Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Вся наша жизнь – это сплошные вопросы. Вопросы, которые возникают практически на каждом шагу и не дают спокойно жить дальше. Как дети, ищем мы более опытного человека в надежде, что он ответит на все наши «почему»? Особенно много вопросов возникает тогда, когда человек приходит в храм и начинает жить церковной жизнью. И тогда одним из множества вопросов появляется следующий - «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» Именно так называется книга величайшего русского подвижника, писателя и богослова, святителя Феофана Затворника, которая для многих христиан стала настольной после Евангелия и молитвослова. Эта книга многократно переиздавалась, а в настоящее время она вышла в свет в издательстве «Духовное преображение» в серии «Духовный кормчий».
***
Книга «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» составлена из писем святителя Феофана к его духовной дочери, сердечно желающей постигнуть тайны деятельного благочестия. В предисловии книги, обращаясь к читателям, издатели пишут: «Вот вы начали посещать храм, читать Священное Писание, изучать Закон Божий, стараться исполнять заповедь о любви к Богу и ближнему. Узнали, что есть церковный уклад жизни, в котором свое время определено праздникам и покаянию, молитве и отдыху. Но как же начать жить, не просто выполняя эти внешние правила, а духовно, по-христиански? В чем именно заключается сокровенная жизнь православного человека? Эти вопросы раскрывает в письмах святитель Феофан Затворник. Раскрывает, отвечая на вопросы молодой девушки подробно и тщательно, уделяя внимание и духовным запросам, и простым обстоятельствам ее жизни, так что истины богословия сразу претворяются в жизненный путь ко спасению, а не остаются лишь теоретическим знанием.
Многие из нас, придя в храм, встречаются с недостатком подобной аскетической литературы: и ищут духовного отца, который может постоянно быть рядом и давать наставления при каждом спорном обстоятельстве нашей непростой современности. Но редко кому везет в этом поиске, и прежде всего потому, что сами мы плохо понимаем, что нам полезно для спасения души, а что нет. Душа человека — вот поле, на котором происходит главное сражение нашей жизни, сражение между добром и злом, Богом и противником Его, между ангелами и бесами. Нам нужно хорошо узнать свою душу и направить все ее силы к творению воли Божией.
Святитель Феофан пишет о том, как устроена эта бессмертная составляющая человека, каким образом воля, разум и чувства взаимодействуют в ней; как проникает в нее греховное желание и развивается страсть и как научиться противостоять этому. Объясняет, зачем нужна нам молитва, паломничество, чтение духовных книг; советует сколько, как и когда нужно общаться с друзьями, чтобы это не вредило делу спасения; как переносить напраслину и скорби, которые встречаются в жизни каждому из нас. Все эти темы подробно и систематически освящает святитель в духовной переписке. Одним словом, - отмечают издатели, - если вам нужно руководство к началу духовной жизни — оно у вас в руках. Если нужен руководитель на пути ко спасению, то святитель Феофан Затворник будет им — через слова, написанные им некогда к молодой девушке; через еще многие и многие свои богословские труды, проповеди, письма, наставления.
Святитель Феофан (в миру — Георгий Васильевич Говоров) родился в семье сельского священника, служившего в селе Чернава под Ельцом. Душа его с детства возгорелась любовью к Церкви. «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце, — напишет потом святитель, — есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети. Сочувствие ко всему священному, сладость пребывания среди его, ради тишины и теплоты, отревание от блестящего и привлекательного в мирской суете не могут лучше напечатлеться в сердце. Церковь, духовное пение, иконы — первые изящнейшие предметы по содержанию и по силе». Имея такую любовь к Богу, Георгий, получив образование в Орловской Духовной семинарии и Киевской Духовной Академии, решил посвятить Ему всю свою жизнь. И по окончании академии принял монашество с именем Феофан.
Наверное, ни один святой XIX столетия не служил Церкви настолько разносторонне, как Феофан, Затворник Вышенский. Всю жизнь святитель помогал людям и направлял их ко спасению. И там, где он преподавал или был руководителем — будь то духовное училище, приходская школа, духовная семинария или Академия; и там, где он нес пастырское служение — будь то удаленные приходы Олонецкой епархии или центр Константинополя; и даже из уединенного флигеля в далекой Вышенской пустыни — повсюду распространились утешительные и мудрые слова его писаний. К нему обращались и светские особы, и лица духовного звания. Каждому он мог дать совет и наставление. Образование его было блестящим, знания — всесторонними, жизнь — праведной не по данному лишь слову, но и делам.
Великое служение Церкви Божией святитель Феофан видел и в подвиге духовно-литературного творчества. «Писать, — говорил он, — это служба Церкви нужная». Духовное наследие его огромно: это| и труды по нравственному богословию, антропологии, экзегетике (толкованию Священного Писания), и письма к разным лицам, и многочисленные проповеди, и переводы писаний святых отцов, живших на Афоне, в Египте, Сирии и Палестине. Среди этих работ знаменитое «Добротолюбие», «Палестинский патерик», «Псалтирь св. Ефрема Сирина», а также книга «Невидимая брань». Главной темой многочисленных творений святителя Феофана является спасение во Христе. Эта тема стала определяющей и в поучениях, составивших книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».
Обращаясь к своей духовной дочери, святитель говорит о пользе этой переписки: «Писание к вам, и притом о таких предметах, не будет для меня тяготою, напротив, составит немалое удовольствие, внося некое разнообразие в обычные мои занятия. Скажу нечто большее: что если не состоится задуманное нами, то я буду себя чувствовать так, как чувствует себя понесший какой-либо убыток или потерявший нечто. Как это – не стану вам объяснять, но повторяю, что сие так будет и что сему так и быть должно. Вот и приходится не совет вам давать, а прошение прилагать: пишите. Хоть большой мудрости нечего вам от меня ожидать, но один уже пересмотр всего достодолжного доставит вам немалую пользу, оживив в памяти вашей всю эту область и сосредоточив на ней внимание, может быть, с возгрением и особой энергии. А в этом последнем какое благо! Ибо если бывает у нас нескладность в жизни, то она всегда почти происходит не столько от худоумия и худосердечия, сколько от недостатка ретивости и ревности к достодолжному».
Кроме того, святитель просит девушку «быть откровенною». Ведь «откровенность, - говорит он, – первое дело в переписке, иначе нечего было ее и затевать. И пишите всегда сплеча – все, что есть на душе, и особенно пополнее излагайте вопросы, которые зашевелятся в голове и станут настойчиво требовать решения. Тогда и решения будут приниматься, как земля, жаждущая принимает воду. И это есть самый лучший способ и приобретения, и закрепления в душе понятий, разъясняющих суть предметов и дел, которых яснозрение очами ума считаем мы для себя необходимым». «Пишете, - вновь повторяет святитель, - что у вас «рябит в глазах». И духовная дочь отвечает на его требование, задавая от письма к письму вопросы о духовной жизни, вопросы, которые волнуют всякого человека, вставшего на путь спасения.
***
1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, епископ Феофан Затворник был причислен к лику святых, а 29 июня 2002 года обретенные мощи святого были перенесены в Вышенскую обитель. По словам архиепископа Аверкия Таушева, «замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви…, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни - той «жизни во Христе», которой жили на протяжении … двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия». Руководством подлинной духовной жизни является и эта книга. Предлагая ее читателям, издатели сердечно желают всем помощи Божией в труде духовного делания, который невероятно кропотлив и тяжел, но так необходим желающим спасти свою бессмертную душу и войти в Царствие Небесное.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!