Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня мы совершаем память всех святых, от века просиявших, от века Богу угодивших. Мы вспоминаем всех именуемых святыми усопших людей, начиная с первых времен и по сегодняшний день, причем не только прославленных, но и неизвестных миру. Прославляя апостолов и пророков, мучеников и пустынников, праведников, живших посреди мира, и Христа ради юродивых, — мы должны понимать, за что мы их прославляем и что такое святость? Что делает этих людей святыми? Неужели у них не было грехов? Но ведь мы знаем, что никто не свят, «токмо един Бог», значит и святые люди при жизни совершали грехи, но смогли их исправить? И по силам ли современному человеку уподобиться им и стать тоже святым? Над всеми этими вопросами предлагаем поразмышлять книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря и называется – «Что делает людей святыми?»
***
Автор этой книги, схиархимандрит Авраам (Рейдман) - духовник двух монастырей: Александро-Невского Ново-Тихвинского женского в Екатеринбурге и Свято-Косьминской пустыни в деревне Костылева Верхотурского уезда. Отец Авраам также много лет является председателем комиссии по канонизации святых Екатеринбургской митрополии. Он автор более десяти книг духовно-нравственного содержания, среди которых особой любовью и популярностью пользуется сборник бесед о духовной жизни с прихожанами «Я избираю простоту» и книга «Размышления о Нагорной проповеди», в которой схиархимандрит в духе святых отцов объясняет основные евангельские заповеди на примерах, знакомых и понятных современному читателю. Отец Авраам является автором-составителем известного многим сборника творений русских подвижников благочестия о молитве Иисусовой «Трезвомыслие».
В этой книге отца Авраама собраны проповеди, произнесенные в дни памяти святых угодников Божиих, а также в другие праздничные дни, например, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все проповеди объединены одной темой, которая обозначена в заголовке книги. Первые три проповеди - это, можно сказать, вступительное слово автора. В них отец Авраам рассуждает о том, что такое святость, что делает человека святым и что препятствует ему в этом. Далее проповеди расположены согласно годовому церковному кругу, начиная с праздника Рождества Пресвятой Богородицы; в проповеди на этот праздник говорится не только о великом значении этого события, но и о родителях Девы Марии -праведных Иоакиме и Анне.
Как отмечают издатели, отец Авраам говорит о святых живо и просто, так что становится ясно, что святым призван быть каждый христианин: «Святые люди... Кто они? Порой нам представляется, что святые - это избранники Божий от чрева матери, особенные люди, на нас непохожие. Мы даже склонны думать, что нам не дано то, что является уделом этих угодников. Но, как отмечает автор, это не совсем так. И для примера приводит жизнеописание простого священника, пострадавшего в нашей епархии. Батюшка был дважды осужден: в первый раз его приговорили к пребыванию в лагере, во второй — к расстрелу; и приговор был приведен в исполнение. Этот священник имел семью, шестерых детей, то есть не был каким-то особенным подвижником, девственником, подвизавшимся в пустыне. Очевидно, что он был ревностным священником, раз смог выдержать такие испытания. Но ничего необыкновенного, яркого в его жизнеописании нет, кроме спокойной и ясной твердости.
И это, по словам отца Авраама, пример святого в обычной жизни. Чем он отличается от нас? Во время испытания все то необыкновенное, что в нем было: стойкость, преданность православию, любовь к людям, которая не позволила ему кому-либо нанести вред, даже в надежде смягчить наказание, — показало, что он свят. Испытание обнаружило его святость, до сих пор никому не известную. А мы оправдываем себя тем, что мы обыкновенные люди. А разве он не был таким же человеком? Он был во всем обыкновенным и умер бы никому не известным, если бы на его долю не выпало такое необычайное испытание и исключительная скорбь, приведшая его к гибели. А ведь он оставил сиротами, что тоже не может не заботить семьянина и отца, шестерых детей! Глядя на его пример и примеры других новомучеников и исповедников, мы, по словам отца Авраама, должны в том же ключе рассмотреть и подвиги прочих подвижников.
Что делает этих людей святыми и что же такое святость? Святость, - как говорит автор, - это некое настроение души, при котором человек предпочитает небесное земному, попирает свои страсти, немощи, пороки, свое греховное прошлое, а возможно, и свое будущее, которое может представляться ему прекрасным и счастливым; и все это он делает ради Бога. Таким призван быть каждый христианин. И когда человек старается так жить, тогда благодать, милость, сила и слава Божия приходят в его душу и освящают ее». «Бывает, что люди никому не известные живут свято. Дело совсем не в том, чтобы быть причисленным к лику святых, — нужно вести святой образ жизни, потому что без этого невозможно спастись. Святитель Димитрий Ростовский, причащая обыкновенных крестьян, видел, что во время причащения лица их светились Божественным светом, а люди эти ничего о себе не мнили: подобно апостолу Петру они считали себя грешными и невежественными.
Один афонский подвижник, преподавая учение об Иисусовой молитве простым молдавским крестьянам, через год увидел, что и у одного молодого, ничем не выделявшегося крестьянина появился дар непрестанной молитвы, которого не было у самого подвижника. Один из оптинских старцев удивлялся тому, что некий купец, то есть человек, занимавшийся многосуетным занятием, торговлей, имел дар непрестанной молитвы и весьма преуспевал в ней. Всё это свидетельствует о том, что Господь не лицеприятен и приходит к каждому человеку, который искренно к этому расположен. Всякий из нас должен стремиться к святости в этом смысле. Поэтому и Церковь устами священника в алтаре возглашает о Святых Дарах, об этой великой святыне, о Теле и Крови Христовых, следующими словами: «Святая святым».
Это означает, - говорит автор, - что мы все должны быть святы. Так в древности и называли христиан — община, общество святых. Причина того, что мы не такие, кроется в нас одних. Надо пренебречь своими немощами, прошлым, привязанностями, пристрастиями к мирскому — и следовать во всем только одному Евангелию, чем бы мы ни занимались: торгуем ли, работаем ли на заводе или в поле. Мы должны всегда думать о Евангелии и понимать, что исполнять евангельские заповеди — наше первое дело. В этом и состоит делание любого человека и его истинное отречение. В семье ли мы живем, в монастыре ли, в городе или в деревне, в суете или в тишине, одно должно нас привлекать — Евангелие. Тогда мы уподобимся всем тем, кого почитаем святыми, от века угодившими Богу.
Они были самого разного звания, из самых разных народов, и женского пола, и мужского, и взрослые, и дети, и имевшие высочайшую образованность, и простые, невежественные люди, поэтому ничто и никогда не сможет нас оправдать в нашем нерадении. Когда у преподобного Серафима Саровского спросили о том, чего не хватает современным подвижникам в сравнении с древними, святой ответил: «Только одного — решимости». Вот за отсутствие чего мы должны укорять себя, вот то, что нам нужно просить у Бога, вот то, что мы обязаны искать и к чему должны себя понуждать. Тогда Господь и нас будет освящать Своей благодатью, тогда и мы будем вести святой образ жизни, подражая святым, о которых в частности, рассказывает эта книга. Она богато иллюстрирована — древние иконы, фрески и мозаики наряду с рассуждениями автора становятся живой проповедью, обращенной к человеку. В конце издания помещен указатель иллюстраций, вошедших в книгу.
***
Преподобный Иустин Челийский говорил, что из житий святых мы можем узнать, как юноша становится святым юношей, как семья становится святой семьей, как воин становится святым воином, как монах становится святым монахом, как строитель становится святым строителем, как врач становится святым врачом, как ученый становится святым ученым... На эту же тему рассуждает в своей новой книге «Что делает людей святыми?» духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, схиархимандрит Авраам. В ней собраны проповеди батюшки на дни памяти святых, знакомясь с которыми читатель невольно задумывается: «Святой – такой же человек, как и я! Почему же я не живу свято?» Издатели надеются, что любой читатель найдет в этой книге добрые и мудрые советы, которые помогут ему среди повседневных трудов и непрестанных забот помнить, что каждый из нас призван ко спасению, каждый призван быть святым!
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!