Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Православное богослужение это, по словам митрополита Вениамина (Федченкова), - великое сокровище, «непочатое богатство». Как отмечает протоиерей Серафим Слободской, «через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение таинств при Богослужении, а особенно Таинства Святого Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни». Оказавшись на православном богослужении, человек чаще всего ощущает его величие и глубину, но не до конца осознает его смысл, не понимает молитвословий. Донести до ума и сердца церковного человека словесное богатство богослужебных текстов призван богослужебный сборник, изданный в 4-х томах Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. Очередной том из этого цикла под названием «Богослужения двунадесятых праздников и Пасхи» - мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
Как говорится в предисловии книги, «богослужебные последования, созданные великими святыми и подвижниками Православной Церкви, всегда были для ее чад источником духовного просвещения и сокровенного знания о Боге и Его спасительном действии в мире. Являя собой соединение глубочайшей молитвы и истинно высокой поэзии, они не перестают оказывать благодатное воздействие на душу православного христианина и вызывают у него ответное стремление по возможности глубже в них вникнуть. Но если главным и необходимейшим условием для этого остается молитвенное участие в храмовом богослужении, то в идеале ему должно сопутствовать обращение к литургическим книгам Церкви, запечатлевшим сокровища ее гимнографии».
Расцвет православного книгоиздания, которым, по милости Божией, отмечены последние десятилетия, значительно облегчил эту задачу. Однако потребность в доступных и компактных изданиях, содержащих важнейшие тексты православного богослужения, по-прежнему велика. Издательский коллектив Православного Свято-Тихновского Университета выражает надежду, что предлагаемая ныне благочестивому читателю книга окажется одним из посильных шагов навстречу этой потребности. В этом сборнике представлены службы двенадцати главных, или двунадесятых праздников Православной Церкви и не входящего в это число «Праздника праздников» — Воскресения Христова. Адресованный прихожанам православных храмов, он не повторяет отдельные выпуски праздничных служб, ранее осуществленные издательством ПСТГУ в серии «Православное богослужение», но предлагает во многих случаях иную форму подачи текста, а также уточненные и расширенные комментарии.
Стоит также отметить, что эта книга не является учебным пособием для изучающих церковнославянский язык, напротив — пользование ею предполагает знакомство с церковнославянской грамматикой и достаточное знание Священного Писания. Затруднения, которые могут возникнуть у читателя в связи с отдельными местами Ветхого и Нового Завета, легко преодолеваются обращением к русскому переводу Библии, поэтому примечания, поясняющие отдельные стихи или редкие слова, даны, как правило, только к гимнографическим текстам. Прямая речь в них выделена кавычками, что облегчает восприятие содержания. Книга поможет молящимся уяснить порядок службы и составить более полное понятие о тех ее разделах, которые в приходских храмах обычно подвергаются сокращению. Она будет полезна для домашнего чтения тем, кто не всегда имеет возможность посещать праздничное богослужение или желает углубиться в его смысл заранее.
Собранные на страницах издания последования взяты из богослужебных книг — Миней, содержащих службы, закрепленные за определенными календарными датами, Триоди Постной, включающей службы Великого поста, вместе с приготовительным к нему периодом, и Триоди Цветной, которая употребляется, начиная с Пасхи до Пятидесятницы (Троицы). Все последования праздников расположены в соответствии с церковным календарем, с годовым богослужебным кругом. И первым двунадесятым праздником, с которого начинается год, является Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен первому ключевому событию новозаветной истории — рождению Пресвятой Девы Марии от неплодных Иоакима и Анны, принадлежавших к царскому Давидову роду. Празднуемое событие явилось предвестником пришествия в мир Мессии-Христа, став частью замысла Божия о спасении человечества.
Праздник совершается 8 (21) сентября. Ему предшествует один день предпраздства, за ним следуют четыре дня попразднства с отданием праздника в конце. Все гимнографические произведения в честь праздника помещены в Минее. Службы святым, воспоминаемым в этот день месяца, согласно богослужебному уставу, отменяются или переносятся на другой день. Вечером, накануне, совершается всенощное бдение, а в самый день праздника — часы (3-й и 6-й) и литургия свт. Иоанна Златоуста. Чинопоследования этих служб (в числе других) вы и найдете на страницах этого издания. Завершает сборник чинопоследование праздника Успения Пресвятой Богородицы, который был установлен в воспоминание смерти (успения) и преставления к вечной жизни Божией Матери.
Говоря о двунадесятых праздниках, посвященных Пресвятой Богородице, невозможно вновь не вспомнить слова митрополита Вениамина (Федченкова), о том, что события Богородичных праздников «как бы обрамляют события двунадесятых праздников Господских». «Рождество Богородицы, - говорит Владыка Вениамин, - первое двунадесятое торжество в церковном году, а Успение - завершающий. Рождество Пречистой Девы - заря задуманного в Совете Святой Троицы спасения человека. Праздник освещается грядущим Рождеством Христовым, и поэтому воспринимается его предпразднством, что и прослеживается по богослужению. Введение во храм — это «обручение Божией Матери», и Церковь поет: «предобручилася еси Духом таинственно, обрученна Богу и Отцу». И на Введение, отмечает Владыка, «повеяли ветры Благовещения». Благовещение - это «спасения нашего главизна», как поет Церковь, Успение — это вершина славы Пречистой Богородицы.
Скажем несколько слов о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы. Как напоминают нам издатели, это праздник, установленный в воспоминание о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии будущего рождения от Нее Воплотившегося Бога Иисуса Христа (Лк. 1:24-38). Совершается 25 марта (7 апреля по новому стилю), за девять месяцев до Рождества Христова. В отношении к подвижному пасхальному циклу Благовещение приходится на различные дни, от четверга третьей недели Великого поста до среды Светлой недели. Чаще всего Благовещение приходится на время Великого поста, в связи с чем тексты праздника сочетаются с текстами соответствующего дня Триоди Постной. В зависимости от дня недели, на который попадает Благовещение, устав богослужения различается. Если Благовещение приходится на вторник, среду и пятницу Великого поста, накануне праздника вечером (в приходской практике—в первой половине дня) совершается первая праздничная вечерня, сочетающая великопостные и праздничные тексты.
Если Благовещение приходится на четверг и субботу Великого поста, к вечерне добавляется литургия Преждеосвященных Даров, предписываемая для вечеров среды и пятницы великопостным уставом. Праздничное всенощное бдение состоит из великого повечерия, литии, утрени и 1-го часа. Если Благовещение приходится на воскресенье или понедельник Великого поста, а также на дни Светлой седмицы, праздничное всенощное бдение начинается великой вечерней, а повечерие опускается. Если Благовещение случается в Великий Пяток или Великую Субботу, праздничное богослужение начинается с утрени, в то время как вечерня посвящена только Страстям Христовым. Если Благовещение совпадает с Пасхой, то на Пасхальной утрене вместе с пасхальным каноном поется канон Благовещению, а после 6-й песни читается Евангелие праздника. В этой книге приводится порядок совершения праздника в случае его попадания на четверг и субботу Великого поста, когда происходит соединение первой праздничной вечерни с литургией Преждеосвященных Даров, как наиболее полный по своей структуре.
***
По словам митрополита Вениамина (Федченкова), «богослужение - это дар Божий, а богослужебные песнопения - некий ответный дар человека в благодарность воплотившемуся Спасителю, лучший, чем вещественное приношение. Стихиры, тропари, кондаки, а в особенности каноны научают вере наряду со Священным Писанием. Написанные святыми отцами, проверенные Церковью Божией в течение тысячелетий, они, как и прежде поражают нас своей глубиной и оригинальностью». Имея такое огромное словесное богатство, трудно оставаться в стороне и не стремиться к его более глубокому познанию. Изучение Богослужебных текстов, собранных на страницах этого издания, поможет православному христианину более осознано участвовать в богослужениях двунадесятых праздников и Пасхи.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!