У книжной полки. Благие мысли. По творениям преподобных Оптинских старцев

2 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия - потерплю и я!» Этой поговоркой преподобный Амвросий Оптинский ободрял скорбящих. О терпении он говорил со знанием дела, поскольку сам всю жизнь терпел тяжёлые болезни и знал, как нуждается в поддержке страдающий человек. Другой Оптинский старец, преподобный Антоний, советовал духовным детям: «Старайтесь друг друга ободрять, а не тоску наводить глупыми суждениями своими...» И действительно, как много люди тратят времени и душевных сил на пустые разговоры, сплетни, пересуды, на обсуждение страшных новостей! А нужно только одно: согреть друг друга теплом доброго слова, которое само по себе способно укрепить человека. Простые и мудрые слова, идущие от чистого и любящего сердца, собраны в книге, которая составлена по творениям преподобных Оптинских старцев. Она называется – «Благие мысли».

***

Этот сборник, вышедший в свет в издательстве Благовест продолжает уже, думаю, знакомую нашим читателям серию «Сокровище духовное». Составлен он по трудам преподобных Оптинских старцев Макария, Антония, Амвросия, Анатолия, Варсонофия, Нектария, Никона. Как пишут в предисловии издатели, «из века в век течет в жизнь вечную благодатный источник мудрости старцев Оптиной Пустыни и несет исцеление всем, кто ищет спасения и свободы во Христе, свободы от собственных страстей, той совершенной свободы, которая определяется словами Спасителя: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

Старцы Оптиной Пустыни были теми опытными «проводниками», которые помогали людям найти дорогу ко Господу здесь, на земле. Наставления их просты, ясны, сияют тем внутренним светом, который может осветить жизнь каждого человека, прикоснувшегося к ним. Более того, когда наставление даётся в легко доступной форме, с добрым юмором, то оно и легко доходит до сердца человеческого и остаётся в памяти. Так Оптинские старцы с улыбкой, которая делала назидательность не скучной, научали людей вере светлой, исполненной радости и любви. Оптина Пустынь дала России настоящее «сокровище духовное», заключенное в наставлениях и рассказах преподобных старцев Оптинских. Избранные из них крупицы благих мыслей, расположенные в алфавитном порядке, поместились в этом сборнике.

Открывает книгу рассказ преподобного Варсонофия Оптинского – «Ангельское пение». Не редко приходится слышать, особенно от молодых людей, что в Царствии Небесном должно быть очень скучно. Там нет телевизоров, смартфонов, нет других каких-либо развлечений, какие есть здесь, на земле. «Скукота, да и только», - вздыхают сомневающиеся подростки. Именно для них и предназначена притча преподобного отца. Вот что рассказывает старец Варсонофий: «Сохранилось предание об одном иноке, который, достигнув уже высокой духовной жизни, совершив всевозможные подвиги, начал смущаться помыслом о том, в чем же будет заключаться вечное блаженство. Ведь человеку все может наскучить.

В смущении инок не находил себе покоя, душа его скорбела. Однажды пошел он в лес и зашел в густую чашу. Усталый, присел он на старый пень, и вдруг ему показалось, что весь лес осветился каким-то чудным светом. Затем раздалось невыразимо сладостное пение. Объятый духовным восторгом, старец внимал этим звукам. Он забыл все на свете. Но вот, наконец, пение прекратилось. Сколько времени оно продолжалось - год, час. минуту, - старец не мог определить. С сожалением поднялся он со своего места. Как бы хотелось ему, чтобы это небесное пение никогда не прекращалось! С большим трудом выбрался он из леса и пошел в свой монастырь. Но почему-то на каждом шагу старец удивлялся, видя новые, незнакомые ему здания и улицы.

Вот, наконец, монастырь. «Да что же это такое, — сказал он про себя, — я, верно, не туда попал». Старец вошел в ограду и сел на скамью рядом с каким-то послушником. «Скажи мне, Господа ради, брат, это ли город Н.?» «Да», — ответил тот. «А монастырь-то ваш как называется?» «Так-то». «Что за диво?» — и старец начал подробно расспрашивать инока об игумене, о братии, называл их по именам, но тот не мог понять его и отвел к игумену. «Принесите древнюю летопись нашего монастыря», - сказал игумен, предчувствуя, что здесь кроется какая-то тайна Божия. «Твой игумен был Иларион?» «Ну да!» — обрадовался старец. «Келарий такой-то, иеромонахи такие-то?» «Верно, верно», - согласился обрадованный старец. «Воздай славу Господу, отче, — сказал тогда игумен. — Господь совершил над тобою великое чудо. Те иноки, которых ты знал и ищешь, жили триста лет тому назад. В летописи же значится, что в таком-то году, такого-то числа и месяца пропал неизвестно куда один из иноков обители». Тогда все прославили Бога.

Вот такие чудеса может сотворить Господь, Которому всё возможно. Но не все верят Ему, сомневаются, а сомневающийся человек, по словам апостола Иакова, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 6,8). А без веры, по словам прп. Варсонофия, нельзя ничего сделать. Посмотрите, - говорит старец, - почему какой-либо человек, ну хоть ваш брат, желает стать врачом. Потому что он верит в медицину. Каждый из ученых верит в свою науку. И так везде и во всем. Точно также для христианской жизни необходимо верить в Бога, Христа, Евангелие. «Мы не можем верить, - говорят иные, - нет на то доказательств. Иное дело наука, там все доказано».

Хорошо, - соглашается старец, - но прежде чем отвергать что-либо, надо исследовать предмет, испытать. Св. Иоанн Богослов прямо говорит, что надо испытывать «дух». Но надо испытывать на практике. Пожить надо по евангельскому учению и узнать на деле: правда ли, что блаженны нищие духом, блаженны кроткие (Мф. 5, 3, 5) и т. д. Если вы не испытали этого, то не можете и опровергать, не можете утверждать, что Евангелие — ерунда. А многие так говорят. Но на страшном суде сих людей спросят: «Что, читали Евангелие?» — и получится обязательно три ответа: 1-й — «нет», 2-й — «кое-как» и 3-й — «да читали, конечно, только не поняли». Да, обязательно получатся эти три ответа», - заключает старец.

«Вера, - по словам прп. Макария Оптинского, - есть основание всех благ, как в здешней жизни, так и для приобретения блага в будущей бесконечной вечности». Причина же неверия, - учит прп. Амвросий, - это любовь к земной славе, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: «Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единого Бога, не ищете» (Ин. 5: 44).

***

Стоит отметить, что одним из самых удивительных свойств святого старца является умение выслушать и понять любого человека, кто бы он ни был, и помочь ему добрым словом. Этим свойством отличались и Оптинские преподобные. Они со вниманием и любовью принимали крестьян и князей, генералов и солдат, купцов и нищих. В каждом видели образ Божий, каждому могли сказать нужное именно ему слово утешения, и это слово порой меняло всю жизнь человека. Слава Богу, сохранились, доступны и читаемы эти бесценные сокровища - притчи и поучения Оптинских старцев. Улыбнёмся же вместе с ними, и вместе с ними задумаемся...

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать