У книжной полки. 28 декабря

28 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Мария Винарова. Священномученик Иларион (Троицкий).

 

Священномученик Иларион (Троицкий) говорил: «Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек... Без Церкви нет христианства». «Наша беда, - скорбел владыка, - что мы сами-то мало ценим свою Церковь и великое благо жизни церковной. Мы не исповедуем своей веры в Церковь смело, ясно и определенно. <...> Многие ли имеют столько мужества, чтобы смело исповедовать: "Да, я верую в единую Свя­тую, Соборную и Апостольскую Церковь, принадлежу ко святой Православной Церкви, и потому я самый передовой человек, ибо в Церкви только возможна та новая жизнь, ради которой Сын Божий приходил на грешную землю"». Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, доказал свою верность Христу в тяжелейшие гонения XX века, увенчав свое земное служение подвигом мученичества и исповедничества. О нем рассказывает книга Марии Винаровой, которая вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» - «Священномученик Иларион (Троицкий)». ***

Священномученик Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) вошел в историю Русской Церкви как выдающийся богослов, незаурядный писатель, пламенный проповедник, умевший говорить просто и эмоционально, мудрый архипастырь, бескомпромиссный защитник Церкви и православных догматов. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, была горением любви к Церкви Христовой. И даже внешне он, высокий, широкоплечий, с русой бородой и строгими, иконописными чертами лица, напоминал настоящего русского святителя. Как рассказывает автор, Владимир Троицкий родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширско­го уезда Тульской губернии в семье священнослужителей. Вот как описы­вал свою малую родину сам владыка:

«Широка, просторна ты, страна род­ная! <...> Божьи храмы с колокольня­ми смотрятся в зеркало русских рек. С детства привык я, мой милый друг, видеть такую именно картину на своей родине, на берегах родной Оки. <...> Приедешь, бывало, домой на Пасху. Выйдешь к реке. На несколько верст разлилась, затопила всю равнину. И слышишь по воде со всех сторон ра­достный пасхальный трезвон во славу Христа воскресшего... Ярко и ласково светит весеннее солнышко, шумно бе­гут по канавам мутные потоки, важно расхаживают по земле грачи, вся зем­ля проснулась и начала дышать, зеле­неет уже травка. Оживает природа, и смиренный народ справляет праздник Воскресения. Слышишь, быва­ло, как несется над рекой пасхальный звон, будто волны новой жизни влива­ются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачаро­ванный...»

У отца Алексия и Варвары Васильевны Троицких было пятеро детей: Владимир (старший), Дмитрий, Алексей, Ольга и София. Матушка Варвара рано ото­шла ко Господу и заботы об осиротевших детях взяла на себя ее сестра Надежда Васильевна, учительница церковно-приходской школы, воспитывавшая их в атмосфере строгой цер­ковности и традиций православного благочестия. С раннего детства в детях взращивали любовь к труду, сознание того, что труд есть непреложная, обязательная часть жизни. Вот что писал впоследствии сам владыка: «Буди имя Господне бла­гословенно и за то, что не имел я изнеженного воспитания в детстве своем, вырастая среди лугов, полей и лесов моей Родины в любезной простоте тру­дового быта, почему если и стыжуся просити, то копати могу (ср. Лк. 16, 3), и требованию моему могут послужить мне руки мои сии (ср. Деян. 20, 34). Бла­годарю Бога, от дней детства отверз­шего мой ум, вложившего в него жаж­ду знания...» В будущем и сам владыка Иларион, и его братья, вспоминали с благодарностью о том, что с раннего детства все­гда были рядом с алтарем. Это взрас­тило и сохранило в их сердцах живую, исповедническую веру во Христа, ко­торую все три брата пронесли с собой через всю жизнь, сподобившись исповеднических и мученических венцов от Господа.

Стоит отметить, что эта удивительная семья дала Рус­ской Церкви трех святых новомучеников: брат владыки Илариона Дмитрий после окончания духовной академии принял монашество с именем Дани­ил, в 1921 году был хиротонисан во епископа Елецкого. Впоследствии был викарием Орловской и Смоленской епархий, затем епископом Орловским и архиепископом Брянским. Так же как и его старший брат, владыка Даниил был исповедником православия и ак­тивным борцом с обновленческим рас­колом. Скончался архиепископ Да­ниил от сыпного тифа в 1934 году — подорванное тюрьмами и ссылками здоровье владыки не справилось с бо­лезнью. Младший брат Алексей, рукоположен­ный в 1918 году во священника, служил в Липицах, потом в селе Бехове неда­леко от Серпухова. В памяти прихожан отец Алексий остался необыкновен­но добрым, кротким и чутким пасты­рем, готовым всегда прийти на помощь страждущему. Как и старшие братья, отец Алексий арестовывался, пять лет провел в лагерях. Последние два года жизни служил в селе Кузьмищеве под Тарусой. В августе 1937 года арестован, 2 сентября расстрелян на Бутовском полигоне.   

Как отмечает автор, еще в годы учебы в Московской духовной академии Владимира Троицкого глубоко занимал вопрос: почему революционное движение захватило столь широкие слои общества в России? Почему оно готово не просто расстаться, а уничтожить все то, что являлось и духовной, и нравственной основой жизни многих и многих поколений русского народа? Как часто приникал он в молитве к раке преподобного Сергия, прося помощи и вразумления! Причина, как казалось ему, кроется в разрыве живой связи Церкви и общества, в бесцерковности русского общества, в проникновении в русскую жизнь и в православную духовную школу мертвящего духа западноевропейского рационализма. Осознав этот общественный недуг, будущий святитель посвящает все свои сочинения и богословские труды разработке вопроса о Церкви и церковности.

28 марта 1913 года в лаврском скиту Параклит Владимир был пострижен в монахи с именем Иларион в честь преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского. В мае 1920 года тридцатитрехлетний архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. С этого времени епископ Иларион становится ближайшим помощником патриарха Тихона в деле управления Московской епархией. В сентябре 1921 года владыка Иларион был арестован за то, что добился у директора Третьяковской галереи и одного из руководителей Главмузея Наркомпроса И. Я. Грабаря разрешения взять из музея Владимирскую икону Божией Матери на престольный праздник в Сретенский монастырь. Почти два месяца святитель провел в тюрьме. После суда, не нашедшего в действиях владыки состава преступления, его освободили. После этого случая епископ Иларион находился под пристальным вниманием ОГПУ. Вскоре он был отправлен в ссылку в Архангельск.

В июне 1923 года срок ссылки окончился, и владыка получил разрешение выехать из Архангельска. 5 июля он уже был в Москве. К этому времени почти все московские храмы были захвачены обновленцами, и Сретенский монастырь не стал исключением — его заняли сторонники Антонина (Грановского). В этот же день, 5 июля, накануне праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери владыка отслужил в монастыре всенощную, предварительно совершив чин великого освящения храма, оскверненного обновленцами. Перед службой, обратившись к духовенству монастыря, святитель призвал их принародно покаяться в обновленчестве и противлении патриарху, в противоположном случае отказался допустить их до богослужения. Важной частью исповеднического служения владыки были диспуты, которые он вел с обновленцами и атеистами. Диспуты продолжались по четыре-пять часов и собирали полные залы. Потом в рассказах очевидцев услышанное расходилось по Москве и по всей России.

ОГПУ внимательно следило и за этой стороной жизни владыки, о чем свидетельствуют отчеты наблюдавших за ним осведомителей. Особенно сильный интерес вызывали диспуты архиепископа Илариона с обновленческим женатым «епископом» Александром Введенским (считался блестящим оратором и проповедником) и наркомом просвещения А. В. Луначарским. 15 ноября 1923 года владыка был вновь арестован. А затем отправлен на Соловки. В лагере владыка сохранил монашескую нестяжательность, детскую незлобивость и простоту. Он с легкостью отдавал все, что у него просили. Ни на какие оскорбления окружающих никогда не отвечал, казалось, даже не замечал их. Всегда был спокоен и бодр духом, и если даже что-то и тяготило его, он не показывал этого. Удивительным было отношение владыки Илариона к окружающим. Он одинаково спокойно и уважительно разговаривал и с собратьями-священнослужителями — архиереями и простыми монахами — и со студентами, и с профессорами, и с уголовниками, которых на Соловках было немало. В этом не было ничего показного: святитель умел распознавать образ Божий в любом человеке и люди отвечали ему на его доброту и милосердие искренним уважением и любовью.

О чудовищной обстановке в лагере владыка писал: «Надо побыть в этой обстановке хотя немного, а так не опишешь. Это, воочию, сам сатана». Тем не менее даже здесь его укрепляли молитва и вера, и он не поддавался унынию, всегда был весел и бодр духом. Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона заканчивался. Однако власти не собирались выпускать его на волю, для них это было слишком опасно. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Илариона к трем годам ссылки в Казахстан. От Белого моря через всю страну владыка должен был проехать этапным порядком через все пересыльные — самые страшные — тюрьмы Советского Союза. На этапе владыка заболел тифом и 19 декабря был помещен в тюремную больницу, путь к которой он, почти теряя сознание, прошел пешком. За несколько минут до кончины к владыке подошел врач с известием, что кризис, по-видимому, миновал и теперь, вероятнее всего, надо ждать выздоровления. Святитель едва слышно ответил: «Как хорошо! Теперь мы далеко от…» — и с этими словами тихо скончался. Это было 28 декабря 1929 года…

 

*** Жизнь архиепископа Илариона Троицкого была наполнена величайшей любовью к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее. Движимый сыновней любовью к Матери-Церкви, владыка Иларион достойно прошел на земле свой крестный путь исповеднического служения. При этом он был благодарен Богу за все, что Он даровал ему - за скорби и за радости, и вместе со святым Иоанном Златоустом российский святитель донес до близких ему людей свою сердечную молитву: «Слава Богу за все». В 1998 году состоялось обретение мощей архиепископа Илариона, а 10 мая 1999 года они были перенесены в Москву, в Сретенский монастырь. В этот день состоялось прославление архиепископа Илариона как местночтимого святого Московской епархии. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских. Обо всем этом и рассказывает настоящая книга.

 

Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас!

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать