Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Елена Тростникова. Мудрость отцов пустынников.
«Вы - свет мира» - так называл Иисус Христос Своих учеников в начале знаменитой Нагорной проповеди. Эти слова обращены и к каждому из нас, ведь православные христиане, где бы они не находились, должны отражать в мир свет Христов, должны жить так, чтоб видя добрые дела верующего человека, люди прославляли Бога. Начиная с IV века такими светильниками для многих христиан, живущих в миру, стали монахи. Видя их праведную, подвижническую жизнь, к ним стекалось множество народа, чтоб услышать слова наставления или поучительную историю, найти ответы на неразрешимые вопросы. Затем эти истории передавались из уст в уста, а впоследствии составлялись душеполезные сборники, ставшие любимейшим чтением многих людей. И сегодня мы предлагаем вашему один из таких сборников, составленный для современных читателей. Он вышел в свет в издательстве Эксмо и называется – «Мудрость отцов пустынников». ***
В этой книге, по словам издателей, вы найдете ответы и наставления старцев, прикоснетесь к опыту отцов-пустынников, который передавался лично от учителя к ученику. Как пишет в предисловии автор-составитель Елена Тростникова, «с IV века, когда распространилось монашество, в разных его формах — от многолетнего уединенного отшельничества до общежительных монастырей, — формирование православного учения о человеке, развитие христианской антропологии происходило именно в этих лабораториях Духа — монашеских кельях. Что есть человек, какие силы в нем действуют, как пролегает путь из противоестественного греховного состояния к вышеестественному состоянию обожения — святости, являющейся назначением человека, откуда возникают и как действуют в человеке страсти и как им противоборствовать, — это было содержанием мысли и жизни монахов древности.
Обретенный и осмысленный ими опыт не устарел и поныне и не устареет до конца мира. Этот опыт передавался прежде всего лично, от учителя-старца, «аввы», к ученику-послушнику, от преуспевших к новоначальным. Чтобы приобщиться к этому опыту, услышать поучения старцев и прикоснуться к их мудрости, люди совершали порой очень дальние путешествия, исполненные опасностей, какие нам трудно и представить. А потом заносили рассказы об этих странствиях в книги (к примеру, «Лавсаик» Палладия, епископа Елеонопольского, «Жизнь пустынных отцев» Руфина пресвитера, «История боголюбцев» Феодорита Киррского и другие). Само же поучение происходило прежде всего жизнью.
Один из сборников повествований о монахах, Древний Патерик, донес до нас такой эпизод: «Трое из отцев имели обыкновение каждый год ходить к блаженному авве Антонию. И двое из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а один всегда молчал, ни о чем не спрашивая. После многого времени говорит ему авва Антоний: «Вот, столько времени приходишь ты сюда и никогда не спрашивал меня». И отвечая, тот сказал ему: «Достаточно для меня только смотреть на тебя, отче». Так, даже не вступая в общение с самим старцем, человек, приходящий к нему получал пользу от одного его присутствия. Потому что такие подвижники, как авва Антоний, были люди святой жизни, и рядом с ними усмирялись душевные бури, в душе водворялась тишина и разрешались различные недоумения. Они жили так, как сказал святитель Григорий Богослов: «Нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать».
Духовный опыт, часто не выразимый в полноте обычными средствами, передавался многообразно, в том числе с помощью притч и притчевых подобий. Да и реальные истории из жизни монахов и обителей, рассказанные с целью иллюстрации духовных законов, для вхождения в духовные истины, также превращались в притчи. А порой умудренный монах прибегал к притчевому поведению, создавая из себя или ученика своего рода живую притчу, в которой посредством материального выявлялось духовное. Притчи монахов первого тысячелетия сохранились не только в книгах, они были живым достоянием последующих веков монашества, старчества и вообще духовной жизни христиан. Многие из них мы встречаем в поучениях оптинских старцев, в речи старца Паисия Святогорца, в церковной проповеди и в христианском быту.
Рассмотрим некоторые поучительные повествования, вошедшие в этот сборник. Но для начала вспомним, как в Евангелии от Луки (Лк. 10, 25-37) Спасителем нашим Иисусом Христом был «решен весьма важный для всех нас вопрос: что делать нам, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос, по словам святого Иоанна Кронштадтского, предложен был Господу каким-то законоведом иудейским, который сказал: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? Господь указал ему на закон, данный евреям от Бога через Моисея: «В законе что написано? Как читаешь?» Он сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить», т. е. вечно».
Таким образом, для получения живота вечного нужно усердное исполнение двух главных заповедей: любить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. Но, положа руку на сердце, многие из нас могут сказать, что не могут исполнить эту заповедь, ну разве что в совсем малой мере. А вот преподобный авва Дорофей, живший в 6 веке, вывел своего рода математическое доказательство двуединой заповеди о любви. Из жития святого известно, что в монастыре у него было послушание принимать и устраивать посетителей: паломников, странников, богомольцев. В этой связи ему постоянно приходилось общаться с разными людьми, обладавшими разными социальными статусами, разным уровнем веры и устремленности к Богу. Среди посетителей были и такие, кто особенно остро нуждался в совете и утешении. Общаясь со всеми этими людьми, преподобный Дорофей учился смирению и терпению, приобретал и обогащал личный опыт.
Впоследствии он прославился многими подвигами и добродетелями, и к нему стали отовсюду притекать люди, жаждущие его душеполезных советов и наставлений. И, конечно, старец утолял их духовную жажду. Среди многочисленных поучений аввы Дорофея очень примечательна его «геометрическая» притча, которую мы можем найти и на страницах этого сборника. Святой отец говорит: «Предложу вам сравнение, преданное от отцов. Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга — Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой.
Итак, - говорит авва Дорофей, - на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, только соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом», - заключает преподобный авва Дорофей.
*** Авва Пимен, когда некоторые отцы спрашивали его о нечувствии сердца, отвечал им: «Вода по свойству своему мягка, а камень - тверд. Но если над камнем висит желоб, то вода, стекая каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше грубо; но если человек часто слушает слово Божие, то страх Божий приходит в сердце его». Святые отцы, жившие в соответствии со словами Священного Писания, своими наставлениями и поучениями размягчали сердца людей, которые приходили к ним. Преподобные Антоний Великий, Макарий Египетский, Исаак Сирин, авва Дорофей и авва Пимен Великий - вот лишь немногие имена святых отцов, притчи которых составили эту книгу, познакомиться с которой мы предлагаем и нашим читателям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 24 апреля 2024
Хранители памяти. Третьяковская галерея. Средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова
Вторая половина. Матушка Анна Кизина
Плод веры. Заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!