У книжной полки. 26 декабря

26 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Неслучайные «случайности». Новые истории о Промысле Божьем.

 

Один философ сказал: «Случайность - это способ Бога остаться анонимным». Поскольку человек создан свободным, предназначен действовать сам по себе, то Премудрый Творец управляет нашей судьбой невидимо и непри­метно. С нами в этом отношении происходит то же, что с малыми детьми, от которых воспита­тели скрывают иногда свое присутствие, дабы дать им полную свободу действовать по своей воле. Не замечая зоркого контроля над собой, мы идем по жизни, не оглядываясь назад. А между тем Мудрый Воспитатель не упускает нас из вида и готов всегда прийти на помощь. По словам митрополита Вениамина (Федченкова), «Промысл Божий охраняет всю нашу жизнь. Но иногда бывают особые случаи. Иному они покажутся обыкновенными историями». Эти истории о Промысле Божьем собраны в новой книге Алексея Фомина «Неслучайные «случайности»». Книга вышла в свет в Издательстве Новая мысль. ***

Настоящее издание является продолжением серии книг «Неслучайные "случайности"», первая из которых — ««Неслучайные "случайности", или На все воля Божья» выдержала не одно издание. В этой книге собраны многочисленные удивительные исто­рии о невероятных совпадениях, встречах в жизни людей, чудесных спасениях, помощи Божией в труд­ные минуты, которые свидетельствуют о том, что Го­сподь всегда рядом с каждым из нас. В первой главе книги, которая называется – ««Случайные» встречи» автор на примере различных жизненных ситуаций показывает, что случайности не случайны! И на самом деле «нет случайных встреч». Это, по словам священника Александра Ельчанинова, «или Бог посылает нам нужного нам человека, или мы посылаемся кому-то Богом, неведомо для нас».

Для примера прочитаю одну из историй, которую приводит автор в этой главе. «В одной европейской стране произошел та­кой удивительный и невероятный случай, что нем было рассказано по телевидению. Один человек рассказывал, из-за чего его мучает совесть: «Когда я был маленьким, мы с другом решили запустить хомяка на парашю­те с балкона высотного дома. Мы смастерили корзину, парашют, посадили в корзину хомяка и отпустили. Но случилось непредвиденное. По­рыв ветра подхватил наш парашют и унес куда-то далеко. Я до сих пор не могу забыть об этом. Как я мог так поступить?..» Вдруг в студии раздался телефонный звонок. Звонившая спросила: «Это произошло в таком-то году?» Мужчина ответил утвердительно. «Летом, когда был праздник города?» «Да, да, да...» — за­торопился мужчина. «Я знаю, что стало с вашим хомяком». «Что с ним стало?» - не мог поверить удивленный гость студии. «Моя дочь долго про­сила у меня хомяка, — продолжала женщина. -Я ей однажды ответила: даже не проси. У нас хомяк появится, только если Сам Бог даст тебе его». Девочка по-детски подняла руки к небу и сказала: «Папа Бог, дай мне хомяка!» И мы пош­ли в город на праздник. Вдруг моя дочь говорит: «Мамочка, мне кажется, Бог ответил на молитву! Смотри!» И прямо с неба на парашюте ей в руки опустился хомячок в корзинке».

Со стороны этот случай, конечно, выглядит случайностью. Но так ли это на самом деле. «Чем вообще зачастую нам кажется человеческая жизнь? – задает читателям вопрос игумен Нектарий (Морозов): Сплетением обстоятельств, различных ситуа­ций, событий, которые на первый взгляд ни­коим образом друг с другом не связаны. Но на самом деле в земном существовании человека нет ровным счетом ничего случайного с само­го мгновения его рождения и до того момента, как он уходит из этого мира в мир иной. Все в нашей жизни руководится Промыслом Божиим. Промысл — удивительное слово, и мне, - говорит отец Нектарий, - как человеку, который долгое время связан с ре­дактированием различных текстов, часто при­ходится видеть такую ошибку: либо автор, либо наборщик вместо слова "Промысл" пишет "Про­мысел". И всегда приходится в таких случаях полушутя объяснять, что есть Промысл Божий, а есть промысел — пушной, например.

Хотя, может быть, это и не такая уж ошибка, потому что Господь обещал апостолам сделать их ловцами человеков, то есть здесь есть некий образ Про­мысла: Господь в течение нашей жизни будто бы расставляет нам силки, чтобы нас уловить во спасение. Ну а мы, как какие-то неразумные зверушки, пытаемся из них выкарабкаться, не видя, к чему нас Господь на самом деле ведет». «Говоря о тех недоумениях, - продолжает игумен Нектарий, - от которых мы, размышляя о Про­мысле Божием, все-таки не можем избавиться, вспомню эпизод из когда-то очень любимого мною романа американского писателя Торнтона Уайлдера "День восьмой". К некому проповед­нику приходит молодой человек, в жизни кото­рого случилось много странных, непонятных со­бытий. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ.

Собеседник юноши просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спра­шивает его: "Что ты видишь?" Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповед­ник просит перевернуть коврик обратно и гово­рит: "А что ты видишь сейчас?" Юноша отвечает: "Я вижу узор". И тогда проповедник произносит поразительные слова: "Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку — беспорядочное, непонят­ное нам сплетение каких-то нитей, нитей судь­бы. А узор знает и видит лишь Господь". Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но цели­ком мы не можем его увидеть, и опять-таки нуж­на вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его премудрость поза­ботятся обо всем», - заключает отец Нектарий (Морозов), размышляя о Промысле Божием.

В следующих главах книги избранные истории из жизни людей показывают, какие бывают «Случайности на пути к Богу», и какие невероятные события происходят в судьбе тех, кто оказался на грани жизни и смерти и обрел спасение. Как отмечает автор-составитель, «Господь любит всех и всех хочет спасти. Однако "пути Господни неисповедимы". И чаще всего он посылает нам спасение через встречи с нужными нам для спасения в данный момент людьми, книгами, ситуациями. Надо лишь по­нять, что встреча эта не случайна, а послана нам во спасение Господом. Удивительно мудра и убедительна для понимания этого Промысла Божьего известная притча. «Тонет потерпевший кораблекрушение христианин и горячо молит Господа о помощи. И вот проплывает рядом с ним бревно, за кото­рое он может ухватиться и спастись. Но он от­казывается от этого способа спасения, так как ждет Божьей Руки. Затем подплывает к нему лодка, куда зовут его подняться. Он и от этой помощи отказывается. Далее с вертолета спу­скают ему лестницу. Но он ждет помощи толь­ко лично от Бога... И утонул наш христианин, и предстал перед Господом, и стал укорять Его, что не откликнулся Он на его горячие молит­вы. И ответил ему Господь: «Как же не отклик­нулся? Не я ли посылал тебе бревно, лодку, вертолет?..»

Таким образом, вникая и рассматривая всё происходящее с нами, со временем можно прийти к пониманию того, что все не случайно, но во всем - Божий Промысл. И осознавая эту постоянную заботу Господа о нас, мы должны благодарить Бога, как говорили святые отцы – за всё. «Слава Богу за всё!» - так называется 4 глава этой книги. По словам протоиерея Георгия Гуляева, «Воля Божья всегда направлена на добро и изначально определена как ТО благо, которое совершается для спасения человека. Если мы видим, что воля лукавого, при всей внешней привлекательности, все равно ведет человека к погибели, мы видим последствия искушений, греха и наших прародителей, и наших личных грехов, то Промысл Божий использует совер­шенно другие категории. При Промысле Божьем изначально то, что сотворил человек - а он согрешил, отвернулся от воли Божьей, не хочет ее исполнять, - даже это плохое направляется ко благу.

Для нас очень часто представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, сводится к вопросу о материальной жизни. Здоровье -это хорошо, говорим мы. Хорошо быть богатым, плохо быть бедным. Хорошо, когда удачно, ког­да я успел на поезд... Именно в этих категориях довольно часто размышляет человек. С его точки зрения плохо, когда что-то не получается, не исполняется за­думанное, человек в какой-то момент начинает злиться на себя и на Господа. И лишь немногие способны произнести эти слова: «Слава Богу за все!» Значит, на то есть воля Божья. А если правильно — на то есть Промысл Божий. Именно этим Промыслом человек, который куда-то не успел, оказался огражденным от большей неприятно­сти, нежели не попасть на какой-то вид транс­порта. Иногда бедность ограждает человека от более серьезных искушений. Болезнь часто при­водит человека к покаянию, его близких ~ к мо­литве, приводит множество людей к исполнению заповедей Божиих и останавливает от греха. Так что действия Промысла Господнего в на­шей жизни, по словам отца Георгия, - это еще один закон, который надо учитывать, который очень трудно понять чело­веку, далекому от ведения судеб Божиих».

 

*** По словам иеромонаха Афанасия (Букина), «Случайность есть просто удобный философский способ уйти от ответа. Все, что непонятно, все, что нам не нравится, все, что мы считаем неправильным, можно называть случайностью и таким образом "успокоиться". В этом мире все имеет свою причину и свою цель, все имеет смысл. Для христианина источником, дающим смысл всему существующему, является Бог, Которого мы считаем Отцом и говорим, что Он есть Любовь и что Он заботится о Своем творе­нии. В христианстве мы называем это Промыслом Божиим. В своей жизни мы часто сталкиваемся с проявлениями Промысла Божия о нас, порой даже не замечая этого». Но Господь всегда рядом с каждым из нас, и об этом свидетельствуют истории, собранные на страницах этой книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать