У книжной полки. А.С. Пушкин. Повести

4 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Николай Васильевич Гоголь говорил: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа... В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». А священномученик Иоанн Восторгов называл Александра Сергеевича Пушкина «поэтом положительной жизни» и признавал, что «с течением времени это положительное выступает в творчестве поэта все сильнее, все ярче, входит в связь с его возвышенным религиозным настроением и в последние годы его жизни становится одним из основных мотивов его творчества». Сегодня, накануне дня памяти поэта, мы предлагаем вашему вниманию сборник его произведений, выпущенный в свет издательством Никея.

***

Эта книга входит в состав серии - «Классика русской духовной прозы». Являясь культурно-просветительским проектом издательства Никея, эта серия предназначена для тех, кто ценит отечественную культуру, литературу. В ней представлены классические произведения русской литературы, основанные на христианских ценностях и повествующие о поиске и обретении веры, подлинного смысла жизни. Книги серии объединяют очень разных авторов из разных эпох, дают панорамный взгляд на русскую культуру, веками строившуюся вокруг литературы. Центральной фигурой в русской культуре, Солнцем нашей поэзии, является - Александр Сергеевич Пушкин. И именно его произведения вошли в очередной сборник духовной прозы.

Из биографии Пушкина известно, что в 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества великого поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Прощение» и множество других, закончен роман «Евгений Онегин». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», созданные в этот период, открывают ряд завершенных прозаических произведений поэта, а «Капитанская дочка» фактически его заканчивает.

Как отмечает автор предисловия, Светлана Мартьянова, «простота пушкинского повествования обманчива. Только вдумчивое и внимательное прочтение способно привести к пониманию смысла глубинного диалога, который поэт ведет со своими читателями. Болдинская осень, казалось, менее всего располагала к спокойному созерцанию: имущественные дела оставляли желать лучшего, невеста находилась в холерной Москве, надежды на счастье были зыбкими. Только фактами внутренней биографии (напряженная творческая жизнь, наблюдения ума и сердца, озарения и откровения, открытость поэтического слуха к «Божественному глаголу») можно объяснить чудо болдинской осени: создание, помимо стихотворений, двух циклов — «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии».

Первый из циклов, вошедший в состав этого сборника, полностью погружен в русский провинциальный быт, мир обыкновенных людей. Жанр произведений этого цикла, по словам Светланы Мартьяновой, напоминают предания, притчи, были, сказки с их счастливыми финалами. Здесь царит случай, который Пушкин называл «мощным орудием Провидения». В каждой из повестей «Белкина» Пушкин отстаивает идею, христианскую по своей природе, — идею самоценности человеческой личности, жизни и счастья. Любви и семейному счастью нередко угрожают разрушительные страсти, как например, стремление героя повести «Выстрел» к первенству, желание подчинить других людей своему «я».

Вместе с тем пушкинским героям знакомы муки совести, понятие нравственного долга, любовь к отчему дому и родовому гнезду, молитва и покаяние. Не случайно все истории как будто подсвечены светом евангельской притчи о блудном сыне, упоминаемой в «Станционном смотрителе». В финалах повестей торжествуют любовь, добро, чувство прекрасного. Вражда, сословные стереотипы и предрассудки разного рода оказываются побежденными. В «Капитанской дочке», которая вошла во вторую часть этого сборника, история пугачевского восстания 18 века показана «домашним образом», через «семейственные записки», автором которых является главный герой Петр Гринев.

Особая чистота нравственного чувства присуща Гриневым и Мироновым. Жизнь по совести, следование нравственному долгу помогают им с честью пройти испытания «русского бунта». Так, Василиса Егоровна отказывается покинуть Белогорскую крепость, мотивируя свой поступок евангельским представлением о супружестве: «Вместе жить, вместе и умирать». Особое значение в мире Гриневых и Мироновых имеют благословение и молитва. Цитат из Священного Писания в тексте произведения мало, однако поведение многих героев может быть понято только в свете Евангелия.

Скромная красота Маши заставляет вспомнить слова апостола Петра о «сокровенном сердца человеке в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» как главном женском украшении (1 Петр. 3, 4). Савельич предан своим господам в духе наставлений апостола Павла: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6, 5). Слова Маши, обращенные к дворянской царице: «Я приехала просить милости, а не правосудия», — также имеют евангельский источник, который мы находим в послании апостола Иакова: «…милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13).

«Капитанскую дочку», по словам Светланы Мартьяновой, справедливо называют «вестью о милосердии». Имеются в виду те очаги дружеского единения и взаимопомощи между героями, которые возникают поверх сословных границ (Гринев и Пугачев, Маша Миронова и императрица Екатерина, попадья Акулина Памфиловна и Палаша). И эти драгоценные опыты непредвзятого отношения к ближним, завещаны нам нашим великим поэтом. А завершают книгу два стихотворения: знаменитое "Отцы пустынники и жены непорочны", которое по мнению литературоведа Валентина Непомнящего, является одним из первых обращений русской светской поэзии к православной молитве и стихотворение «Отче наш», которое по мнению многих исследователей творчества Пушкина, на самом деле ему не принадлежит. Так или иначе, но эти произведения передадут читателю «глубокое, индивидуальное, конкретное переживание, творение молитвы, излившееся в стихах».

***

В прошлом году мы праздновали 220 лет со дня рождения великого поэта земли русской, Александра Сергеевича Пушкина, поэтический гений которого, - по словам Петра Андреевича Вяземского, бессмертен. Сам Пушкин говорил, что «величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство». Он был убежден, что всякий настоящий, большой поэт должен расти как религиозно-нравственная личность. И только вместе с его духовным ростом будет совершенствоваться его творчество. Публикуя повести и стихи Пушкина в серии «Классика русской духовной прозы», издательство Никея предлагает читателю взглянуть на эти произведения по-новому, а именно — как на духовно-нравственную литературу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать