У книжной полки. 28 января

28 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Владимир Хулап. Евангельские притчи вчера и сегодня.

 

Открыв Библию, мы найдем в ней разные литературные формы: величественную поэзию, краткие изречения, законодательные документы, историче­ские повествования, возвышенные гимны, разверну­тые проповеди, богословские трактаты, личные по­слания, пророческие видения и многое другое. Все это помогало библейским авторам донести до сво­их читателей голос Бога, говорящего о вечных и не­преходящих ценностях. Иисус Христос тоже общал­ся с людьми по-разному: Он проповедовал в класси­ческом смысле этого слова, учил Своим примером, отвечал на вопросы, а также рассказывал истории, которые мы называем притчами. Простые истории, заключающие в себе глубокий духовный смысл. О непреходящем значении этих евангельских повествований в жизни каждого человека говорит протоиерей Владимир Хулап в своей новой книге, которая вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Евангельские притчи вчера и сегодня». ***

Евангельские притчи — важная составляющая учения Христа, они давно стали неотъемлемой частью мировой культуры. На протяжении двух тысяч лет люди черпают в них ответы на главные вопросы человеческой жизни. Протоиерей Владимир Хулап, историк и библеист, рассматривает притчи в историческом контексте эпохи. Рассказывая о жизненном устройстве древнего общества, книга проясняет смысл примеров и образов, которые использовал Иисус в своей проповеди. Авторский рассказ сопровождают слова святых отцов и богословов. Живой опыт их веры открывает читателю новые глубины духовного богатства евангельских текстов. Яркие и образные истории, увиденные через призму проблем современного общества, становятся жизненно важными для каждого и помогают расслышать обращенный к нам голос Христа.

Как отмечает автор, «сегодня, включив телевизор или радио, несложно за­метить, что политики, чиновники, журналисты ста­раются выразить свои мысли прямо и ясно, ино­гда такая прямота даже становится одним из спосо­бов заработать политические очки и популярность. Для достижения необходимого эффекта использует­ся масса цифр, статистические данные, диаграммы, иллюстрирующие динамику развития того или иного процесса. Препарированное общество предстает пе­ред нами в любом необходимом разрезе. Наверное, нередко это действительно необходимо: ведь цифры могут шокировать человека и побудить его к соответ­ствующей реакции; однако чаще всего они остаются чем-то абстрактным и чуждым, поскольку нам слож­но по-настоящему идентифицировать себя с цвет­ным сектором на диаграмме.

Совершенно не так обстояло дело две тысячи лет назад в далекой Палестине, где Иисус Христос хо­дил по городам и весям, возвещая Царствие Божие. Если мы посмотрим на евангельские тексты, то уви­дим, что значительная часть Его учения открывается именно в притчах, цель которых — сообщить людям ту или иную истину, однако не напрямую, не в лоб, а в некой завуалированной форме. В то время это был обычный стиль учения, и иудейские религиозные лидеры — книжники и фарисеи — очень часто и успеш­но использовали его. До нас дошло множество иудей­ских притч той эпохи, что свидетельствует об их востребованности и популярности. Слушатели ожидали, что к ним будут обращаться именно в такой форме, и те раввины, которые лучше рассказывали назида­тельные истории, обретали большее число последо­вателей. Притчи широко использовались уже в Вет­хом Завете: наверное, наиболее известную из них рассказал пророк Нафан для обличения греха царя Давида (см.: 2 Цар. 12: 1-6). Истории остаются в го­лове намного дольше, чем сухие и длинные лекции, оторванные от реальной жизни.

Притча — прекрасный способ растолковать то, что иначе может и не привлечь к себе внимания. Словарь В. Даля определяет притчу как «поуче­ние в примере», а современное литературоведение рассматривает как «небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме». В Новом Завете под «притчей» может подразу­меваться наглядная иллюстрация, основанная на ре­алиях обыденной жизни: пространная — притча о се­ятеле (Лк. 8: 5-18); краткая— притча о жемчужине (Мф. 13: 45-46), либо рассказ о чем-то, якобы проис­ходившем в действительности, — притча о блудном сыне (Лк. 15: 11-32). Почти треть слов Христа, до­шедших до нас в Евангелиях, — это притчи. Особен­но много притч содержится в Евангелии от Луки — он считал их очень важными.

Каждая притча обычно говорит об одной основ­ной истине, для понимания которой необходимо вду­маться либо в предисловие (притча о безумном бога­че), либо в заключительную часть (притча о немило­сердном должнике); также важен контекст, в котором прозвучал назидательный рассказ. Так, сегодня в храмах за богослужением читалась евангельская притча о Мытаре и фарисее. Скоро мы вступим на поприще Великого поста, и этой притчей Святая Церковь начинает нас подготавливать к этому духовному подвигу. Вспомним краткое ее содержание: два человека пришли в храм помолиться. Один из них был фарисеем, т.е., человеком, хорошо знающим Закон Божий, и внешне живущим праведно. А второй был мытарем, т.е. сборщиком налогов, тем, кого иудеи ненавидели за их вымогательский труд. Но, придя в храм, фарисей, считая себя праведником, благодарил Бога за то, он не такой как все, а мытарь смиренно просил Господа помиловать его, такого грешного человека.

И вот, что в частности, говорит автор о смысле этой притчи. «Гордость всегда самодостаточна; наверное, мно­гим доводилось слышать выражение «я слишком горд, чтобы просить о помощи». Если человек горд, ему не нужен Бог, поскольку подсознательно он уве­рен, что и так обладает всем необходимым. Гордость ищет ошибки других и питается ими; к собственным промахам человек становится слепым, а чужие паде­ния видит словно в увеличительном стекле. Для фа­рисея внешнее исполнение заповедей и собственная праведность важнее, чем окружающие, и даже если он упоминает людей, речь идет не о них, а о его соб­ственных заслугах. Еженедельный пост у фарисеев предполагал среди прочего умилостивление Бога за грехи «непросвещенной массы» израильтян, однако внутренне фарисей презирал эту массу. Он заботил­ся о законе, но не о человеке, милосердие в его сердце умерло, внешняя праведность ожесточила его.

Второе действующее лицо притчи, мытарь, ни­кого ни с кем не сравнивает, он приходит как есть, и масштаб для него — Сам Бог. Греческий текст мо­литвы мытаря очень выразителен: в словах «Боже, будь милостив мне, грешнику» слово «грешник» сто­ит с определенным артиклем, т. е. мытарь видит пе­ред Богом только себя, других людей в этот момент для него не существует, и он искренне считает себя величайшим грешником. Многих смущает молит­ва перед причащением, где говорится: «я— пер­вый из грешников». Может быть, это ложное смире­ние, ведь не настолько же мы плохи? Однако это ци­тата из великого апостола Павла, которого сложно заподозрить в ложном смирении. Притча тесно связана с нашей жизнью, посколь­ку мы, осознанно или нет, сравниваем себя с другими и в духовном, и в других отношениях. Но, как говорит автор, какая заслуга христианина в том, что он или она чуть-чуть лучше «среднестатистического» рос­сиянина? Ведь Христос призывает нас не стать не­много лучше, а изменить качество своей жизни. При этом нужно помнить, что сравнивая, мы должны считать точкой отсчета Христа, ориентироваться на святых— они были такие же люди, как мы, но смогли воплотить свою веру в жизни, на деле. Об этом и многом другом нам напоминает притча о мытаре и фарисее, подробное объяснение которой вы найдете на страницах этой книги.

В следующее воскресение мы услышим еще одну евангельскую притчу – «О блудном сыне». Начиная свой рассказ об этой притче, автор отмечает: «Многие наши современники говорят, что верят в Бога, но вопрос о том, в какого Бога они верят, очень часто повергает их в замешательство. Зачастую их образ Бога сформирован на основании собственных воззрений, предпочтений, жизненного опыта, страхов и ожиданий. Каков же Бог, в Которого верят христиане? О Нем говорится во многих притчах, но среди них есть одна, которую обычно называют притчей о блудном сыне, хотя ее вполне можно было бы назвать и притчей о любящем Отце. Чарльз Диккенс назвал ее прекрас­нейшим рассказом, написанным за всю историю че­ловечества. Однако перед нами не просто замечатель­ное литературное произведение, а евангельская прит­ча, которая относится к каждому из нас. Рассказывая ее, Христос открывает нам истинный образ Бога — не просто сотворившего наш мир и давшего нам жизнь, но чрезвычайно близкого и неравнодушного к каждо­му из нас, Бога, Который есть любовь (см.: 1 Ин. 4: 8)». О том, что еще открывает нам Господь через эту притчу, вы узнаете из этой книги.

 

*** Перед вами — приглашение к совместному раз­мышлению над словом Божиим. Открывая Еванге­лие, мы вновь слышим обращенный к каждому из нас голос Христа. И ответить на него должны всей нашей жизнью. В основе этой книги — проповеди, катехизиче­ские беседы, материалы встреч с самой разной ауди­торией. Это не научный экзегетический ком­ментарий, а размышления о прекрасных и мно­гогранных текстах, которые играли важную роль в благовестии Иисуса Христа и остаются таковыми в проповеди Его Церкви. Из всего многообразия евангельских притч были выбраны самые известные, особо, как представляется автору, значимые и актуальные для современного человека. Книга будет интересна как воцерковленным христианам, так и тем, кто делает в хра­ме первые шаги или пока еще далек от него.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать