Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Марина Кравцова. Царский венец.
В апреле 1918 года в Тобольск из Петрограда приехал комиссар Яковлев с заявлением, что увозит государя Николая 2 с собой. Государыня отказалась отпускать супруга одного, хотя ей было и тяжело оставлять своих детей, особенно заболевшего цесаревича. В итоге было решено ехать вместе, взяв с собой только Марию, остальные же дети должны были остаться в Тобольске. И уезжавшие, и остававшиеся еще не знали тогда, что скоро снова соединятся, чтобы безвинно пострадать. А пока царственные супруги с дочерью Марией отправлялись в свое последнее путешествие, конечной остановкой которой стала станция Шарташ города Екатеринбурга. Об этом и других событиях из жизни Царской семьи рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Лепта книга и называется – «Царский венец». ***
Книга «Царский венец», написанная писательницей Мариной Кравцовой, представляет собой биографическую повесть, созданную на основе мемуаров и исторических документов и рассказывает о достойной жизни и мученической кончине семьи царственных страстотерпцев. Она повествует о судьбе императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны, об их любви, которая зародилась в юном возрасте и которую они пронесли через все испытания, выпавшие на их долю в страшное русское лихолетье; и об их чудесных детях. Так как эта книга написана по большей части для юного поколения наших читателей, поэтому ее повествование начинается, конечно же, от юных лет Государя и Государыни. Вот допустим, в первой главе говорится о маленьком Ники, его брате Жоржике и их друге Володе. По воспоминаниям последнего, в будущем полковника Владимира Оллонгрэна, в частности, был составлен сей рассказ.
Давайте сейчас обратимся к книге и узнаем, как относился Император Александр 3 к воспитанию своих детей, которых в семье было пятеро: Николай, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга. Как пишет автор, «Император обожал своих детей. Он играл с ними в снежки, учил пилить дрова и помогал строить снежные крепости. Но при этом воспитывал их почти по-спартански. Сам скромный и непритязательный в быту, он приучал к тому же и детей. Спали великие князья на простых солдатских койках с жесткими подушками, утром принимали холодную ванну, на завтрак ели обычную кашу. Великий князь Александр считал, что детей не нужно отдалять от земли, а потому приветствовал их общение с простыми людьми».
Поэтому «Ники, несмотря на свое царское происхождение, рос шаловливым и озорным мальчишкой: он обожал чехарду, лепил снежных баб, носился по саду, а порой был не прочь и подраться - обычные проказы мальчишек всех времен не обошли его стороной. Но при всех этих ребячьих качествах была у него очень нежная, чувствительная душа». Как это проявлялось, читатели смогут узнать из этой книги. А о том, как росла, как воспитывалась будущая Императрица Александра Федоровна, повествует следующая глава книги. Например, автор рассказывает, что в детстве принцессу Аликс мама называла не иначе, как «Солнечный лучик». Как описывают ее современники, она «была весьма любознательна; все, что окружало маленькую девочку, вызывало в ней живой, неподдельный интерес, пылкая натура стремилась получить ответ на все непонятное и неизведанное. Она не была капризной и избалованной, какими принято считать принцесс, и уже в раннем возрасте проявляла большую выдержку и силу воли.
Господь наделил ее любящим и преданным сердцем, необыкновенно чутким и сострадательным. Даже будучи совсем малышкой, она не любила играть в куклы - ведь они не были живыми. Зато кошки, собаки, лошади вызывали восхищение жизнелюбивой принцессы: их можно приласкать, о них можно позаботиться - и они ответят тебе чрезвычайной преданностью и дружбой». В юношеском возрасте Аликc уже имела хорошие познания в истории, литературе и географии. Глубоко воспринимала музыку. Возвышенная душа принцессы тонко чувствовала красоту природы. Аликc нравилось сидеть в саду с рукоделием в руках, слушать пение птиц, любоваться закатом солнца. Это была чистая и цельная натура: глядя на нее, нельзя было усомниться в целомудрии ее мыслей и чувств. Принцесса не любила шумного общества. Иногда во дворце устраивались детские вечеринки, но Аликc не получала от них особого удовольствия: ее природная застенчивость заставляла ее держаться в стороне».
О том, как встретились эти два замечательных человека, воспитанные в любви к Богу и ближним, как соединились их любящие сердца в один идеальный союз, как рождались и воспитывались их дети, и как вместе они всё претерпели даже до смерти, рассказывает автор далее на страницах книги «Царский венец». А мы вернемся к тем дням, когда святые супруги с дочерью отправились в Екатеринбург. Остальные дети оставались в Тобольске. Автор об этом пишет так: «Утро Николай Александрович и Александра Федоровна с дочерью Марией встретили в тележках-плетенках, на дно которых Жильяр и Долгоруков накидали добытую на заднем дворе солому. Для государыни постелили еще и матрас. Императрица была теперь спокойна, как обычно, государь же и раньше сохранял внешнее спокойствие.
Сжав руку Жильяра, Александра Федоровна некоторое время смотрела на него молча, явно прощаясь взглядом. Все понимали, что будущее темно настолько, что никто не сможет сказать с уверенностью, увидятся ли они вновь когда-нибудь. Но произносить слова прощания никому не хотелось, достаточно было крепкого пожатия рук. «Пьер, я очень прошу вас, идите сейчас к Алексею, — сказала государыня. — Не надо нас провожать, побудьте с ним. Сейчас вы нужны ему как никогда». Швейцарец молча поклонился и прошел в дом. Яковлев меж тем укутывал Александру Федоровну в доху Боткина, распорядившись принести для доктора тулуп. Он вообще был непривычно для комиссара почтителен, то и дело делал «под козырек». Но сесть императрице рядом с мужем не позволил. С матерью разместилась Мария. Кроме Боткина, из свитских царственную чету сопровождал князь Василий Долгоруков, из прислуги — Терентий Чемодуров, Иван Седнев, Анна Демидова. Их тоже разместили по возкам. Пьер, сидевший возле постели Алексея, сквозь тихие всхлипывания царевича услышал шум отъезжающих экипажей, и сердце его больно заныло. А вскоре до слуха учителя донеслись рыдания Ольги, Татьяны, Анастасии».
Только во второй половине мая остальные дети вместе с прислугой были доставлены в Екатеринбург. Об этом автор пишет: «Екатеринбург! Кто бы мог подумать о нем в то суровое утро холодной сибирской весны, когда простые экипажи увозили в неведомое государя, его супругу и дочь. Долго сидели над телеграммой потрясенные великие княжны, не в силах ничего понять: значит, не в Москву? Отца вовсе не в Москву везут? Но почему? К худому это или к доброму? Да, Москва оставалась такой же далекой, как была. Ультрареволюционный Урал просто-напросто проигнорировал задание центра. Дети Николая, скучавшие по нему в Тобольске, не могли знать о том, как местный совдеп, едва проведав, что плененного императора увозят в столицу, устроил настоящую свару. По размытой весенней дороге гнал Яковлев извозчиков, опасаясь, что будет остановлен теми, кто не желает выпустить бывшего царя из рук красного Урала.
Так, Государь и его семья стали пленниками уральских большевиков. Николай Александрович, узнав об этом, долго молчал. «Куда угодно отправился бы я с легким сердцем, только не в Екатеринбург, — тихо произнес наконец Николай. — Я знаю из местных газет, как резко настроены против меня уральские рабочие». Яковлев развел руками: «Ваше величество, я сделал все, что мог». «Я понимаю, Василий Васильевич, конечно. Благодарю вас». Государь уже заранее принял все, что могло ожидать его в Москве, будь то суд или передача какому-либо иностранному правительству. Думал он и о подписании Брестского мира и даже о том, что большевики могут решиться на возрождение монархии, которая, естественно, должна будет подчиниться им. В этих случаях государь готов был бороться до последнего, не желая содействовать предателям России. Но Екатеринбург — это полная неожиданность. Мрачная новость. «Если конец приближается, то именно Екатеринбург может стать концом всего…» Этими размышлениями святого Царя мы закончим рассказ о книге, прочитать которую и предлагаем нашим читателям.
*** По словам издателей, эта книга поможет нам и нашим детям взглянуть любящими глазами на историю нашего Отечества, поможет вернуть в нашу жизнь поруганные идеалы мужества, любви и патриотизма. Образ царственных страстотерпцев, очерненный врагами России, вновь предстает перед нами, как чистое зерцало правды и благочестия, как олицетворение подлинной красоты. Царские венцы, ставшие терновыми, вновь сияют вечной, нетленной славой в Царствии Небесном и в молитвенной памяти почитающих святых мучеников. Книга дает настоящий пример тех отношений между близкими людьми, которые сегодня так редки. Написанная для юношества, повесть «Царский венец» будет интересна и взрослым читателям, тем, кому дорога судьба нашего отечества.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 19 апреля 2024
Томск. Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии
Пенза. Концерт, посвященный Архангельскому Александру Андреевичу
Челябинск. Молодежь приглашают стать волонтерами на Георгиевском фестивале
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!