У книжной полки. Митрополит Лимасольский Афанасий. Брак - ад или рай?

13 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Раньше на Руси осенняя пора была времен свадеб. Заканчивалась уборочная страда и молодые люди вступали в брак. При этом они не высчитывали дат, которые бы могли обеспечить счастливую семейную жизнь, не опирались в своих суждениях на эту тему на астрологические предсказания. Они просто жили по-христиански. В наше время люди далеки от правильного, христианского понимания смысла брака. Это становится причиной того, что из освященного Богом гармоничного союза мужчины и женщины брак часто превращается в некое подобие ада на земле. Как не допустить такого плачевного исхода и создать полноценную семью? Об этом говорит в своих беседах митрополит Лимасольский Афанасий (Николау). Цикл этих бесед представлен на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «Брак - ад или рай?»

***

В этом сборнике бесед известного кипрского митрополита Афанасия (Николау) — автора, уже полюбившегося русским читателям, — речь идет о правильном, христианском понимании смысла брака. Книга адресована тем, кто только задумывается о вступлении в брак, и тем, кто уже встретил свою вторую половину и хочет, чтобы в доме царили подлинная любовь и взаимопонимание. Автор говорит о том, что брак — это крестовоскресный путь, и что счастье — это не главная цель брака. Что любить надо, ничего не требуя, но наоборот любить - это значит отдать себя другому. При этом никогда не уязвлять другого человека.

Владыка Афанасий говорит и об искушениях, которые подстерегают супругов и о повиновении в браке, и о том, что супружеская жизнь не может быть с какими-либо условиями. Напоминает о том, что воспитывать детей нужно в соответствии со Священным Писанием и учить их самому важному. Обо всем этом и о том, что главное в семейной жизни, беседует автор с читателями книги. В первой из бесед Владыка Афанасий отмечает, что брак – это путь к спасению человека. Если мы посмотрим на него в духе Церкви, тогда надо признать, что главной целью брака не может быть ничего, кроме спасения человека. То есть целью брака нельзя назвать ни счастье, ни рождение детей, ни, например, обретение друга по жизни, потому что всё это второстепенно.

Брак – очень важное событие в нашей жизни, и сама Церковь его благословляет и защищает. Знаете ли вы, говорит автор, что в первые годы существования Церкви были такие христиане, естественно, еретики, которые учили, что брак – это что-то гнусное, он ниже девства, и человеку нехорошо жениться. Но святой апостол Павел говорит: «Среди вас есть люди, увещающие вас не жениться и гнушаться брака, тогда как брак у всех честен и брачное ложе чисто» (ср. Евр. 13, 4). Церковь очень рано в правилах Апостольских и Вселенских Соборов отвергла заблуждения о браке. На одном Соборе даже обсуждалась проблема: позволительно ли священникам быть женатыми. И римо-католики до наших дней так и не разрешают своим клирикам вступать в брак – там нет брака, а есть целибат. А между тем, Церковь благословляет брак и считает его путем к спасению.

Разумеется, православные отцы не приняли этот еретический и неправильный взгляд, и один подвижник, святой Пафнутий, священномученик, даже встал на защиту семейных священников и сказал, что честный брак – не препятствие для священства. С тех пор в Православной Церкви имеются женатые духовные лица. Следовательно, Церковь принимает, благословляет брак и считает его путем к спасению. Таким образом, как говорит владыка Афанасий, главной целью брака, этого столь важного события, является наше спасение. Это надо очень хорошо понять, потому что на этом и следует строить брак; если же человек не положит правильного основания, тогда всё у него выйдет кривым.

Как говорит автор, из своего малого опыта – конечно, не личного, потому что он никогда не был женат, – а из того опыта, который накопился у него из общения со множеством людей, с которыми Владыка беседует и у которых бывают самые разные проблемы, а более всего из общения с верующими супругами, близкими к Церкви, которые сталкиваются с проблемами в семейной жизни и попадают в трудные положения, – архипастырь видит, что у них отсутствует это чувство, а именно чувство того, что брак – это путь к спасению. Бывает кто-нибудь скажет: «Я женился, потому что хочу быть счастливым. Я хочу, чтобы у меня был такой человек, который будет меня любить, хочу, чтобы у нас в семье царило согласие. Хочу, чтобы семья была для меня пристанищем, и чтобы я отдыхал, придя домой».

Да, это всё естественно, - соглашается владыка Афанасий, - это человеческое. Но так ли оно должно быть? Далее автор сравнивает такое понимание брака с монашеской жизнь. Что если, говорит автор, молодой человек, желающий стать монахом, скажет: «Я хочу стать монахом, хочу найти хороший монастырь, чтобы там было хорошее братство, хорошие отцы, хороший старец. Чтобы он был святым, рассудительным, не гневался, не был зол, не относился ко мне плохо, чтобы вникал в мои нужды. Чтобы монастырь был хорошим, располагался в хорошем месте, чтобы всё там было хорошо!» И вот человек с такими установками вступает в монашескую жизнь. Так начинал и я, становясь монахом,- говорит Владыка, - однако впоследствии, конечно, понял, что это ошибка. А в «Патерике» мы видим совершенно другое воззрение.

Так, некий юноша пошел к авве и спросил его: «Авва, куда мне пойти, чтобы спастись?» То есть «куда мне пойти, чтобы стать монахом»? И он сказал ему: «Чадо, туда, где есть труд, вот туда иди. Не ходи туда, где легко, если хочешь спастись. Если ты хочешь жить в удовольствии, хорошо и красиво, тогда ладно, иди туда, где легко. А если на самом деле хочешь обрести спасение, иди туда, где трудности, где нужен труд». Так и в семейной жизни. Когда христианин заключает брак, целью его должно быть спасение, а для этого тоже нужны трудности, нужен труд. А «самый большой подвиг для человека, по словам автора, – это превозмочь себя, и тут помогает любовь Божия». И «брак как таковой – это преодоление себя, даже самый счастливый брак». Это самопожертвование.

А еще, как отмечает Владыка, «когда мы говорим «спасение», то имеем в виду, чтобы христианин возлюбил Христа превыше всего, был соединен с Ним, чтобы обратил на пользу и духовно усовершенствовал свою жизнь в Иисусе Христе. И приступая к браку, он думает так: «Смотри, если я женюсь, значит, мой брак должен стать тем средством, которое приведет меня ко спасению…». И таким образом, брак для него становится крестоношением. И с этим крестом он идет за Господом. Об этом, т.е. о правильном понимании брака, говорит автор со страниц этой книги.

***

По словам митрополита Афанасия, «в браке спасаются многие люди». Об этом мы находим свидетельства и в житиях святых, и «в действительности есть женатые люди, даже превосходящие современных монахов. Когда человек очистит себя, улучшится и станет совершенным во Христе, тогда всё вокруг него меняется, и его брак, каким бы трудным он ни был, реально становится местом, где Бог являет Свое Царство. Поэтому в чинопоследовании венчания мы поем тропари мученикам: «Святии мученицы…» и т.д., возлагаем «мученические» венцы на головы молодоженам, и всё это показывает, что речь идет о мученическом пути через смерть (ветхого человека) в браке, ведущем к Царству Божию». Получится ли у современных супругов или у тех, кто только собирается жениться,  пройти этот путь, и предлагает задуматься эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы