Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Отец Земли Русской.
Подошел к концу 2015 год. Чем был знаменателен этот год для каждого из нас? Думаю, что, отвечая на этот вопрос, всякий телезритель вспомнит что-то своё, может, улыбнется, а может, всплакнет. Но есть событие, которое в этом году объединило нас всех – это празднование 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Юбилейные торжества по случаю этой знаменательной даты прошли по всей России, а также в других государствах. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Благодаря этому святому правителю была основана Церковь Русская, которая вот уже более тысячи лет несет людям слово жизни, любви и мира и в которой мы, как и наши предки, обретаем Царство Небесное». К этой юбилейной дате вышла в свет не одна книга, многие авторы и издательства постарались почтить память святого своими трудами. И в том числе создатели книги, которая сегодня находится на нашей книжной полке. Она называется – «Отец Земли Русской». ***
В книге «Отец Земли Русской», которая вышла в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, собраны вместе известные науке исторические свидетельства о Крестителе Руси святом князе Владимире и его времени, «похвалы» агиографических и исторических источников и памятники иконографической традиции, свидетельствующие о почитании святого в Русской Православной Церкви и памяти народной. Над изданием работали известные ученые – историки, искусствоведы. Главный редактор и руководитель проекта – протоиерей Владимир Воробьёв. Книга предназначена всем интересующимся русской историей и культурой и делится на пять частей.
В первой из них представлен труд историка Александра Васильевича Назаренко – «Владимир Великий: креститель, строитель, небесный охранитель Руси». Здесь автор в частности пишет: «К последней четверти X века — времени вокняжения Владимира в Киеве, столице Руси - ее, Руси, история насчитывала, самое большее, полтора с лишком столетия. Не так уж много, но и не мало. Имя Руси, ее воинов и купцов, было давно и хорошо известно и в Константинополе, и в Багдаде, и на Дунае, и на Рейне. Руси были так или иначе подвластны славянские и финские племена от Балтики на севере до степи на юге, от предгорий Карпат на западе до Волго-Окского междуречья на востоке. Безмерные просторы, разноязыкие народцы, каждый со своими вождями, со своим интересом, своим, племенным же, кругозором.
Достанет ли одного только княжеского меча, чтобы скрепить воедино это утекающее сквозь пальцы пространство, эту расползающуюся под державной рукой лоскутную пестрядь? Русь остро нуждалась в общем для всех начале, общем государственном, культурном, идейном — а, стало быть, духовном по своей сути — принципе. Мысль о Крещении возникала, и не раз. В середине 860-х годов на Руси была даже открыта греческая епископия — но эти робкие ростки христианства вскоре были сметены нашествием на Киев языческих дружин князя Олега. Княгиня Ольга, бабка Владимира, крестившись в Царьграде сама, пыталась принести начатки Церкви и на Русь. Но тщетно. Чего не хватало? Наверное, многого. И отлаженного государственного механизма, и зрелости политической верхушки, и твердой державной воли, и удобного случая, наконец... Но главное — не хватало Крестителя, в котором безусловно и непререкаемо обнаружилось бы посещение Божие».
Мы с вами знаем, кто стал этим Крестителем. И многие из нас наверняка знакомы с житием святого князя Владимира. Но тем, кто хочет знать больше, и поможет предлагаемое историческое исследование. Как, впрочем, и все другие труды, собранные в данной книге. Так, например, в следующей части книги представлены «Ранние русские повествования о жизни святого князя Владимира. ХI-ХII вв.» и «Венок похвал святому князю Владимиру. ХI-ХХI вв.». Примечательно, что тексты 11-18 веков опубликованы в книге, как на русском, так и на древнерусском языках. Несколько слов скажу о «Венке славы». Здесь собраны похвальные слова разных церковных и ученых деятелей, написанные в адрес святого князя Владимира. И вот некоторые из них. В Проложном житии святого сохранились следующие слова: «Сможем ли мы оценить по достоинству тебя, сделавшего дело, равное апостольскому? Восхваляет Римская земля Петра и Павла, Азия - Иоанна Богослова, Египетская - Марка, Антиохийская - Луку, а Греческая - Андрея, вся же Русская земля - тебя, Владимир.
Подобно апостолу Господа, песнопениями память твою празднуя, достойную похвалы награду тебе приносим, говоря: «Радуйся, Владимир, принявший награду от Вседержителя Бога; радуйся, святой глава, вождь и учитель наш, с чьей помощью мы освободились от тьмы и узнали свет; радуйся, честное древо самого Рая, которое вырастило нам святые побеги — святых мучеников Бориса и Глеба, от которых ныне питаются русские сыновья, принимая исцеление болезней; радуйся, трудящийся ради веры Христовой, ты уничтожил коварное терние и, разрушив, вспахал крещением всю землю, насеяв ее святыми книгами, от которых сыновья русские пожинают полезные снопы покаяния. А иные уже питаются обильной пищей в Царстве Небесном, этой трапезы удостоимся и мы, недостойные, каясь в согрешениях».
Или вот еще. Слово из «Похвалы» равноапостольному князю Владимиру (вторая половина XV - 20-е гг. XVI в.): «Владимир - крепкая благочестия ветвь! Владимир - апостолам подражатель! Владимир - Церкви утверждение! Владимир - идолов разрушитель! Владимир - правоверия проповедник! И что много говорю? Владимир - царская похвала! Но приди ко мне ныне и сам, Владимир, и слова даруй, чтобы о тебе начать повествование. Всё твоё чудно! Всё твоё прекрасно! Всякая церковь тобою украсилась, вся Русская земля тобою утверждается, всякий идол тобою сокрушен был, вера христианская тобою воздвигнута была». И еще. Из службы св. Владимиру (по рукописям начала XVI в.): «Светло стало и сладостно, когда исчезло облако, закрывавшее солнце на небе! Весела же и радостна весна после зимней скорби! Ты же после облака идольского мрака крещением воссиял нам, как солнце светлое, Василий!»
Вот так из века в век воспевали русские, да и не только русские люди славного князя Владимира, во святом крещении нареченного Василием. Со временем стала развиваться и его иконография. На эту тему в четвертой и пятой части данной книги представлены две работы: Натальи Михайловны Абраменко - «Иконография святого равноапостольного князя Владимира Святославича в искусстве ХV-ХVII вв» и Александра Сергеевича Преображенского – «Иконография святого равноапостольного князя Владимира в искусстве нового времени». Как отмечается в первой работе, «Образ святого князя Владимира Святославича, при котором Киевская Русь приняла христианскую религию, является одним из самых значимых в древнерусской иконографии. Его облик, изобразительные подробности, композиционные детали не находили прямых прототипов в византийской художественной традиции и явились предметом иконографического творчества русских художников».
«Несмотря на то, что иконография князя Владимира начинает складываться относительно поздно (большинство исследователей относит ее формирование к концу XIII - началу XIV в.), в период зрелого и позднего средневековья она активно развивается, не раз оказываясь в центре поисков как столичных, так и провинциальных мастеров. Уже беглый взгляд на сохранившиеся произведения с образом Владимира показывает, что традиция изображения князя теснейшим образом связана с иконографией его сыновей, святых мучеников Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком. Значительное влияние на иконографию Владимира оказала важная для русского сознания связь этих святых с начальным периодом русской христианской истории, их апостольское значение для Руси, их роль в основании русской Церкви», - пишет Наталья Абраменко. Более подробно эту и вторую статью читайте на страницах данной книги.
*** Предваряют эту книгу следующие слова издателей: «Исторические юбилеи редко приносят новое знание. Даже такие грандиозные, как тысячелетние. Открытия не делаются по заказу, ко дню юбилейных торжеств. Глубинное содержание таких торжеств, их движитель — вековая благодарная память народа. Но есть в них и некая общественная сверхзадача: на какое-то время отвлечься от рассеивающей рутины, сосредоточиться, увидеть себя в истории, ее нынешнем моменте и ее целокупности. Те же ли мы, что были наши пращуры? Не в преходящих частностях, а в сердцевине. Что приобрели и что утратили? Не изменили ли себе? Не обольщаемся ли захватывающей дух 11-вековой глубиной? Или она все же наша, несмотря на наши измены и нашу слабость? Уповаем, что так. И одним из залогов тому живая тайна русской истории, неотступно будящая мысль, память и совесть. И у начала этой тайны — тот, кто дал ей первотолчок, сам - загадка, сам - тайна: святой равноапостольный князь Владимир, «отец всея Руси». Обратимся же к Владимиру, присмотримся еще и еще раз к тому, что знаем о нем - не только отдавая долг памяти, но и в уверенности, что тем самым мы вглядываемся в самих себя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 20 апреля 2024 года
Выписывайте и читайте «Православную газету»!
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!