У книжной полки. 27 декабря

27 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Никифор (Бажанов). Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия.

 

При изучении Священного Писания или богослужебных текстов воцерковляющийся человек встречает множество непонятных ему слов или словосочетаний. И это вполне естественно. Ведь взять, к примеру, Библию Она была написана очень давно, причем на языке совершенно другого народа, а потом переводилась, и снова не на русский язык. Да и при том или ином переводе разве можно передать все особенности древнего мира? Ну а богослужебные тексты? Они хоть вроде и написаны на родном, славянском, языке, но и он нам сегодня непонятен. Правда, было время, когда русские люди с детства знали многие библейские или церковные слова, ведь читать они учились по Псалтыри и Часослову. А потом стали забывать наследие своих отцов, затем грянула революция, а вместе с ней - искоренение Православия из нашей жизни. Последствия печальны, и сегодня нам, как детям, так и взрослым, приходится начинать всё сначала, можно сказать, с азов. Неплохим подспорьем в этом деле может стать книга архимандрита Никифора (Бажанова) - «Иллюстрированная Библейская Энциклопедия». Об этой книге и ее авторе – далее в нашей программе. ***

Итак, автор-составитель этой книги архимандрит Никифор (Бажанов). Его биографию можно найти на страницах интернет-портала Азбука.ру, где о нем говорится следующее: Архимандрит Никифор (в миру - Алексей Михайлович Бажанов) родился в христианской семье, в Москве, 16 мая 1832 года. Отец Алексея служил диаконом в храме Спаса Преображения на Песках. Прихожане относились к нему с надлежащим доверием и уважением. Впоследствии он был возведён в иерейское звание. Осуществляя служение в храме, он способствовал лучшему пониманию верующими основ Православного мировоззрения. Дома, как глава малой церкви, он прививал навыки жизни во Христе своему сыну, Алексею. Получив первоначальное образование, в том числе религиозное, Алексей поступил в Московскую семинарию.

К учебе юноша относился ответственно, не ограничивал свой студенческий кругозор узким спектром научно-богословских дисциплин, стремился вникнуть во всё, чему его учили преподаватели и духовные наставники. По вечерам навещавшие его друзья часто заставали его с книгой в руках. Впоследствии, став архимандритом, отец Никифор использовал свою богатую эрудицию для составления главного литературного труда своей жизни: Библейской энциклопедии. По выпуске из Московской духовной семинарии Алексей Бажанов был удостоен должности учителя, а в 1857 году, зарекомендовав себя как инициативный и требовательный наставник, – звания инспектора Перервинского училища. В 1864 году его постригли в монашество с наречением имени Никифор. Вскоре он удостоился должности смотрителя известного в те годы Московского Донского училища.

На этом посту отец Никифор проявлял себя как талантливый деятель, способствовавший улучшению учебного процесса и общей организации дел. В то же время он занимался миссионерством и просветительством. Этому деланию он посвящал существенную часть своего времени. В 1867 году вошёл в состав участников Общества любителей духовного просвещения. Одной из центральных задач, стоявшей перед членами Общества, была борьба с распространением Западных, в том числе протестантских идей. В 1876 году, решением духовного начальства отец Никифор был назначен на должность смотрителя Перервинского училища. Спустя два года, с учётом личного пожелания, он был освобожден от обязанностей духовно-учебного служителя и определен на жительство и служение в Перервинскую обитель. В этот период он был возведен в сан игумена.

Через некоторое время отца Никифора назначают на должность настоятеля Высоко-Петровской обители, и возводят в сан архимандрита. В 1885 году он вступает в членство Православного Палестинского общества. В период с 1890 по 1892 год - участвует в деятельности Комитета грамотности, функционировавшего при Обществе сельского хозяйства в Москве. В это же время отец Никифор трудится над составлением Библейской энциклопедии – фундаментального научно-популярного пособия, объединившего около четырех с половиною тысяч оригинальных статей. Энциклопедия архимандрита Никифора охватывает своим комментарием Книги Нового и Ветхого Заветов, предоставив обширные данные богословского, общеисторического, географического, этнографического характера, затронув немало вопросов из области культуры, архитектуры, жизни упоминаемых в Библии животных и растений».

В предисловии своей трудоемкой работы, которая увидела свет в сентябре 1891 года, автор написал: «Под указанным названием печатается обширный труд, предпринятый мною еще в начале прошлого года. В более или менее обширных статьях, а нередко в коротких и сжатых, смотря по важности предмета, «Популярная библейская энциклопедия» отвечает почти на большую часть вопросов библейской археологии, архитектуры, астрономии, географии, биографии библейских деятелей, ботаники, священной библиографии, военной науки, зоологии, земледелия, искусств, минералогии, метеорологии, медицины, математики, нумизматики, педагогики, физики, этнографии и др. Богословские термины, за исключением терминов строго библейского значения, опущены. Объяснение подробностей библейских терминов касается как канонических, так и неканонических книг Священного Писания, с тем, однако, что объяснения последних отличаются значительной краткостью по сравнению с первыми. Издание включает приблизительно 7500 объяснений различных слов, встречающихся в ветхозаветных и новозаветных канонических и неканонических книгах Священного Писания.

Помня слова Господа: «Исследуйте Писания» (Ин. 5:39), а также: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф.22:29), составитель данного труда главной целью ставил - ближайшее «ознакомление читателей с боговдохновенною красотою, силою и выразительностью книг Священного Писания». Кроме того, «Энциклопедия» может послужить для поиска различных библейских справок, а поэтому представляет собой, как отмечает отец Никифор, «простую, для всех понятную, назидательную, настольную книгу». По словам автора, она предназначена «не только для образованного, но и для всякого любознательного православного христианина, любящего глаголы живота вечного». В начале каждой статьи помещается объяснение слова, цитата или несколько цитат, строго проверенных с Русскою Библиею, которой преимущественно пользовался составитель, и наконец, уже изложение содержания статьи».

К примеру, вот как объясняет автор, слово «Палестина». «Палестина - есть общее название земли евреев, называемой также землей Господней, святой землей, землей Израилевой, Землей Обетованной. Первоначально это название употреблялось только для обозначения приморского берега земли, занятой филистимлянами, и в этом единственном смысле употребляется в Ветхом 3авете. Еврейское слово Пелешет, которому соответствует слово Палестина и которое переводится словом земля Филистимская или Филистея». Далее автор рассказывает о местонахождении Палестины, о ее природных особенностях, благоприятном климате и плодородной земле, какой она была в древние времена. «В Библии, пишет автор, - Палестина представляется как самая прекрасная и плодородная земля, текущая медом и млеком, и которая напояется водою от дождя небесного. О богатстве природы Палестины единогласно свидетельствуют Диодор Сицилийский, Тацит, Плиний, Иосиф Флавий и другие». Говорит автор также и о народах, которые населяют эту часть земного шара. В общем, статья о Палестине довольно пространна, и дает полное объяснение этого термина (по крайней мере, на тот момент, когда составлялся этот труд).

Стоит отметить, что при составлении «Библейской энциклопедии» автор использовал следующие источники и пособия: Библия на славянском языке и в русском переводе, «Богословие» преосвященного Макария и Антония, «Пространный христианский катехизис и начатки православного христианского учения» митрополита Филарета, «Словарь православного церковно-служебного языка и священных обрядов» пр. Михайловского, «Библейский словарь» А. Верховского, «Опыт библейского словаря» пр. Солярского и др. Кроме того, были использованы три английских издания, которые оказались очень полезными при составлении «Популярной библейской энциклопедии», ввиду их богатой библейской содержательности, изящного изложения и новейших научных исследований. Многие статьи по части библейской географии, биографии, ботаники, зоологии, этнографии и пр., с некоторыми изменениями, были заимствованы из этих книг.

 

*** Дни земной жизни архимандрита Никифора (Бажанова) окончились в 1895 году, 27 декабря. Из литературных трудов духовного автора в свет вышло только три издания: «Сборник для любителей духовного чтения», «Пособие при чтении и изучении Библии в семье и школе», в трех выпусках, и «Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия». Издавая главный свой труд, автор верил, что он окажется не только полезным, но и душеспасительным чтением для множества лиц, с любовью и благоговением читающих слово Божие. И труд его оправдался. Составленная архимандритом Никифором в конце 19 века «Энциклопедия» по сей день пользуется заслуженным уважением и большой популярностью. Благодаря полноте, простоте и понятному содержанию книга стала настольной для нескольких поколений любознательных читателей Библии.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать