У книжной полки. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?

28 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Вся наша жизнь – это сплошные вопросы. Вопросы, которые возникают практически на каждом шагу и не дают спокойно жить дальше. Как дети, ищем мы более опытного человека в надежде, что он ответит на все наши «почему»? Особенно много вопросов возникает тогда, когда человек приходит в храм и начинает жить церковной жизнью. И тогда одним из множества вопросов появляется следующий - «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» Именно так называется книга величайшего русского подвижника, писателя и богослова, святителя Феофана Затворника, которая для многих христиан стала настольной после Евангелия и молитвослова. Эта книга многократно переиздавалась, а в настоящее время она вышла в свет в издательстве «Духовное преображение» в серии «Духовный кормчий».

***

Книга «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» составлена из пи­сем святителя Феофана к его духовной дочери, сердечно желающей постигнуть тайны деятельного благочестия. В предисловии книги, обращаясь к читателям, издатели пишут: «Вот вы начали посещать храм, читать Священ­ное Писание, изучать Закон Божий, стараться ис­полнять заповедь о любви к Богу и ближнему. Уз­нали, что есть церковный уклад жизни, в котором свое время определено праздникам и покаянию, молитве и отдыху. Но как же начать жить, не просто выполняя эти внешние правила, а духовно, по-хри­стиански? В чем именно заключается сокровенная жизнь православного человека? Эти вопросы рас­крывает в письмах святитель Феофан Затворник. Раскрывает, отвечая на вопросы молодой девушки подробно и тщательно, уделяя внимание и духов­ным запросам, и простым обстоятельствам ее жизни, так что истины богословия сразу претворяются в жизненный путь ко спасению, а не остаются лишь теоретическим знанием.

Многие из нас, придя в храм, встречаются с недостатком подобной аскетической литературы: и ищут духовного отца, который может постоян­но быть рядом и давать наставления при каждом спорном обстоятельстве нашей непростой совре­менности. Но редко кому везет в этом поиске, и прежде всего потому, что сами мы плохо понима­ем, что нам полезно для спасения души, а что нет. Душа человека — вот поле, на котором проис­ходит главное сражение нашей жизни, сражение между добром и злом, Богом и противником Его, между ангелами и бесами. Нам нужно хорошо узнать свою душу и направить все ее силы к творе­нию воли Божией.

Святитель Феофан пишет о том, как устроена эта бессмертная составляющая чело­века, каким образом воля, разум и чувства взаимодействуют в ней; как проникает в нее греховное желание и развивается страсть и как научиться противостоять этому. Объясняет, зачем нужна нам молитва, паломничество, чтение духовных книг; советует сколько, как и когда нужно общаться с друзьями, чтобы это не вредило делу спасения; как переносить напраслину и скорби, которые встре­чаются в жизни каждому из нас. Все эти темы под­робно и систематически освящает святитель в духовной переписке. Одним словом, - отмечают издатели, - если вам нужно руководство к началу духовной жизни — оно у вас в руках. Если нужен руководитель на пути ко спасению, то свя­титель Феофан Затворник будет им — через слова, написанные им некогда к молодой девушке; через еще многие и многие свои богословские труды, проповеди, письма, наставления.

Святитель Феофан (в миру — Георгий Васильевич Говоров) родился в семье сельского священника, служившего в селе Чернава под Ельцом. Душа его с детства возгорелась любовью к Церкви. «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце, — напишет потом святитель, — есть церков­ность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети. Сочувствие ко всему священному, сладость пребывания среди его, ради тишины и теплоты, отревание от блестящего и привлекательного в мирской суете не могут лучше напечатлеться в сердце. Церковь, духовное пение, иконы — первые изящнейшие предметы по содер­жанию и по силе». Имея такую любовь к Богу, Георгий, получив образование в Орловской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии, решил посвятить Ему всю свою жизнь. И по окончании академии принял монашество с именем Феофан.

Наверное, ни один святой XIX столетия не служил Церкви настолько разносторонне, как Феофан, Затворник Вышенский. Всю жизнь святитель помогал людям и направлял их ко спасению. И там, где он преподавал или был руководителем — будь то духовное училище, приходская школа, духовная семинария или Академия; и там, где он нес пастырское служение — будь то удаленные приходы Олонецкой епархии или центр Константинополя; и даже из уединенного флигеля в далекой Вышенской пустыни — повсюду распространились утешительные и мудрые слова его писаний. К нему обращались и светские особы, и лица духовного звания. Каждому он мог дать совет и наставление. Образование его было блестящим, знания — всесторонними, жизнь — праведной не по данному лишь слову, но и делам.

Великое служение Церкви Божией святитель Феофан видел и в подвиге духовно-литературного творчества. «Писать, — говорил он, — это служба Церкви нужная». Духовное наследие его огромно: это| и труды по нравственному богословию, антропо­логии, экзегетике (толкованию Священного Писания), и письма к разным лицам, и многочислен­ные проповеди, и переводы писаний святых отцов, живших на Афоне, в Египте, Сирии и Палестине. Среди этих работ знаменитое «Добротолюбие», «Палестинский патерик», «Псалтирь св. Ефрема Сирина», а также книга «Невидимая брань». Главной темой многочисленных творений святителя Феофана является спасение во Христе. Эта тема стала определяющей и в поучениях, составивших книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

Обращаясь к своей духовной дочери, святитель говорит о пользе этой переписки: «Писание к вам, и притом о таких предметах, не будет для меня тяготою, напротив, составит немалое удовольствие, внося некое разнообразие в обычные мои занятия. Скажу нечто большее: что если не состоится задуманное нами, то я буду себя чувствовать так, как чувствует себя понесший какой-либо убыток или потерявший нечто. Как это – не стану вам объяснять, но повторяю, что сие так будет и что сему так и быть должно. Вот и приходится не совет вам давать, а прошение прилагать: пишите. Хоть большой мудрости нечего вам от меня ожидать, но один уже пересмотр всего достодолжного доставит вам немалую пользу, оживив в памяти вашей всю эту область и сосредоточив на ней внимание, может быть, с возгрением и особой энергии. А в этом последнем какое благо! Ибо если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному».

Кроме того, святитель просит девушку «быть откровенною». Ведь «откровенность, - говорит он, – первое дело в переписке, иначе нечего было ее и затевать. И пишите всегда сплеча – все, что есть на душе, и особенно пополнее излагайте вопросы, которые зашевелятся в голове и станут настойчиво требовать решения. Тогда и решения будут приниматься, как земля, жаждущая принимает воду. И это есть самый лучший способ и приобретения, и закрепления в душе понятий, разъясняющих суть предметов и дел, которых яснозрение очами ума считаем мы для себя необходимым». «Пишете, - вновь повторяет святитель, - что у вас «рябит в глазах». И духовная дочь отвечает на его требование, задавая от письма к письму вопросы о духовной жизни, вопросы, которые волнуют всякого человека, вставшего на путь спасения.

***

1988 году на Поместном Соборе Русской Право­славной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, епископ Феофан Затворник был причислен к лику святых, а 29 июня 2002 года обретенные мощи святого были перенесены в Вышенскую обитель. По словам архиепископа Аверкия Таушева, «замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви…, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни - той «жизни во Христе», которой жили на протяжении … двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия». Руководством подлинной духовной жизни является и эта книга. Предлагая ее читателям, издатели сердечно желают всем помощи Божией в труде духовного делания, который невероятно кропот­лив и тяжел, но так необходим желающим спасти свою бессмертную душу и войти в Царствие Не­бесное.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать