У книжной полки. Протоиерей Вячеслав Тулупов. Чудо Святого Причащения

5 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз….» Эту молитву мы слышим на каждой Литургии перед Причастием, когда со сложенными на груди руками готовимся подойти к Святой Чаше. Но все ли правильно понимают, зачем нужно причащаться? И как узнать, действительно ли мы готовы к принятию Святых Христовых Таин? Как правильно приготовиться к Причастию? Что значит достойно причаститься - во исцеление души и тела, и недостойно - в суд или во осуждение? Какие искушения испытывает христианин перед Причащением? И каково должно быть наше поведение после Причастия?  В творениях святых отцов мы можем найти ответы на эти вопросы. Обратиться к бесценному святоотеческому опыту, и предлагает нам протоиерей Вячеслав Тулупов, книга которого находится сегодня на нашей книжной полке. Она вышла в свет в издательстве «Русский Хронографъ» и называется – «Чудо Святого Причащения».

***

В этой книге кандидата богословия протоиерея Вячеслава Тулупова в популярной форме излагается учение Право­славной Церкви о таинстве Святого Причащения. На многочисленных примерах из Житий святых, Патериков и Пролога раскрывается значение этого таин­ства для жизни христианина. Большое внимание автор уделяет вопросу подготовки к таинству Святого Прича­щения. В предисловии книги отец Вячеслав пишет: «Любовь Господа нашего Иисуса Христа к лю­дям настолько велика, что Он не только принял за наше спасение смерть, но и даровал нам воз­можность постоянно теснейшим образом соеди­няться с Собой. Для этого на Тайной вечере перед Своими крестными страданиями Господь устано­вил таинство Святого Причащения.

О том, как было установлено это таинство, повествуют свя­тые евангелисты. Так, евангелист Матфей пи­шет: «Приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и ска­жите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Учени­ки сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенад­цатью учениками. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая уче­никам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и ска­зал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Но­вого Завета, за многих изливаемая во оставле­ние грехов» (Мф. 26,17-20, 26-28).

Таинство Святого Причащения также называется Евхаристией. Это греческое слово означает благодарение. Почему это великое таинство называется именно так? Потому что во время его со­вершения Церковь приносит благодарственную, хвалебную и умилостивительную жертву Богу за спасение всех людей — живых и умерших. На Тайной вечере Господь заповедал Своим уче­никам совершать таинство Святого Причащения в память о Нем. Эта заповедь неукоснительно вы­полняется Церковью на протяжении всей ее истории. Общественное богослужение, на котором совершается таинство Святого Причащения или Евхаристии, называется Литургией. По словам праведного Иоанна Кронштадтского, «Литургия — это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную». Но все ли идут по этому «золотому мосту», который «спасает от пропасти ада»? Задуматься над этим вопросом также призывает нас автор книги.

По словам отца Вячеслава, «о значении Святого Причащения для спасе­ния души говорили не только отдельные святые. Христианская Церковь с первых дней своего су­ществования требовала от своих членов частого приобщения Святых Тайн и строго наказывала тех, кто не исполнял этого требования. Об этом говорится в Апостольских правилах, в канони­ческих определениях Вселенских и Поместных Соборов. Девятое Апостольское правило и второе правило Антиохийского Собора повелевают отлучать от церковного общения христиан, которые без уважительной причины уходят с литургии до ее окончания, а также тех, которые, хотя и дожи­даются конца богослужения, но не причащают­ся. Читая эти правила, кто-то из наших современ­ников, посещающих храм один раз в год, может подумать: мне отлучения бояться не надо, ведь я обязательно стою до конца службы и причаща­юсь.

Однако, как отмечает автор, такого человека придется огорчить. Восьмидесятое правило VI Вселенского Собора и одиннадцатое правило Сардикийского Собора говорят о том, что любой христианин, который без уважительной причины отсутствовал на вос­кресных литургиях в течение трех недель, дол­жен быть отлучен от Церкви. Итак, в древности Церковь требовала, чтобы ее члены каждое воскресенье, если нет препятс­твий, причащались Святых Христовых Тайн. Как известно, причащению предшествует напряженная духовная подготовка. Но не трудно ли в таком случае приобщаться Святых Тайн каждую неделю? Конечно, это обременительно для тех, кто хочет войти в Царство Небесное, не очень утруждая себя. А дело спасения требует от нас постоянных усилий. И особенно они должны быть направлены на то, чтобы причащение стало цент­ром нашей духовной жизни.

«Дело Святого Прича­щения есть дело жизни, — учит святитель Феофан Затворник. — Причащаться или не причащаться значит быть или не быть христианином, жить или не жить во Христе. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не бу­дете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53)». Церковная история знает немало примеров, подтвержда­ющих эту истину, и некоторые из них автор приводит на страницах книги. Как отмечает отец Вячеслав, христиане первых веков причащались очень часто. Даже в самых безвыходных ситуациях, когда не было никакой возможности совершать Евхаристию, они не переставали стремиться к чаше Господней. В древности, во времена жестоких гонений, каждый христианин понимал, что в любой мо­мент может быть схвачен и казнен за исповеда­ние своей веры. Поэтому многие носили с собой запасные Святые Дары и причащались ими перед мучениями и смертью.

Даже гонители отметили стремление христиан к участию в Евхаристии и сделали для себя соответствующие выводы. Так, в начале IV века римский император Диоклетиан своим эдиктом объявил служение литургии преступлением. На одном из процессов над христианами в Карфа­гене проконсул Анулиний спросил обвиняемых: «Вы принимали участие в литургии христиан?» «Мы — христиане», — смело заявили подсудимые. Проконсул, желая осудить христиан за нару­шение императорского указа, а не за одно только их имя, с яростью повторил вопрос: «Я не спрашиваю вас, христиане ли вы, но участвовали ли вы в литургии христиан?» «Мы — христиане и, следовательно, участ­вовали в совершении Таинства Господня! — му­жественно ответили подсудимые и добавили: «Мы не можем жить без совершения Божес­твенной вечери».

Диоклетиан, подписывая указ, был уверен в том, что христиане не смогут не служить ли­тургию и не причащаться, поэтому их будет лег­ко выслеживать и осуждать на казнь. В этом он был прав. Однако как изменились нравы! - говорит отец Вячеслав. - Если в наше время новые диоклетианы примут подоб­ный закон, то попадут впросак, потому что боль­шинство так называемых «христиан» окажутся вне сферы его действия. Увы, былого стремления к Трапезе Господней уже нет. Почему так холодны наши современники к участию в Евхаристии? Истории, которые содержит эта книга, доказывают, что люди в наши дни не понимают, чего они себя лишают. Но, сколь ни помрачается и ни грубеет че­ловеческая душа от безверия, грехов, страстей, в ней всегда остается ничем неистребимая жажда соединения с Богом. Некоторые люди, не обретя веры в истинного Бога, ищут успокоения в служении ложным богам, но этим служением они никогда не утолят своей духовной жаж­ды. Происходит это потому, что, как писал бла­женный Августин, Бог создал нас для Себя и наше сердце не успокоится, пока не найдет Его. Вне Бога — греховный мрак, духовная пус­тота и интеллектуальная бессмыслица. Только в Боге и в соединении с Ним мы обретаем причи­ну, смысл, цель и радость нашего существова­ния. А что может нас более соединить с Богом, как ни Святое Причастие? – спрашивает нас протоиерей Вячеслав Тулупов, и отвечает на многие вопросы, касающиеся этой важной для каждого христианина темы.

***

Таинство Святого Причащения является од­ним из самых непостижимых и важных священ­нодействий христианской Церкви. С ним связа­но множество чудес, сведения о которых бережно хранит церковная история. Будучи само по себе Чудом, Святое Причащение лучше познается и воспринимается через чудеса, связанные с ним. В этой книге рассказывается о наиболее извест­ных из них. Однако это не значит, что перед чи­тателем сборник чудесных случаев. На страницах книги, прежде всего речь идет о самом таинстве, выражающем великую любовь Бога к людям, и о том, как нам стать достойными причастника­ми Христовых Тайн.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать