У книжной полки. 30 марта

30 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Простое Евангельское слово.

 

«Вы – свет мира, – говорит Христос. – Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегший свечу не ставит ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Такими словами святая Церковь славословит святого праведного Иоанна Кронштадтского, великого светильника, свечу, сияющую не только в пределах Русской Православной Церкви, но и вообще во всем православном мире, в каждом уголке нашей Земли. В дни его земной жизни тысячи страждующих обращались к нему: писали письма, просили совета, наставления, утешения. А послушать проповеди пастыря, услышать простое Евангельское слово, собиралось множество народа. Избранные проповеди святого Иоанна Кронштадтского, сохранившиеся до наших дней, составили книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Отчий дом и называется – «Простое Евангельское слово». ***

В предлагаемой вниманию читателя книге содержатся беседы, слова и поучения выдающегося пастыря, проповедника и духовного писателя - святого праведного Иоанна Кронштадтского, сказанные им в различные знаменательные дни годового цикла богослужений. Стоит отметить, что письменное наследие святого пастыря очень богато. Оно, по словам священника Филиппа Ильяшенко, в целом составляет около 4500 печатных страниц. Это - дневники, проповеди и брошюры различного содержания. Первый печатный труд о. Иоанна «Катехизические беседы» был опубликован в Санкт-Петербурге в 1859 году. Затем был издан ряд брошюр с поучениями о. Иоанна, толкованием Священного Писания, Таинств, учения Церкви по различным догматическим проблемам.

С начала 90-х годов, когда о. Иоанн приобретает уже всероссийскую известность, начинают выходить сборники его проповедей, поучений и бесед, охватывающие полный годовой круг или посвященные воскресным и праздничным дням, отдельным поводам. Особая же часть творческого наследия о. Иоанна Кронштадтского – это его личные дневники, которые он вел каждодневно, начиная с 1856 года, причем с самого начала используя свои записи для подготовки проповедей. Отдельное место в проповеднической деятельности о. Иоанна занимали также «царские дни», дни рождения и тезоименитства августейших особ. Позже вместе с другими произведениями они были включены в Полное собрание его сочинений, которое вышло в Санкт-Петербурге в 1890-94 годах». Несколько таких проповедей вошло и в настоящий сборник.

Ну и так, как отчет времен у нас после пришествия на землю Сына Божия ведется от Рождества Христова, то и сборник этот открывается проповедью на Новый год. И хотя этот зимний праздник уже остался позади, приведем небольшой фрагмент напутственных слов святого Иоанна, потому что эти слова актуальны и сейчас, в дни Великого поста, в преддверии Страстной седмицы. «Творец времен сподобил нас, дорогие братия и сестры, - говорит батюшка, - и еще увидеть новый по счету год, ко­торый по делам нашим и нашим старым привыч­кам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдаш­ним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления — грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет, и мало-помалу иногда заживо умирает!

По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 21-23). Итак, что же после этого значит для нас Новый год? Это - еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устрояющее наше душевное спасение. Новый год - это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам». Далее отец Иоанн вспоминает «притчу о безплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов».

К этой притче батюшка снова возвращается, но позже, в дни Страстной седмицы, в Великий понедельник, когда на утреннем богослужении читаются три притчи, и первая них напоминает нам о бесплодной смоковнице. Объясняя эту притчу, святой Иоанн говорит: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я и вы, брат и сестра возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано, и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить глад души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И – увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших в нас нет как нет. Между тем, каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды. Какие же это, в частности, плоды, которые должен приносить каждый человек, особенно христианин?

На это святой апостол отвечает так: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Вот, брат и сестра, - отмечает проповедник, - какие плоды должны мы непременно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Иисусу Христу, ежедневно. Теперь смотри каждый: плодовитая ты смоковница или бесплодная? Если плодовитая – хорошо, приноси плоды и впредь, да препитает Он ими тебя же самого в вечности; если – бесплодная, трепещи: тебе угрожает проклятие Владыки твоей жизни и, может быть, очень скоро Он скажет и тебе: да не будет же впредь от тебя плода вовек (Мф. 21:19). И ты тотчас засохнешь; заглохнут все твои духовные силы; вовсе иссякнет у тебя вера, надежда и любовь, а всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вечный вметаемо (Мф. 3:10). Слова эти – истинны и ясны как день. Они исполнятся непреложно, ибо небо и земля прейдут, как проходят мимо дни, месяцы, годы, а слова Господа не прейдут (Мк. 13:31)».

Как душеполезно услышать эти слова святого кронштадтского пастыря вообще, а особенно сейчас, когда заканчивается Святая Четыредесятница и мы уже вот-вот вступим в Страстную седмицу. Как для нас прошли эти сорок дней, принесем ли мы какие-либо плоды нашему Спасителю, или останемся бесплодной смоковницей. Задуматься об этом нас и подвигают слова святого Иоанна. А какой урок мы можем вынести из евангельского события, которое в ближайшее воскресение мы с Вами будем праздновать всей полнотой Православной Церкви. Это вход Господень в Иерусалим. Как мы знаем из Евангелия, Иисус Христос «сверх всякого обычая, вступил в Иерусалим не на коне, а на ослице и на молодом осленке». Почем? «Здесь, - отвечает святой Иоанн, - виден разум Божий. Господь поучает нас не только словами, но и предметами одушевленными и неодушевленными.

Так, Он проклял бесплодную смоковницу в обличение неплодия иудейского и Иуды предателя; здесь Он восседает на ослицу и осленка в знак того, что Он приведет в познание Своей державы и Своего вечного Царства языческие народы, не знавшие ярма закона Моисеева, вместо отпадшего от Бога народа иудейского, и, когда войдет в Церковь Христову полное число язычников, тогда и иудеи обратятся ко Христу. Итак, - отмечает проповедник, - вход в Иерусалим на ослице и осленке имел таинственный смысл – именно обращение язычников, в числе которых призваны и мы, русские. Что касается ликования народа и детей, встречавших с радостью грядущего на осле Господа, то эта общая радость происходила от наполнявшего сердца их восторга по случаю воскресения из гроба четверодневного мертвеца Лазаря и удивления Божественному Чудотворцу; а устами незлобивых детей, восхвалявших Господа, говорил Дух Святой». Такое духовное значение видит святой пастырь в событии, которое предшествовало грядущим страданиям Христа. Другие проповеди, сказанные отцом Иоанном в дни Страстной седмицы и в последующие дни годового цикла богослужений, вы найдете на страницах этого издания.

 

*** Святостью своей жизни, своим ярким и самоотверженным служением отец Иоанн явился тем «светильником веры», который возжег Господь для России в нелегкое для нее время на рубеже 19-20 веков. Сам стяжавший благодать Духа Святого, Кронштадтский Пастырь призывал к тому и всех остальных, причем слово его было словом человека, «власть имеющего». Оно было действенно и богодухновенно, проникало вглубь даже самых окаменелых сердец, освещая и согревая их светом Христовой любви и благодати и воспламеняя в них ревность к богоугождению. Такое действие слово святого Иоанна имеет и в наши дни, поэтому будем обращаться почаще к его душеполезным творениям. Частично они представлены и в этой книге. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать