Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Вот и подошла к концу Святая Четыредесятница. Позади - канон прп. Андрея Критского, Крестопоклонная Неделя, стояние Марии Египетской. В последнее воскресение перед Пасхой во всех православных храмах верующие христиане встречали Господа, повторяя за хором слова праздничного песнопения: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Сын Божий вышел на крестные муки, Сам – послушный воле Отца. Впереди – моление о Чаше, день Иудина предательства, страшная Пятница Распятия. Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью Страстной седмицей. В эти дни мы вспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть. Более глубокому воспоминанию этих событий посвящен еще один том богослужебного сборника, который вышел в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется – «Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи».
***
Эта книга, входящая в состав четырехтомного сборника, посвящена богослужебному воспоминанию событий, предшествовавших святым Страстям Христовым, самых Страстей и венчающего их Светлого Христова Воскресения. Как отмечают издатели, это священное девятидневие начинается сразу по окончании поприща «душеполезной Четыредесятницы» в пятницу 6-й недели Великого поста и продолжается до самого светоносного дня Святой Пасхи. В субботу, накануне Входа Господня во Иерусалим, Церковь воспоминает исключительное событие - воскрешение праведного Лазаря, друга Господня, совершенное Христом в Вифании близ Иерусалима в предзнаменование Своего, а в будущем и всеобщего, воскресения. Богослужебным воспоминанием этого события и открывается этот сборник.
Со следующего дня - праздника Входа Господня во Иерусалим - начинается Великая неделя Страстей Господних, богослужения которой день за днем следуют священным событиям Евангельской истории. Большинство людей: и те, кто только еще обратился к Богу, и те, кто уже давно ходит в храм, не всегда знают этих событий. А ведь каждое из них несет в себе немалый урок. Три дня после Входа во Иерусалим Христос приходил из Вифании в Иерусалимский храм и учил. Соответственно этому в Великий понедельник воспоминается прообразовательное по отношению к иудеям проклятие бесплодной смоковницы, бывшее в понедельник, и обличительные и пророческие притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях.
В Великий вторник воспоминаются произнесенные Христом в этот день обличения фарисеев и саддукеев, и эсхатологические притчи о благом и злом рабах, о десяти девах, о талантах и о Страшном суде, имеющие научить верующих во Христа духовной бдительности в ожидании конца мира. В Великую среду воспоминается покаяние блудницы и помазание ею Христа миром в доме Симона, приготовляющее Христа к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве за 30 сребреников. Кроме того, на часах этих трех дней добавляется чтение Четвероевангелия в подражание тому, как Господь учил в эти дни в храме. В Великий четверг, соответственно Евангельскому повествованию, воспоминаются события Тайной Вечери Господней в Сионской горнице, Его молитва в Гефсиманском саду и предательство Иудино.
Богослужения следующих дней воспроизводят события Страстей Господних почти что по часам. Сперва ночная утреня, а затем снова часы Великой пятницы - святые и спасительные Страдания Христовы. Вечерня и повечерие пятницы и утреня Великой субботы - Снятие со Креста, оплакивание Спасителя Богородицей и Его Погребение. Празднование Светлого Христова Воскресения открывается вечерней и Литургией Великой субботы и закрепляется Пасхальным богослужением утрени и Литургии Воскресенья Св. Пасхи. Вся следующая затем Светлая неделя есть непрерывное богослужебное празднование одного и того же события — Светлого Христова Воскресения в его вневременном аспекте (возвращение в историю происходит только в воскресенье Фомино, первое после Св. Пасхи).
Столь обстоятельное богослужебное воспоминание Страстей и Воскресения Христовых обязано пониманием Церковью их центрального места в деле нашего спасения Богочеловеком-Христом и уходит своими корнями в глубокую древность, преодолевая и наполняя истинным смыслом узкоисторическое, но вместе с тем - прообразовательное ветхозаветное празднование Пасхи как избавления избранного народа от рабства и смерти по плоти. Пасха Христова - как избавление от рабства и смерти всего человеческого рода - составилась из двух взаимосвязанных частей: Креста и Воскресения. Празднование Пасхи в Древней Церкви акцентировало то одну, то другую ее сторону, чтобы затем объединить обе части в единое величественное богослужебное воспоминание Пасхи Креста и Пасхи Воскресения.
Соответственно исключительным воспоминаниям и тесному следованию Евангельской хронологии богослужение этих дней имеет свои неповторимые черты, в первую очередь связанные с тематическим распределением. Особенность богослужения Великих понедельника, вторника, среды и четверга состоит в том, что богослужебный день тематически начинается с утрени, а не с вечерни, как это бывает в течение всего года: в частности, стихиры утрени повторяются на вечерне этого же дня. На особом положении находится повечерие: оказываясь на стыке двух богослужебных дней, оно тематически соединяет их. Также, наряду с отдельными воспоминаниями эти четыре дня объединены общей темой ожидания Жениха-Спасителя, грядущего ввести в Свой Чертог достойных. Конец каждого из этих дней ознаменован Причащением Св. Христовых Таин на Литургии Преждеосвященных Даров (понедельник, вторник, среда) или на полной Литургии свт. Василия Великого (четверг), что позволяет верующим пребывать вместе с Господом в последние Его дни перед Страданиями. Особое значение имеет Причащение Св. Тайн на Литургии Великого четверга — богослужебном воспоминании Тайной Вечери.
Великая Пятница тематически начинается с ночной утрени Спасительных Страстей Господних, представляющей собой соединение собственно утрени и древней иерусалимской службы Св. Страстей, состоявшей из чтения 12-ти Страстных Евангелий на местах описываемых событий, в то время как переходы с одного места на другое сопровождались пением особых Страстных антифонов. Тема Страстей Христовых снова звучит на Царских часах с пением 12-ти Страстных тропарей, причем тематическое распределение по 4-м часам соответствует 4-м этапам Страстей и представлено 4-мя повествованиями каждого из 4-х евангелистов. Это дневное повторение службы Св. Страстей своим происхождением обязано монахам Лавры св. Саввы, поспевавшим в Иерусалим уже после окончания ночного богослужения.
На вечерне Великой пятницы происходит переход от темы Страстей Христовых к теме Погребения. Тогда же совершается Изнесение Плащаницы в ознаменование снятия Тела Господня со Креста. Литургии в этот день не полагается ради Страданий и Смерти Господних. Утреня Великой субботы воспоминает оплакивание Спасителя Пресвятой Богородицей и Его Погребение. Конец этой утрени ознаменован шествием с Плащаницей и Евангелием, завершающимся пением прокименов и чтением отрывков Св. Писания, приготовляющих к грядущему великому событию. Вечерня и Литургия Великой субботы тематически начинают празднование Светлого Христова Воскресения как историческою события, в связи с победным Сошествием Христа во ад и изведением Им его узников. Воскресная «полунощница», предваряющая Пасхальную утреню, снова возвращается к субботней теме Погребения, чтобы затем, после унесения Св. Плащаницы в алтарь, перейти к радостному празднованию Св. Пасхи Христовой как нашего Избавления, выраженному Пасхальным богослужением воскресения и прочих дней Светлой недели. Ход основных богослужений означенных дней в соответствии с богослужебным Уставом о них представлен в этой книге.
***
По величию и важности событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни очень дороги для православных христиан. По мере возможности, они стараются принять духовное участие в совершаемых богослужениях, чтоб стать причастниками священных воспоминаний. Мы надеемся, - говорят издатели, - что этот сборник поможет более осознанно участвовать в ежегодном богослужебном воспоминании Святых и Спасительных Страстей и Воскресения Господних. Как и в предыдущих томах, тексты служб даются таким образом, чтобы книгу можно было использоваться в храме, для домашнего чтения и в качестве учебного пособия по лигургике. В приложениях даются также неупотребляемые ныне в богослужении Русской Церкви тексты, которые могут быть использованы в келейной молитве.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: УТВЕРЖДЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ. БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ. 3 часть
Прогноз погоды на 24 апреля 2024
Хранители памяти. Третьяковская галерея. Средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова
Вторая половина. Матушка Анна Кизина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!