У книжной полки. Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета

10 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иеромонах Серафим (Роуз) называл архиепископа Аверкия (Таушева) - «Златоустом послед­них времен». «Владыка Аверкий, - говорил он, - был безупречным учителем православной нравственной и духовной жизни, и, одновременно, непревзой­денным богословом и святоотеческим наставником для нас». Миссионер, проповедник, учитель юношества и церковный публицист, писатель, толкователь Священного Писания, духовник, наставник, администратор духоведения и исповедник – вот кем был владыка Аверкий. 10 апреля 1976 года он отошел ко Господу, оставив после себя богатое литературное наследие, к которому мы уже не в первый раз обращаемся в рамках нашей программы. Вот и сегодня, в день памяти архипастыря, мы предлагаем вашему вниманию новое издание его книги – «Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета», вышедшей в свет в издательстве Сибирская Благозвонница.

***

Труд архиепископа Аверкия (Таушева) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета» разделен на две части Четвероевангелие и Апостол. Он был написан как курс лекций и преподавался в течение трех лет (с 1951 по 1953 гг.) в Свято-Троицкой Духовной Семинарии в Джорданвилле, ректором которой был владыка. Первая часть труда - «Четвероевангелие» - охватывает события Священной Истории начиная с зачатия Иоанна Предтечи и заканчивая Вознесением Господним и предназначена не только для учащихся духовных учебных заведений, но и для каждого, кто стремится лучше понимать Евангелие, эту священную для любого христианина Книгу.

В своей вступительной статье владыка Аверкий отмечает, что Священные книги Нового Завета написаны св. Апостолами с целью изобразить спасение людей, совершенное воплотившимся Сыном Божиим – Господом нашим Иисусом Христом. В соответствии с этой высокой целью, они повествуют нам о величайшем событии воплощения Сына Божия, о земной жизни Его, об учении, которое Он проповедовал, о чудесах, которые Он творил, об Его искупительных страданиях и крестной смерти, о преславном воскресении из мертвых и вознесении на небо, о начальном периоде распространения Христовой веры чрез св. Апостолов, разъясняют нам учение Христово в его многообразном приложении к жизни и предупреждают о последних судьбах мира и человечества.

Новозаветные священные книги делятся на «Евангелие» и «Апостол». Первые четыре книги называются «Четвероевангелием» или просто «Евангелием», потому что в них содержится «благая весть» о приходе в мир обещанного Богом прародителям Божественного Искупителя и о совершенном Им великом деле спасения человечества. Все четыре Евангелия согласно повествуют о жизни и учении Христа Спасителя, о Его чудесах, крестных страданиях, смерти и погребении, Его преславном воскресении из мертвых и вознесении на небо. Взаимно дополняя и разъясняя друг друга, они представляют собою единую целую книгу, не имеющую никаких противоречий и несогласий в самом главном и основном – в учении О СПАСЕНИИ, которое совершено воплотившимся Сыном Божиим – совершенным Богом и совершенным человеком.

Древние христианские писатели сравнивали Четвероевангелие с рекой, которая, выходя из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, изобиловавшим всякими драгоценностями. Еще более обычным символом для четырех Евангелий служила таинственная колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар и которая состояла из четырех существ, напоминавших собою лицами – человека, льва, тельца и орла. Эти существа, взятые в отдельности, сделались эмблемами для евангелистов. Христианское искусство, начиная с V века, изображает св. Матфея с человеком или ангелом, св. Марка со львом, св. Луку с тельцом, св. Иоанна с орлом.

Как объясняет владыка Аверкий, символ человека стали усваивать евангелисту Матфею потому, что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама; св. Марку – льва, ибо он выводит в особенности царственное всемогущество Господа; св. Луке – тельца (как жертвенное животное), ибо он по преимуществу говорит о Христе, как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира; св. Иоанну – орла, так как он особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога, как орел, высоко парит в небе «над облаками человеческой немощности», по выражению блаженного Августина.

Кроме наших четырех Евангелий, в первые века известно было много (до 50-ти) других писаний, называвших себя также «евангелиями» и приписывавших себе апостольское происхождение. Церковь, однако, скоро их отвергла, отнеся их к числу так наз. «апокрифов». Уже священномученик Ириней, епископ Лионский, бывший учеником св. Поликарпа Смирнского, который в свою очередь был учеником св. Иоанна Богослова, в своей книге «Против ересей» свидетельствует, что Евангелий только четыре и что их не должно быть ни больше ни меньше, потому что «четыре страны мира», «четыре ветра во вселенной». Замечательно об этом, по мнению автора, рассуждает великий отец Церкви святитель Иоанн Златоуст. Отвечая на вопрос, почему Церковь приняла четыре Евангелия, а не ограничилась только одним, святой отец пишет: «Разве один Евангелист не мог написать всего? Конечно мог, но, когда писали четверо, писали не в одно и то же время, не в одном и том же месте, не сносясь и не сговариваясь между собой, и, однако, написали так, как будто все произнесено одними устами, то это служит величайшим доказательством истины».

По словам архиепископа Аверкия (Таушева), Священное Писание «есть главный источник наших познаний о Боге и Его отношении к миру и человеку, о человеке, его судьбе и назначении». Однако, как говорит архипастырь, одного только знания Священного Писания мало. Ведь в нем есть очень много мест, которые нуждаются в правильном истолковании. Тем более, что еретики и сектанты тоже пользуются словами Писания для подтверждения своих лжеучений. Поэтому необходимо тщательно изучать и творения святых отцов и учителей Церкви, которые изъясняли Слово Божие. «Нигде, - говорит владыка Аверкий, - не найти лучшего изъяснения Священного Писания, как у святых отцов: они раскрывают нам истинный смысл Писания в местах, подвергающихся кривотолкованиям, они же указывают и правильный метод толкования Писания. В творениях святых отцов раскрыта вся полнота церковного учения, они – верные хранители Священного Предания, которое служит вторым равнозначащим с Писанием источником Божественного Откровения, или, что то же, учения о нашем спасении». К творениям святых отцов и учителей Церкви и обратился автор этого труда.

Как отмечает сам владыка Аверкий, его труд, названный им как «Руководство к изучению Священ­ного Писания Нового Завета», не претендует на оригинальность. Он представляет собою лишь свод данных, извлеченных из целого ряда дореволюционных научных трудов и учебных пособий по Священному Писанию Нового Завета, изданных в России и служивших как для самообразования, так и для обучения в наших духовно-учебных заве­дениях. Само собой разумеется, что широко использованы были в первую очередь все истолковательные творения свв. отцов, — в особенности свт. Иоанна Златоуста и «Благовестник» блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, а также составленное на основании свв. отцов толкование Евангелия в «Троицких листках», изданное до революции в России, и «Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея», изданное журналом «Вечное» под редакцией епископа Мефодия (Кульмана).

***

Как говорится в предисловии книги, «не преследуя специально-научных целей, автор имел в виду дать в руки читающим и изучающим Священное Писание Нового Завета по­собие, дающее ключ к его правильному, согласному с учением святой Православной Церкви пониманию и истолкованию, — пособие, которое в дни его написания, за границей, при крайней скудости книг и изданий подобно­го рода, могло хотя бы отчасти заменить все прежние русские дореволюционные учебники и пособия». Насколько эта цель была достигнута, автор предлагает судить читателям. Мы же сегодня можем сказать, что труд архиепископа Аверкия (Таушева) по разъяснению слова Божия является одним из лучших благодаря своей простоте и ясности изложения в сочетании со строгой церковностью подхода и опорой на полноту святоотеческих толкований. Он будет полезен всем, кто стремится лучше понимать Святое Евангелие.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать