринимается христианами не как случившаяся когда-то, а как совершающаяся здесь и сейчас.
Такой своеобразной машиной времени, по словам отца Александра, становится часто встречающееся в богослужении слово «днесь», что значит «теперь», «сегодня». На Рождество Христово мы поем, что «Дева днесь Пресущественного рождает..», на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Отроковица Мария «днесь вводится в дом Господень», на Крещение Христос «явился днесь вселенней». И так воспринимаются не только события Священной истории, но и истории Церкви. Достаточно вспомнить то, как на первой неделе Великого поста мы воспоминаем чудо святого мученика Феодора Тирона, случившееся в далеком IV веке. Тогда коварный император Юлиан Отступник, желая посмеяться над христианами, приказал окропить все продукты на рынках кровью идольских жертв. Святой Феодор явился во сне епископу и повелел не приобретать оскверненную пищу, а есть коливо - вареную пшеницу с медом из церковных запасов. Вместе с древними константинопольскими христианами мы едим в этот день коливо и благодарим мученика Феодора за заботу о нас.
Но, как отмечает отец Александр, христианину может быть дорога история, не только отмеченная яркими Божиими чудесами. Всё мироздание и, разумеется, время также Божии. Мы верим, что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Каждый из нас пришел в этот мир в то время, в какое ему судил Господь. В Боге мы получаем вечную жизнь и верим, что будем пребывать с Ним вовеки. Но как быть с прошлым? Как быть с тем временем, которое было до нас? Задолго до нас, когда «наших бабушек и дедушек на свете еще не было, и прабабушек, и даже прапрапра» - именно такими словами начинается повесть «Дорога домой». По словам священника, Бог сотворил нас по Своему образу и подобию. Сам Бог вечен и пребывает над временем. Пред Его очами тысяча лет, как день вчерашний (Пс. 89:5). И Свою вечность Он дарит нам, дает нам власть, подобно Ему, быть над временем и вне времени. И к тем моментам истории, которые прошли без нас, Бог дает нам возможность прикоснуться.
Это прикосновение может происходить через связь поколений или через древние хроники, документы истории, предметы и места, несущие на себе след былых событий. Кому Бог дает Свой дар прикоснуться к этому? Трудно сказать. Как и талант творчества, этот дар дается не в качестве награды за святость или нравственные заслуги. Когда Господь говорит в евангельской притче, что таланты даются каждому по его силе (Мф. 25:15), имеется в виду, что если человек какой-то талант от Бога получил, то он силен этим даром послужить другим. Реализацией этих талантов могут быть исторические повести, в числе которых две повести Валентны Сергеевой. Они, по словам отца Александра, сочетают творческий дар и дар сопричастности истории.
Эти художественные произведения через вымышленный сюжет и персонажей живо и явственно погружают человека в реальную историю. Но следует отметить, что каждая из этих повестей вмещает в себя не два, а три «компонента». Кроме исторически-документальной и литературно-художественной составляющих полноправным действующим лицом повествования (а порою и соработником автора) является фольклор. Народные сказки, мифы, песни и былины служат мостом, соединяющим не только прошлое и настоящее, но и вымысел и реальность. Так, в основу сюжета повести «Дорога домой» легла известная былина об Авдотье Рязаночке. Автор рассказывает, как в 1237 году ордынцы напали на Рязанское княжество, осадили город Рязань. Пять дней мужики, бабы и даже дети защищали город, но силы были не равные и степняки пробили осаду. Рязань сожгли, что было ценного, вывезли, оставшихся в живых рязанцев взяли в полон. В числе пленников оказались муж, брат и сын Авдотьи, которая успела спрятаться от ордынцев. Потеряв своих родных, она решила идти в Великую степь к хану Батыю, чтоб выручить хотя бы одного. Получилось ли у нее это, вы узнаете, прочитав повесть «Дорога домой».
В повести «Большое путешествие Греминой» фольклор не определяет сюжет, но пронизывает повествование. Песни, которые слагают герои повести, реально зафиксированы в фольклорных сборниках. И кто знает, может быть, они действительно были написаны в подобных обстоятельствах... А обстоятельства эти, к слову сказать, не менее ужасны, чем в дни татаро-монгольского нашествия. Герои повести, 11-летняя дочь полковника Гремина - Александра и ее горничная (такая же юная) Василиса. В первые дни Отечественной войны 1812 года они бежали из пансиона благородных девиц, переодевшись в мальчиков. Девочки преодолели большой путь, не раз рисковали жизнью, и даже готовы были отдать ее, лишь бы были живы те, кого они искали на ужасных дорогах войны. Вязьма, Можайск, Бородино, Москва, Дорогобуж – вот основные точки их долгого пути, который они преодолели с мужеством, терпением и надеждой на помощь Божию. Подробнее о приключениях этих девочек вы узнаете, прочитав вторую повесть - «Большое путешествие Греминой».
***
По словам священника Александра Гумерова, повести, собранные в этой книге, зовут читателя в увлекательное историческое путешествие. Путь, дорога, путешествие присутствуют в каждом из этих произведений. Герои движутся вперед, преодолевают трудности, достигают своей цели. За ними интересно и поучительно наблюдать и следовать. Очень важен и тот настрой, с которым человек отправляется в путь. Думается, что будет правильнее и полезнее, если читатель, оправляясь в путь вслед за героями, почувствует себя не праздным туристом, путешествующим в поисках впечатлений, а настоящим паломником. В паломничестве важен каждый шаг, потому что основная цель этого пути — приблизиться к Богу. Из паломничества человек всегда возвращается немного иным. И примером этому служат герои книги «Дорога домой».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Церковный календарь 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская
Евангелие 19 апреля. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Читаем Апостол. 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!