У книжной полки. Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Таинство Исповеди. О тайных недугах души

24 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Кто внимательно читал наставления святых отцов Церкви, тот, безусловно, заметил, что более всего в этих учениях говорится о покаянии, о смирении, о плаче пред Богом за грехи свои. Об этом так много написано отцами, что почти в каждой святоотеческой книге и на каждой странице её можно найти подобное наставление», – пишет в своей книге архимандрит Лазарь (Абашидзе), известный духовный писатель и апологет, почивший о Господе в августе 2018 года. И сегодня в нашей программе мы представляем известный труд отца Лазаря «Таинство Исповеди. О тайных недугах души».

***

Клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Лазарь (Абашидзе) (в миру Михаил Петрович Абашидзе-Десимон) родился 23 июля 1959 года в Абхазии, в городе Гагре. Крестившись в возрасте 24-х лет, Михаил через два года принял монашеский постриг с именем Лазарь. С 1987 года был настоятелем Бетанского монастыря, а осенью 1998 для более уединённого образа жизни о. Лазарь с несколькими братьями поселился на горе, близ села Табаруки, где основал Табарукский Воскресенский мужской монастырь. Письменные труды отца Лазаря изданы как в Грузии, так и за её пределами, переведены на сербский, болгарский и другие языки. Характерная черта его произведений – искреннее и горячее желание уберечь от ошибок тех, кто пытается идти путем спасения.

При возникающих недоумениях и вопросах, он всегда предлагает опираться на опыт святых отцов и искать ответы в их творениях. Поэтому в его книгах мы находим немало выписок из святоотеческих трудов. Но особенно о Лазарь выделяет сочинения свт. Игнатия (Брянчанинова): «это как бы сконцентрированное учение всех отцов Церкви, – пишет о. Лазарь. – разъяснённое и удобоприложимое к проблемам нашего последнего тяжкого времени». По словам автора в трудах свт. Игнатия мы находим «подробное, основательное учение о покаянии, о прелести и коварности страстей». Наверное, поэтому именно труды святителя Игнатия (Брянчанинова) взяты за основу второй части книги, повествующей о тайных недугах души. С неё мы и начнем рассказ о книге архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Таинство Исповеди. О тайных недугах души»

Здесь читатель найдет ценные указания на то, что особенно важно в начале духовного жизни и узнает какие, бывают подводные камни на этом непростом пути. «Путь духовной жизни необыкновенно сложен, – пишет автор книги. – Как, например, непросто научиться живописи или музыке: сколько необходимо труда, разных упражнений, навыка! Но духовная жизнь не сложнее ли, не таинственнее ли? Здесь всё — великая тайна, здесь всё почти невидимо». Поэтому идти одному, надеясь на себя или на авось здесь никому не удаётся. Ведь «в духовной жизни опасности во много раз ужаснее, – предупреждает читателя отец Лазарь, – здесь встречается сильнейшее противодействие злых сил (и внутри нас, и вовне), здесь идущего встречает коварство врагов, хитрость за хитростью, сеть за сетью».

Поэтому на пути духовном нам нужен поводырь. Вот, что пишет об этом отец Лазарь: «Научиться правильному покаянному настрою души можно, если найти такого смиренного наставника, который сам имел бы в себе тот сокрушённый и покаянный дух, и от него прямо перенять это глубокое, спасительное воздыхание о бедной, падшей душе своей, а вместе и радостное упование на неизреченное милосердие Божие». Но «если не повстречается таковой учитель, – утешает читателя батюшка, – то можно, но уже сложнее, научиться этому духу, внимательно читая святых отцов Церкви, стараясь перенять у них эту науку смиреннейшего самовоззрения, крайнего недоверия себе во всём, осторожного отношения ко всем движениям души».

Как раз от такого доверия своим уму и сердечным чувствам может родиться в душе христианина пагубная прелесть. Об этом предупреждает и свт. Игнатий, слова которого во множестве цитирует автор книги: «Ум человеческий не в состоянии отличить добра от зла; замаскированное зло легко, почти всегда обманывает его». Поэтому «дело спасения протекает через осознание своего падения, через смирение и признание себя недостойным каких-либо высоких духовных дарований, через терпеливое несение покаянных трудов и неспешность в ожидании признаков исцеления. Последнее — неспешность — очень важно. «Здесь сегодня многие претыкаются, – сетует отец Лазарь. – И за малое покаяние тут же ожидают великой милости и знаков особого Божественного благоволения».

Поэтому, чтобы стяжать правильный покаянный настрой и не впасть в самообольщение, отец Лазарь рекомендует обращаться к святым отцам, близких нам по времени свт Феофану Затворнику и свт Игнатию (Брянчанинову), по его словам их учение ясно показывает главные черты внутренней христианской жизни, а именно, что «в покаянии ¾ вся тайна спасения». И потому так важно для нас Таинство Исповеди, в котором кающемуся прощаются его согрешения при условии глубокого раскаяния в них. И в первой части книги автор подробно объясняет суть этого спасительного средства. «Для того, чтобы это таинство совершилось, — пишет отец Лазарь, — необходимо со стороны кающегося искреннее покаяние, раскаяние в своих грехах, желание оставить грех, не повторять его».

Перед подготовкой к Исповеди автор книги советует «прочитать подробное житие преподобной Феодоры Цареградской», где содержится ее рассказ о том, что происходило с ней в момент смерти и после, когда душа её проходила страшные испытания, так называемые мытарства. «Как же страшно и трепетно будет нам в момент прохождения мытарств, — пишет о Лазарь. — Потому так полезно заранее внимательно рассмотреть самим все свои грехи!». Далее автор дает определение греха и приводит описание наиболее распространённых духовных болезней, злых навыков и страстей с некоторыми разъяснениями. Благодаря таким пояснениям тот, кто будет готовится к исповеди, может глубже рассмотреть себя, найти более точные названия своих болезней души.

Здесь же читатель найдет раздел «Советами готовящемуся к Исповеди», где автор, как опытный духовник показывает различные стороны этого таинства. «Исповедь, — пишет он, — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение». Поэтому «первым делом готовящегося к исповеди должно быть – испытание сердца», – пишет отец Лазарь. Но исследую себя «нужно следить за тем, чтоб не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца», – предупреждает автор книги. Батюшка так же напоминает, что «приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех…», но в сокрушении сердца и скорби о грехах. «Это есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь».

***

Очень важно, что в своей книге отец Лазарь не оставляет читателя одного со своей греховностью, но приводя слова святых отцов подробно разъясняет: «как исправлять себя, своё сердце, откуда начинать, где искать корни греха, на что обращать внимание более, какая страсть от какой происходит». И мы надеемся, что этот труд архимандрита Лазаря (Абашидзе) будет прекрасной помощью тем, кто желает узнать, как снискать спасительный путь, как отличить истинное духовное состояние от мнимого, как уберечь себя от прелести и других искушений врага, и самое главное научится истинному покаянию.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать