У книжной полки. Богослужения Страстной седмицы и Пасхи

22 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Вот и подошла к концу Святая Четыредесятница. Позади - канон прп. Андрея Критского, Крестопоклонная Неделя, стояние Марии Египетской. В последнее воскресение перед Пасхой во всех православных храмах верующие христиане встречали Господа, повторяя за хором слова праздничного песнопения: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Сын Божий вышел на крестные муки, Сам – послушный воле Отца. Впереди – моление о Чаше, день Иудина предательства, страшная Пятница Распятия. Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью Страстной седмицей. В эти дни мы вспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть. Более глубокому воспоминанию этих событий посвящен еще один том богослужебного сборника, который вышел в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется – «Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи».

***

Эта книга, входящая в состав четырехтомного сборника, посвящена богослужебному воспоминанию событий, предшест­вовавших святым Страстям Христовым, самых Страстей и венчающего их Светлого Христова Воскресе­ния. Как отмечают издатели, это священное девятидневие начинается сразу по окончании поприща «душеполезной Четыредесятницы» в пятницу 6-й недели Великого поста и про­должается до самого светоносного дня Святой Пасхи. В субботу, накануне Входа Господня во Иерусалим, Церковь воспоминает исключительное событие - воскрешение праведного Лазаря, друга Господня, со­вершенное Христом в Вифании близ Иерусалима в предзнаменование Своего, а в будущем и всеобщего, воскресения. Богослужебным воспоминанием этого события и открывается этот сборник.

Со следующего дня - праздника Входа Господня во Иерусалим - начинается Великая неделя Страстей Господних, богослужения которой день за днем следуют священным событиям Евангельской истории. Большинство людей: и те, кто только еще обратился к Богу, и те, кто уже давно ходит в храм, не всегда знают этих событий. А ведь каждое из них несет в себе немалый урок. Три дня после Входа во Иерусалим Христос приходил из Вифании в Иерусалимский храм и учил. Соответственно этому в Великий понедельник воспоминается прообразовательное по отношению к иудеям проклятие бесплодной смоковницы, бывшее в понедельник, и обличительные и пророческие притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях.

В Великий вторник воспоминаются произнесенные Христом в этот день обличения фарисеев и саддукеев, и эсхатологические притчи о благом и злом рабах, о десяти девах, о талантах и о Страш­ном суде, имеющие научить верующих во Христа духовной бдительности в ожидании конца мира. В Великую среду воспоминается покаяние блудницы и помазание ею Христа миром в доме Симона, приготовляющее Христа к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве за 30 сребреников. Кроме того, на часах этих трех дней добавляется чтение Четвероевангелия в подражание тому, как Господь учил в эти дни в храме. В Великий четверг, соответственно Евангельскому повествованию, воспоминаются события Тайной Вечери Господней в Сионской горнице, Его молитва в Гефсиманском саду и предательство Иудино.

Богослужения следующих дней воспроизводят события Страстей Господних почти что по часам. Сперва ночная утре­ня, а затем снова часы Великой пятницы - святые и спасительные Страдания Христовы. Вечерня и повечерие пятницы и утреня Великой субботы - Снятие со Креста, оплакивание Спасителя Богоро­дицей и Его Погребение. Празднование Светлого Христова Воскресения открывается вечерней и Ли­тургией Великой субботы и закрепляется Пасхаль­ным богослужением утрени и Литургии Воскресе­нья Св. Пасхи. Вся следующая затем Светлая неде­ля есть непрерывное богослужебное празднование одного и того же события — Светлого Христова Воскресения в его вневременном аспекте (возвращение в историю происходит только в воскресенье Фомино, первое после Св. Пасхи).

Столь обстоятельное богослужебное воспоми­нание Страстей и Воскресения Христовых обяза­но пониманием Церковью их центрального места в деле нашего спасения Богочеловеком-Христом и уходит своими корнями в глубокую древность, преодолевая и наполняя истинным смыслом узкоисторическое, но вместе с тем - прообразователь­ное ветхозаветное празднование Пасхи как избавления избранного народа от рабства и смерти по плоти. Пасха Христова - как избавление от раб­ства и смерти всего человеческого рода - состави­лась из двух взаимосвязанных частей: Креста и Воскресения. Празднование Пасхи в Древней Церкви акцентировало то одну, то другую ее сторону, что­бы затем объединить обе части в единое величест­венное богослужебное воспоминание Пасхи Креста и Пасхи Воскресения.

Соответственно исключительным воспоминаниям и тесному следованию Евангельской хроноло­гии богослужение этих дней имеет свои неповторимые черты, в первую очередь связанные с тематическим распределением. Особенность богослужения Великих понедельника, вторника, среды и четвер­га состоит в том, что богослужебный день тематиче­ски начинается с утрени, а не с вечерни, как это бывает в течение всего года: в частности, стихиры утрени повторяются на вечерне этого же дня. На особом положении находится повечерие: оказыва­ясь на стыке двух богослужебных дней, оно тема­тически соединяет их. Также, наряду с отдельными воспоминаниями эти четыре дня объединены об­щей темой ожидания Жениха-Спасителя, грядуще­го ввести в Свой Чертог достойных. Конец каждого из этих дней ознамено­ван Причащением Св. Христовых Таин на Литур­гии Преждеосвященных Даров (понедельник, втор­ник, среда) или на полной Литургии свт. Василия Великого (четверг), что позволяет верующим пре­бывать вместе с Господом в последние Его дни пе­ред Страданиями. Особое значение имеет Прича­щение Св. Тайн на Литургии Великого четверга — богослужебном воспоминании Тайной Вечери.

Великая Пятница тематически начинается с ночной утрени Спасительных Страстей Господних, представляющей собой соединение собственно ут­рени и древней иерусалимской службы Св. Стра­стей, состоявшей из чтения 12-ти Страстных Еван­гелий на местах описываемых событий, в то время как переходы с одного места на другое сопровож­дались пением особых Страстных антифонов. Тема Страстей Христовых снова звучит на Царских часах с пением 12-ти Страстных тропарей, причем тематическое распределение по 4-м часам соответ­ствует 4-м этапам Страстей  и представлено 4-мя повествованиями каждого из 4-х евангелистов. Это дневное повторение службы Св. Страстей своим происхождением обязано монахам Лавры св. Саввы, поспевавшим в Иерусалим уже после окончания ночного богослу­жения.

На вечерне Великой пятницы происходит переход от темы Страстей Христовых к теме По­гребения. Тогда же совершается Изнесение Плащаницы в ознаменование снятия Тела Господ­ня со Креста. Литургии в этот день не полагается ради Страданий и Смерти Господних. Утреня Вели­кой субботы воспоминает оплакивание Спасителя Пресвятой Богородицей и Его Погребение. Конец этой утрени ознаменован шествием с Плащаницей и Евангелием, завершающимся пением прокименов и чтением отрывков Св. Писания, приготовляющих к грядущему великому событию. Вечерня и Литургия Великой субботы темати­чески начинают празднование Светлого Христова Воскресения как историческою события, в связи с победным Сошествием Христа во ад и изведением Им его узников. Воскресная «полунощница», предваряющая Пасхальную утреню, снова возвращается к суббот­ней теме Погребения, чтобы затем, после унесения Св. Плащаницы в алтарь, перейти к радостному празднованию Св. Пасхи Христовой как нашего Из­бавления, выраженному Пасхальным богослужени­ем воскресения и прочих дней Светлой недели. Ход основных богослужений означенных дней в соот­ветствии с богослужебным Уставом о них представлен в этой книге.

***

По величию и важности событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни очень дороги для православных христиан. По мере возможности, они стараются принять духовное участие в совершаемых богослужениях, чтоб стать причастниками священных воспоминаний. Мы надеемся, - говорят издатели, - что этот сборник поможет более осознанно участвовать в ежегодном богослужебном воспоминании Святых и Спасительных Страстей и Воскресения Господних. Как и в предыдущих томах, тексты служб даются таким образом, чтобы книгу можно было использоваться в храме, для домашнего чтения и в качестве учебного пособия по лигургике. В приложениях даются так­же неупотребляемые ныне в богослужении Русской Церк­ви тексты, которые могут быть использованы в келейной молитве.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать