У книжной полки. 31 декабря

31 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Добрый портной: житие святого праведного Симеона Верхотурского: книжка-раскраска.

 

В преддверии наступающего Нового года многие верующие люди собираются в духовной столице Урала — Верхотурье, чтобы почтить память печальника земли нашей - святого праведного Симеона Верхотурского и всея Сибири чудотворца. Преодолевая обширные расстояния, не страшась морозов, к его святым мощам притекают паломники из разных уголков не только уральского края, но всей нашей страны. И как 300 лет назад воздают хвалу Богу и Его святому угоднику, который не оставляет нас своим попечением, но всегда приходит на помощь тем, кто обращается к нему в своих нуждах, скорбях, болезнях. Думаю, что многие наши взрослые читатели знают житие святого Симеона. Но знают ли его наши дети? Если нет, то отличным подарком для них станет книга «Добрый портной», выпущенная в свет Изд-вом Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. Подробнее об этой книге – далее в нашей программе. ***

Эта детская книга о любимом святом уральской земли – праведном Симеоне Верхотурском - написана для детей младшего и среднего школьного возраста. Однако, как отмечают издатели, неторопливый рассказ о жизни святого и цветные иллюстрации, выполненные сестрами монастыря, не оставят равнодушными и читателей других возрастов. Доступно и просто повествуют авторы о земной жизни уральского святого конца XVI - начала XVII века, а также о тех чудесах, которые совершал праведный Симеон, как при жизни, так и после своего упокоения. Кроме того, к этой красочной и интересной книге прилагается раскраска, на страницах которой повторяется рассказ о святом.

Прежде чем рассказать о самом святом Симеоне, авторы знакомят нас с особенностями того времени, в которое довелось родиться и возрастать будущему праведнику. И вот что об этом говорится. «Было это четыреста лет назад. Русская земля переживала тогда большую беду — Смутное время, когда не было на Руси закон­ного царя, и отовсюду в нашу страну вторга­лись враги. Тяжело было и детям, и взрослым. Близкие люди тревожились друг за друга. И было отчего. Церкви стояли разоренными и пустыми. Злые люди, как волки, рыскали по земле и творили страшные злодеяния. Как беспокоились дети, если папа или старший брат куда-нибудь уезжали на лошадях! Ведь неизвестно было, вернутся ли они живыми. Чем же дети могли помочь взрослым? А вот чем — усердной мо­литвой.  Этому учит самая священная кни­га на Земле — Евангелие. Все беды становятся легче, когда мы обращаемся за помощью к Богу. Ведь Он Сам сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упо­кою вас».

По словам авторов, «молились русские люди подолгу. В храме старались бывать каждый день. У знатных людей дома была своя маленькая церковь. По утрам там собиралась вся семья, прихо­дил священник, совершал службу, потом кро­пил всех святой водой. И в жилищах простых людей было много икон, ежедневно семья собиралась на общую молитву. Перед святыми образами православные люди ежедневно кла­ли много поклонов: кто сотню, кто две, а кто и того больше». Детям того времени «нравились рассказы взрослых о чу­десах Божиих, о святых угодниках, о благо­честивых русских людях. Услышав истории о мужественном патриархе Ермогене и отваж­ном Иване Сусанине, девочки плакали, а мальчики храбрились и хотели быть похожими на этих подвиж­ников — тоже отдать жизнь за веру, царя и Отечество. Трудно было молодому царю Михаилу Романову управлять страной. В помощь ему заседал в Москве Земский собор. Там люди выступали, обсуждали разные законы и принимали их. Очень похожее происходит, как ты знаешь, и сейчас».

Многие мальчики, становясь юношами, думали о том, какую жизненную дорогу выбрать, чтобы принести больше пользы своему Отечеству и своей душе. Конечно, если мальчик был из боярского или княжеского рода, он вполне мог рассчитывать, что и его со временем пошлют в Москву заседать и помогать царю наводить порядок в измученной стра­не, очищать ее от всякой скверны. Но юноша Симеон, которому и посвящена эта книжка, рассудил иначе. Конечно, - размышляют авторы, - мы не можем знать его мыслей, но из поступков его заключаем, какие решения принимал он в своем сердце. Симеон был ровесником первого царя династии Романовых - юного Михаила и, конечно, всей душой же­лал ему счастливого царствования. Но для себя он не искал почестей. Симеон понимал, что самая лучшая судьба — жизнь, угодная Господу, и что более всего нужно нашей стране заступление Божие. И стал Симеон странником.

Молясь и переходя из одной деревни в другую, дошел Симеон до красивой сибирской реки Туры. Здесь душа его почувствовала особую отраду, и юноша не захотел расставаться с этим благодатным уголком земли русской. Но, к большому его сожалению, люди, жившие здесь, не все еще были христианами. А многие из крещеных, к несчастью, тяжко согрешали: не носили крести­ков, не хранили постов, сквернословили, пьян­ствовали, воровали. Много было здесь и раскольников — людей, исказив­ших православную веру, говоривших неправильные сло­ва о Живоначальной Троице и Господе нашем Иисусе Христе. Сердце Симеона преисполнилось сострадания к таким людям. Ты, наверное, встречал когда-нибудь слепого челове­ка? – обращаются авторы к юному читателю. - И, должно быть, тебе стано­вилось тревожно за него: сумеет ли он благополучно пройти свой путь? Не собьет ли его автомобиль, сядет ли он в нужную ему электричку?

Так же, как за людей незрячих, переживал Симеон за тех, кто не знал Живого истинного Бога, не умел молиться Пресвятой Троице, не испытывал в душе своей богатых милостей Божиих. Но он понимал, что православную веру лучше всего проповедовать не словами, а делами, самой жизнью своей. Так и остался он жить в красивом таежном селе Меркушино. Многим сельчанам по сердцу пришелся Симеон, хотя и чудным казался. Непривыч­но и удивительно было им наблюдать такое житье-бытье. Как странником пришел, так стран­ником и живет. Силушка молодая имеется и не ленив — а избушки своей не ставит. Умен да грамотен — а в писари да приказчики не ме­тит. Красив собой, статен — а к невестам не приглядывается. Ни одного богослужения в хра­ме не пропускает. А до ближайшей церкви, что в Тагильской слободе, было — представь себе — около тридцати верст, а если считать так, как мы привыкли, то сорок шесть километров! И конечно, пешком доби­рался до нее Симеон. У настоящего богомольца сам путь в храм — служение любимому Господу.

На церковных службах Симеон так по­гружается в молитву, что никого не замечает, с Богом пребывает. Вот поэтому всегда, где бы его ни встретили — нездешняя радость в очах светится. Даже если ругают его — не уходят из глаз радость и свет. Хоть никого не обижает, а вот его обижают нередко. Как же так? – спросит читатель. - А вот как. На хлеб зарабатывает Симеон портняж­ным ремеслом, — добрые шубы шьет. Каждый рад его в дом принять, без шубы-то зимой несладко. Как водится, пока работает мастер, живет в доме хозяина, ест, пьет вме­сте с ним. Да от такого едока, как Симеон, на столе не убудет — ох, и постник, в чем душа держится! Ведет себя скромно-скромно, будто помешать кому-то боится. Весь день сидит за работой да молитву творит — благословение Божие призывает. Глазами вокруг не видит, ушами не слышит — с Господом беседу ведет и с Пречистой Его Матерью. Ночью, как весь дом засыпа­ет, снова перед иконами стоит. Спит ли когда — это людям не­ведомо.

Доброта и кроткий нрав меркушинского портного располагали к нему сердца людей. Если поначалу кто-то и посмеивался над ним, то теперь все уважали праведника и к словам его прислушивались. Говорил он редко, негромко, но слова его запоминались. Объяс­нял, что закон Христов — все брату своему про­щать, и даже душу свою за ближнего полагать. Особенно любили слушать Симеона дети. Он рассказывал им о Господе нашем Иисусе Христе, о Матери Божией, о цер­ковных таинствах. При этом он никогда не гордился перед ближним, но смотрел на всех с любовью. Слова его шли от сердца, а ведь добрый человек от благого сокровища сердца своего износит благое. Учил Симеон превыше всего Бога почитать и заповеди Его соблюдать. И мы должны учить других этому, и не только словами, но и своим примером. А поучиться этому мы можем у святого Симеона, читая его житие, которое представлено на страницах этой книги.

 

*** Завершая рассказ о праведном Симеоне и о земле Симеоновой, жизнью угод­ника Божия освященной, издатели говорят читателю: «Если ты перелистаешь нашу книжку, то увидишь, что описание земной жиз­ни праведного Симеона заканчивается не на последней страничке, а в середине книги. Так получилось потому, что жил правед­ник очень скромно, по-настоящему сми­ренно — мало что известно нам о его жизни. Зато вечная его блаженная участь открывает­ся нам все больше. Ведь чудеса, творимые им, продолжаются. Если бы даже кратко описать их понадобилось бы десять или двадцать таких книжек». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать