У книжной полки. Без храма не прожить! Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

8 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
По словам святителя Феофана Затворника, «храм есть училище — и училище небесной мудрости. Мудрость сия преподается здесь в пении божественных и отеческих писаний, содержании и чине всякого служения, даже форме и устройстве самого храма; преподается всякому независимо — и малому и большому, и богатому и бедному, и ученому и неученому — для всякого в доступном для него образе и виде». По учениям святых отцов, храм - это корабль спасения, это место, где обитает Дух Святой, в храме мы соединяемся в Господом в Его святых Таинствах. Можем ли мы прожить без храма? На этот вопрос отвечает новая книга архимандрита Мелхиседека (Артюхина), которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

Архимандрит Мелхиседек — настоятель Покровского храма и храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе, известный проповедник, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, автор многих книг и православных программ на телевидении и радиостанции «Радонеж». В своей новой книге, которая называется «Без храма не прожить!», отец Мелхиседек рассказывает о том, как образовалась Церковь Христова, как росла и преумножалась по всей земле. Этому посвящена первая часть этого издания.

Здесь автор в частности, пишет: «Праздник Святой Троицы, наполненный невыразимой духовной радостью, благоуханием в храме молодой зелени и прекрасных цветов, имеет два других названия — Пятидесятница и Сошествие Святого Духа на апостолов. После Вознесения Христа Его ученики, Божия Матерь и почти все иерусалимские христиане, которых к этому времени насчитывалось около ста двадцати человек, неотлучно находились в обширной Сионской горнице. Они ожидали пришествия Духа Утешителя, Который по обещанию Спасителя должен был наделить их особыми благодатными дарами. И вот в пятидесятый день после Воскресения Христова, около девяти часов утра послышался сильный шум с небес, он пронесся словно вихрь по городу, и стремительно наполнил весь дом, в котором находились апостолы.

В воздухе Сионской горницы вдруг появилось множество огненных языков, которые на мгновение опустились на головы апостолов. Каждый из них почувствовал внезапно огромный прилив духовных сил и осознал себя новым человеком, очищенным и полным горячей любви к Богу. Так совершилось над ними то крещение Духом Святым и огнем, к которому их готовил Господь Иисус Христос. Апостолы стали громко выражать свои радостные чувства и вдруг заметили, что говорят не на родном еврейском, а на каких-то других, ранее неизвестных им языках. Но это было только первым плодом действия Духа Святого в апостолах. Простые рыболовы, которые прежде не всегда могли до конца понять учение Христово, мгновенно стали другими людьми — боговдохновенными проповедниками, владеющими тайнами веры и спасения, готовыми пожертвовать за веру Христову своими жизнями. Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

Сейчас, как отмечает отец Мелхиседек, многие люди живут просто «растительной» жизнью. Поели, попили, поспали, пошли на работу, посмотрели телевизор — так без смысла, без цели и без радости проходит вся жизнь. Где ее фундамент, в чем основание жизни, чему такому человеку радоваться? Мы, православные, говорит батюшка, - счастливые люди, потому что нам дано это знание — знание о душе, о Боге, знание о Христе и Воскресении. Это великая милость Божия по отношению к каждому из нас. Радость о Господе — она в человеке умножается, умножается и умножается. Конечно, для этого надо потрудиться, для этого надо что-то сделать.

«Лежа на печи, не съешь калачи». Молитва, чистая душа, добрая, христианская жизнь, участие в жизни Церкви, в Таинствах, через которые мы благодатно соединяемся с Богом — все это является источником радости. Какой радости? Об этом говорит автор во второй части книги.

В третьей части, которая называется «Место, где живет Дух Святой», автор напоминает, что «Дух Святой сошел на апостолов в День Пятидесятницы, и с тех пор Он живет в нашей Церкви. И мы, православные люди XXI века, счастливы тем, что Дух Святой сходит всегда во время Божественной литургии. А «Стяжание Духа Святого, по учению преподобного Серафима Саровского — истинная цель нашей жизни». И это должен знать каждый, - отмечает автор. А в четвертой части книги говорит о том, что «Церковь - это лечебница для души». «В храме перед исповедью мы, - пишет отец Мелхиседек, - слышим такие слова священника: «Пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». То есть Церковь сама называет себя больницей.

Действительно, наша Церковь — это больница, поликлиника, санаторий для здравия души и тела. Такая духовная диспансеризация — мы должны беспристрастно посмотреть на самих себя, со стороны увидеть, что у нас внутри, разглядеть в себе ту или иную духовную болезнь. И понять — изо дня в день, из года в год видим одно и то же, одни и те же грехи. Становится ясно, что так жить дальше нельзя, одни и те же грехи, как сгустки холестерина, забивают сосуды души. Знаем ли мы, для чего Сын Божий пришел на землю? Он пришел, чтобы мы стали свободными от греха. А для этого нам, по словам отца Мелхиседека, даны Церковь и Евангелие, храмы и богослужения, для этого иконы, фрески и мозаики, для этого творения святых отцов и проповеди священников — чтобы мы стали свободными от греха.

Церковь — больница, священники — врачи, иногда такие же больные, но знающие что делать и как лечиться от греха. Таинства Церкви, Исповедь, Причастие, Соборование — это лекарства, которые помогут нам стать другими. Смысл жизни человека не в том, чтобы изменить жизнь вокруг себя, а в том, чтобы самому измениться и стать другим. А таким человек может стать только с помощью нашей Святой Соборной Апостольской Церкви, исцеляющей нашу греховную природу. Но настоящая христианская жизнь невозможна без постоянного труда над своим духовным возрастанием. Такой труд, по словам автора, называют одновременно и искусством, и наукой, и для их успешного освоения, конечно же, необходим опытный руководитель, духовный наставник. О том, почему он необходим, автор говорит в пятой части книги.

В шестой - он объясняет читателям, зачем мы вообще приходим в Церковь, в седьмой – рассказывает самое важное о Таинствах Церкви, о том, что они значат в жизни человека. Восьмая часть предназначена для тех, кто делает первые шаги к храму. По словам автора, они часто задают самые простые вопросы: в какой одежде приходить в храм, как отличить священника от дьякона, как обратиться к тем людям, которые служат в храме или к другим прихожанам. Отец Мелхиседек коротко отвечает на эти и подобные вопросы. Завершает издание подборка наставлений оптинских старцев, который говорят о храме и церковной молитве.

***

Божественная благодать, которая две тысячи лет назад в виде огненных языков сочла на апостолов, теперь пребывает в нашей Православной Церкви и подается в Святых Таинствах. Здесь, в святых храмах Божиих, нам открывается особое присутствие Божие, особое благодатное действие на нас Духа Святого, освящающее и оживотворяющее нас, дающее нам силы жить и спасаться, с любовью и помощью Божией идти по пути своего земного странствия. Поэтому по возможности свое свободное время надо отдавать храму, где Царство Божие реальным образом открывается нам в богослужении, где Сам Господь невидимым образом зрит наши молитвы, наши прошения и воздыхания сердечные. Обо всем этом напоминает нам архимандрит Мелхиседек (Артюхин) со страниц книги - «Без храма не прожить!»

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать