У книжной полки. 31 декабря

31 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Отец Земли Русской.

 

Подошел к концу 2015 год. Чем был знаменателен этот год для каждого из нас? Думаю, что, отвечая на этот вопрос, всякий телезритель вспомнит что-то своё, может, улыбнется, а может, всплакнет. Но есть событие, которое в этом году объединило нас всех – это празднование 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Юбилейные торжества по случаю этой знаменательной даты прошли по всей России, а также в других государствах. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное». К этой юбилейной дате вышла в свет не одна книга, многие авторы и издательства постарались почтить память святого своими трудами. И в том числе создатели книги, которая сегодня находится на нашей книжной полке. Она называется – «Отец Земли Русской». ***

В книге «Отец Земли Русской», которая вышла в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, собраны вместе известные науке исторические свидетельства о Крестителе Руси святом князе Владимире и его времени, «похвалы» агиографических и исторических источников и памятники иконографической традиции, свидетельствующие о почитании святого в Русской Православной Церкви и памяти народной. Над изданием работали известные ученые – историки, искусствоведы. Главный редактор и руководитель проекта – протоиерей Владимир Воробьёв. Книга предназначена всем интересующимся русской историей и культурой и делится на пять частей.

В первой из них представлен труд историка Александра Васильевича Назаренко – «Владимир Великий: креститель, строитель, небесный охранитель Руси». Здесь автор в частности пишет: «К последней четверти X века — времени вокняжения Владимира в Киеве, столице Руси - ее, Руси, история насчитывала, самое большее, полтора с лишком столетия. Не так уж много, но и не мало. Имя Руси, ее воинов и купцов, было давно и хорошо известно и в Константинополе, и в Багдаде, и на Дунае, и на Рейне. Руси были так или иначе подвласт­ны славянские и финские племена от Балти­ки на севере до степи на юге, от предгорий Карпат на западе до Волго-Окского междуре­чья на востоке. Безмерные просторы, разноя­зыкие народцы, каждый со своими вождями, со своим интересом, своим, племенным же, кругозором.

Достанет ли одного только княжеского меча, чтобы скрепить воедино это утекающее сквозь пальцы пространство, эту расползаю­щуюся под державной рукой лоскутную пест­рядь? Русь остро нуждалась в общем для всех начале, общем государственном, культурном, идейном — а, стало быть, духовном по своей сути — принципе. Мысль о Крещении возни­кала, и не раз. В середине 860-х годов на Руси была даже открыта греческая епископия — но эти робкие ростки христианства вскоре были сметены нашествием на Киев языческих дружин князя Олега. Княгиня Ольга, бабка Владимира, крестившись в Царьграде сама, пыталась принести начатки Церкви и на Русь. Но тщетно. Чего не хватало? Наверное, мно­гого. И отлаженного государственного механизма, и зрелости политической верхушки, и твердой державной воли, и удобного случая, наконец... Но главное — не хватало Крести­теля, в котором безусловно и непререкаемо обнаружилось бы посещение Божие».

Мы с вами знаем, кто стал этим Крестителем. И многие из нас наверняка знакомы с житием святого князя Владимира. Но тем, кто хочет знать больше, и поможет предлагаемое историческое исследование. Как, впрочем, и все другие труды, собранные в данной книге. Так, например, в следующей части книги представлены «Ранние русские повествования о жизни святого князя Владимира. ХI-ХII вв.» и «Венок похвал святому князю Владимиру. ХI-ХХI вв.». Примечательно, что тексты 11-18 веков опубликованы в книге, как на русском, так и на древнерусском языках. Несколько слов скажу о «Венке славы». Здесь собраны похвальные слова разных церковных и ученых деятелей, написанные в адрес святого князя Владимира. И вот некоторые из них. В Проложном житии святого сохранились следующие слова: «Сможем ли мы оценить по достоинству тебя, сделавшего дело, равное апостольскому? Восхваляет Римская земля Петра и Павла, Азия - Иоанна Богослова, Египетская - Марка, Антиохийская - Луку, а Греческая - Андрея, вся же Русская земля - тебя, Владимир.

Подобно апостолу Господа, песнопениями память твою празднуя, достойную похвалы награду тебе приносим, говоря: «Радуйся, Влади­мир, принявший награду от Вседержителя Бога; радуйся, святой глава, вождь и учитель наш, с чьей помощью мы освободились от тьмы и узнали свет; радуйся, честное древо самого Рая, которое вырастило нам святые побеги — святых мучеников Бориса и Глеба, от которых ныне питаются русские сыно­вья, принимая исцеление болезней; радуйся, трудящийся ради веры Христовой, ты унич­тожил коварное терние и, разрушив, вспахал крещением всю землю, насеяв ее святыми книгами, от которых сыновья русские по­жинают полезные снопы покаяния. А иные уже питаются обильной пищей в Царстве Небесном, этой трапезы удостоимся и мы, недостойные, каясь в согрешениях».

Или вот еще. Слово из «Похвалы» равноапостольному князю Владимиру (вторая половина XV - 20-е гг. XVI в.): «Владимир - крепкая благочестия ветвь! Владимир - апостолам подражатель! Владимир - Церкви утверждение! Владимир - идолов разрушитель! Владимир - правоверия проповедник! И что много говорю? Владимир - царская похвала! Но приди ко мне ныне и сам, Владимир, и слова даруй, чтобы о тебе начать повествование. Всё твоё чудно! Всё твоё прекрасно! Всякая церковь тобою украсилась, вся Русская земля тобою утверждается, всякий идол тобою сокрушен был, вера христианская тобою воздвигнута была». И еще. Из службы св. Владимиру (по рукописям начала XVI в.): «Светло стало и сладостно, когда исчезло облако, закрывавшее солнце на небе! Весела же и радостна весна после зимней скорби! Ты же после облака идольского мрака крещением воссиял нам, как солнце светлое, Василий!»

Вот так из века в век воспевали русские, да и не только русские люди славного князя Владимира, во святом крещении нареченного Василием. Со временем стала развиваться и его иконография. На эту тему в четвертой и пятой части данной книги представлены две работы: Натальи Михайловны Абраменко - «Иконография святого равноапостольного князя Владимира Святославича в искусстве ХV-ХVII вв» и Александра Сергеевича Преображенского – «Иконография святого равноапостольного князя Владимира в искусстве нового времени». Как отмечается в первой работе, «Образ святого князя Владимира Свя­тославича, при котором Киевская Русь приняла христианскую религию, является одним из самых значимых в древнерусской иконографии. Его облик, изобразительные подробности, композиционные детали не находили прямых прототипов в византийской художественной традиции и явились предметом иконографического творчества русских художников».

«Несмотря на то, что иконография князя Владимира начинает складываться относительно позд­но (большинство исследователей относит ее формирование к концу XIII - началу XIV в.), в период зрелого и позднего средневековья она активно развивается, не раз оказываясь в центре поисков как столичных, так и провин­циальных мастеров. Уже беглый взгляд на сохранившиеся произведения с образом Владимира показывает, что традиция изображения князя тес­нейшим образом связана с иконографией его сыновей, святых мучеников Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком. Значительное влияние на иконографию Вла­димира оказала важная для русского созна­ния связь этих святых с начальным периодом русской христианской истории, их апостоль­ское значение для Руси, их роль в основании русской Церкви», - пишет Наталья Абраменко. Более подробно эту и вторую статью читайте на страницах данной книги.

 

*** Предваряют эту книгу следующие слова издателей: «Исторические юбилеи редко приносят новое знание. Даже такие грандиозные, как тысячелетние. Открытия не делаются по заказу, ко дню юбилейных торжеств. Глубинное содержание таких торжеств, их движитель — вековая благодарная память народа. Но есть в них и некая общественная сверхзадача: на какое-то время отвлечься от рассеивающей рутины, сосредоточиться, увидеть себя в истории, ее нынешнем моменте и ее целокупности. Те же ли мы, что были наши пращуры? Не в преходящих частностях, а в сердцевине. Что приобрели и что утратили? Не изменили ли себе? Не обольщаемся ли захватывающей дух 11-вековой глубиной? Или она все же наша, несмотря на наши измены и нашу слабость? Уповаем, что так. И одним из залогов тому живая тайна русской истории, неотступно будящая мысль, память и совесть. И у начала этой тайны — тот, кто дал ей первотолчок, сам - загадка, сам - тайна: святой равноапостольный князь Владимир, «отец всея Руси». Обратимся же к Владимиру, присмотримся еще и еще раз к тому, что знаем о нем - не только отдавая долг памяти, но и в уверенности, что тем самым мы вглядываемся в самих себя.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать