Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Александр Шаргунов. Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления.
Уже совсем скоро закончится рождественский пост, и мы встретим светлый праздник Рождества Христова. Наш путь к Богомладенцу длится сорок дней, и подобно Волхвам с Востока мы с разными трудностями и остановками преодолеваем его. Рождественский пост — это время бодрствования тех, для кого Христос всегда стоит на первом месте. На самом почетном месте, которое может быть предложено только Тому, ради Кого совершается праздник. Но в самом ли деле Христос занимает такое место в нашей жизни? Что сделали мы за время поста, как подготовились к дню рождения Господа? Шли ли за звездой в поиске Христа или топтались на месте? Разобраться в себе и еще раз мысленно пройти этот 40-дневный путь нам поможет новая книга протоиерея Александра Шаргунова, вышедшая в свет в издательстве «Свято-Троицкая Сергиева Лавра». Она называется – «Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления». ***
Автор этой книги - протоиерей Александр Шаргунов в течение многих лет служит в храмах г. Москвы и преподает в Московской духовной академии и семинарии. Доцент кафедры библеистики. Член Союза писателей России. С 1990 года он является настоятелем храма Святителя Николая Мирликийского в Пыжах. Нашим читателям отец Александр известен по книгам - «Воскресные проповеди», «Двунадесятые праздники», «Крест и Воскресение», «Пред Крестом и Евангелием», «Перед Пасхальным Судом Слова», «Время Великого поста» и другим изданиям. Книга - «Рождественский пост. От звезды Вифлеема к свету Богоявления» - по словам издателей, дает возможность читателю молитвенно подготовиться к приходу в мир Спасителя, раскрывая смысл праздников Рождественского поста, праздника Богоявления — в Рождестве и Крещении Господнем.
В первой части книги, где говорится о подготовке к постному периоду, автор отмечает, что рождественским постом «еще раз дается нам возможность пойти вместе со всею Церковью по дороге к Вифлеему. Христос придет «как тать в нощи», потому что Он любит приходить к людям внезапно. Вся история нашего спасения — сочетание долгих приготовлений и неожиданностей. Кто из нас еще вчера не говорил себе: «Неужели снова начинается Рождественский пост? Как незаметно летит время!» Долгие приготовления и неожиданности - такова Божественная педагогика». По словам автора, «есть только один очень простой способ приготовиться и не быть захваченным врасплох — участие в молитве Церкви, в богослужении. Потому, - говорит священник, - кто не ходил раньше в храм по праздникам и воскресеньям, начни ходить. Кто ходил - узнай, что праздников у Церкви намного больше». О том, какие праздники нам дарит время рождественского поста, автор рассказывает во второй части книги.
В третьей части этого издания автор напоминает читателям, какие евангельские чтения читаются в Недели Рождественского поста на Литургии. В эти воскресные дни на богослужении мы слышим о милосердном самарянине, о безумном богаче, об исцелении десяти прокаженных. Кроме того мы вспоминаем святых ветхозаветных праведников, святых праотец, через которых исполнились обетования Господни и открылась слава Израиля. А накануне Рождества Христова мы слышим Евангелие о книге родства Господа нашего Иисуса Христа. Все эти Евангельские чтения и объясняет автор книги. Здесь же он говорит о празднике Нового года, который на протяжении уже ста лет предшествует празднику Рождества Христова и приходится на самую строгую постную седмицу. В завершении этой части читатели найдут сведения о рождественском сочельнике, который является навечерием Рождества Спасителя и уже в этот день Церковь воспевает праздничный тропарь.
«Надо ли напоминать, - говорит отец Александр, - что пост, не соединенный с молитвой, не столько полезен для души, сколько вреден. Из года в год повторяется круг богослужений, и каждое из них заранее предупреждает нас, где мы находимся. Поэтому будем внимательны». По словам автора, каждое богослужение предлагает нам написать новую страницу в новой тетради. Что-то совершенно новое начинается в нашей жизни и с новым Рождественским постом, в течении которого мы сами своей собственной рукой будем писать слова, еще никогда ни кем не написанные. Эта новая глава нашей жизни может, должна стать самой прекрасной. А время Рождественского поста может стать «временем ожидания. Не такого, - отмечает автор, - какое бывает, скажем, на вокзале в ожидании поезда — томительного и скучного. Рождественский пост означает не что иное, как пришествие к нам Христа. Весь Рождественский пост — это Христос, идущий к нам. И почти с самых первых дней поста Церковь поет: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!» То есть — встречайте!»
Разумеется, - говорит отец Александр, - Христос уже пришел. Он пришел раз и навсегда. Его первый приход и есть то, что мы готовимся праздновать. Он уже пришел, и Он снова придет. Когда наступит конец времен, Он снова придет — еще более сокровенно и в то же время еще несравненно более зрелищно, чем это было, когда Он пришел впервые. К этому Его приходу также требуется приготовление, и в нем также будут неожиданности. «Один берется, а другой оставляется». О, если бы я знал! Но между двумя этими пришествиями есть третье — Его каждодневный приход к нам». Каждый день Рождественского поста, по словам отца Александра, к нам в дверь стучится Христос, «столь ожидаемый нами, и тем не менее всегда неожиданный. Христос, приходящий к нам, — не идея, витающая в воздухе, но самая реальная реальность. Он — то, что наше, то, что сегодня, то, что сейчас. Постараемся и мы удивить Его, зная, что ничему так радостно не удивляется Христос, как нашей вере».
Возвращаясь к поучению, что нет поста без молитвы, автор предлагает задуматься: А что представляет собой наша молитвенная жизнь? Научились, учимся ли мы принимать Христа таким, каков Он есть? Таким, Каким Он хочет дать Себя нам, — то есть в таинствах Церкви? Пение и бдение предлагает нам Церковь, чтобы мы могли держать глаза открытыми. Видеть мрак, который угрожает нам, и свет, который спасает нас от мрака. Это и есть молитва. Бодрствующие в ночи постоянно поддерживают освещающий и согревающий всех огонь. Это и есть таинство Евхаристии. Во время молитвенного бодрствования легче открывать друг другу и Богу глубину своей души. Это и есть таинство покаяния, прощения. Бодрствовать — не значит ждать будущее, которое, может быть, не придет. Бодрствовать — значит жить каждое мгновение тем, что уже пришло. Бодрствовать в течение шести недель с Церковью — это и есть ждать прихода Христа как самого желанного Гостя. Потому что бодрствование — это приготовление наших сердец, и у него свои обряды, свой постоянный стиль жизни.
Время проходит быстро, - напоминает нам автор, - и точно также Рождественский пост. Едва начавшись, дорога сразу входит в свой ритм, берет разбег. Это немного похоже на наше церковное пение. Первые звуки «Христос раждается!» уже отмечены тем, что мы услышим во всех последующих ирмосах. Каков образ жизни, таков и человек. Не пришло ли нам время по-настоящему изменить наш образ жизни? Не напрасно святые отцы сравнивают пост с трудным путешествием, с долгой дорогой идущего из чужой земли пешком домой. Он ценит выигранное время. Он боится напрасно терять его. Терять время — значит ничего не делать. Или хуже — превращать все в ничто. Превращать все в ничто — значит исполнять свое дело без интереса, придавать слишком большое значение пустякам и слишком малое тому, что имеет подлинную цену. Исчезать в суете, положив в основание жизни непостоянство и пустоту.
Но нет. Наш Рождественский пост, по словам автора, это школа святости, в которой Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» и «иго Мое благо и бремя Мое легко». Чем дольше приготовления, тем прекраснее неожиданности. Пусть наш путь, начавшийся (почти 40 дней назад), будет ожиданием Праздника — не просто праздничных подарков, обыкновенного человеческого веселья и отдыха, которые мы как будто заслужили после большого труда. Пусть он будет трепетным восхождением навстречу Христу, нас ради родившемуся в Вифлееме и паки грядущему со славою судить живых и мертвых. Как встречаем мы Рождество Христово, такой будет и наша встреча с Господом во Втором Его Пришествии.
*** Две последующие части этой книги посвящены Праздникам Рождества Христова и Богоявления. Уже скоро мы будем встречать этот долгожданный период, эти святые дни. И как говорит автор, в День Рождества Христова «никому не разрешается быть печальным, какое бы горе, какие бы утраты мы не пережили, потому что для каждого человека в этот день – праздник жизни. Нет больше страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Христос, нет страха, и всем Он дарит радость вечной жизни». «И в этот праздник мы возносим славу Богу, открывающему нам Свое благословение: «Слава в вышних Богу и на земли мир», и в нас, в человецех, к Нему вечное благоволение».
Праздник Рождества открывает новое чудо. Рождество — не просто рождение Христа Спасителя. Это Божественная жизнь, рождающаяся в жизни пастухов и волхвов, Божественная жизнь, рождающаяся в жизни каждого из нас. И если в этот праздник наш взор обращается к детям, то это потому, что они, несомненно, находятся рядом с Младенцем Христом. Но также и потому, что в них мы можем увидеть эту Божественную жизнь, которая рождается. В их хрупкости, в их непосредственности и свежести, в огромности их надежд, их ожиданий нам открывается первозданная устремленность человека к Богу. И мы прозреваем верою величие Божественной любви, которая дается всем, кто приходит к Нему как дети.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. Ловцы душ
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!