Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Духовные советы афонского старца иеросхимонаха Агафодора.
«Душа наша всегда тяготеет к бесконечному добру — Богу и только в Нем, в памяти о Нем находит себе успокоение. Чтобы быть всегда умом и сердцем с Ним, святые отцы приказывают держать в уме молитву Иисусову... Она соединяет наш дух с Господом еще здесь, на земле, чтобы, так соединившись с Ним, жить вечно в теснейшем общении с Богом», - так говорил, обращаясь к духовным чадам, иеросхимонах Агафодор, духовник Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Достойный ученик старца-духовника Иеронима и игумена монастыря схиархимандрита Макария, он последние двадцать лет жизни был главным духовником обители. Одним из главных его устремлений было поддерживать высокий строй внутренней монастырской жизни, установленной в обители его наставниками. Рассказ о жизни отца Агафодора и его духовные советы собраны в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. О ней далее в нашей программе. ***
Итак, вниманию читателей мы предлагаем книгу, которая вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Духовные советы афонского старца иеросхимонаха Агафодора». Иеросхимонах Агафодор (в миру Александр Иванович Буданов) — один из выдающихся подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Родился он 18 января 1845 года в семье зажиточного фабриканта и купца в городе Москве. Будучи еще пятилетним мальчиком, Александр научился читать, а в шесть лет уже стоял на клиросе своей приходской церкви святой великомученицы Екатерины, где пел, читал и помогал пономарю, подавая кадило. С 8-ми лет Александра отдали учиться сначала в городское училище, а после — в уездное немецкое училище, где все ученики для практики говорили между собой по-немецки. В этом училище преподавались языки, кроме русского, французский, английский и немецкий. Отец хотел приготовить своих сыновей для дел коммерции, но Бог судил иначе.
Иван Петрович Буданов любил по вечерам назидать свою семью чтением Священного Писания и Четьих Миней, все это не могло не отразиться на душах его детей. В семье Будановых, кроме отца и матери, было три сына и дочь. Благодаря тому, что семейство жило церковной жизнью, у всех детей рано проявилось стремление к монашеству. Когда Александру исполнилось 18 лет, мать семейства Степанида умерла от чахотки, а через год после ее смерти умер и отец. Дети остались сиротами. После смерти Ивана Буданова торговое дело было вскоре ликвидировано. В 1868 году старший брат Петр (впоследствии иеромонах Уриил) заявил, что он уезжает на Афон для принятия монашества. С ним пожелал ехать и младший брат Александр. Средний же Михаил (впоследствии иеромонах Мина) сказал, что и он приедет к ним, если им удастся там утвердиться. Впоследствии он присоединился к своим братьям.
Как повествует автор-составитель книги, будущий старец прибыл в монастырь в 1869 году. Это было время, когда под руководством старца Иеронима и его ученика старца Макария обитель обустраивалась, пополнялась новыми насельниками, а духовная жизнь в ней достигла наивысшего расцвета. Приезжавшие на Афон русские богомольцы видели в Пантелеимоновом монастыре пример жизни подвижнической, мира и любви, пример благочестия как для мирян, так и для монашествующих. Воспитанный с детства в семейном и церковном благочестии, о. Агафодор сразу же влился в жизнь братства, воспринимая всем сердцем наставления старцев. Особенно благотворное воздействие на него оказывали продолжительные всенощные бдения, которые позже о. Агафодор назовет в своих «Воспоминаниях» пиром духовным.
По совету о. Иеронима он заранее заучивал тропарь праздника, с глубоким вниманием слушал на богослужении святоотеческие чтения, разъясняющие смысл праздника, и потому входил духом в празднуемое событие настолько, что праздничные чувства еще несколько дней продолжали волновать его душу. На опыте молодой послушник убедился в том, что для преуспеяния в жизни духовной необходимо чтение духовных книг, частые исповедь и причащение Святых Таин, откровение помыслов, старческое окормление. Находясь под окормлением старца Иеронима, Александр был безгранично рад. Впоследствии он так вспоминал об этом: «Я просил мысленно Господа послать мне наставников по Его святой воле. И это Господь исполнил, ибо дал мне незабвенных отца Иеронима и отца Макария».
Через два года по прибытии на Афон послушник Александр был пострижен в мантию с именем Агафодор. Послушание он проходил в трапезной, на клиросе, певчим в посольской церкви в Константинополе, антипросопом (представителем монастыря) в Киноте, библиотекарем, грамматиком, а последние двадцать лет — главным духовником монастыря. Как братский духовник, всегда внимательный, ласковый, он сумел привлечь сердца многих, как новичков-послушников, так и убеленных сединами старцев. Двери его келий всегда были открыты для желающих очистить свою совесть исповедью. Скорбящие, малодушные находили в нем заботливого отца, и редко кто уходил от него неуспокоенным. Старец стремился сохранить духовную преемственность в монастыре, для чего целенаправленно и последовательно передавал своим ученикам те духовные навыки, которым обучили его великие старцы. Отец Агафодор оставил много рукописей и писем, адресованных духовным чадам, с подробным описанием своего духовного опыта.
«Цель нашей временной жизни, — говорил о. Агафодор, — состоит в том, чтобы благоугодить Господу, дабы быть достойными вечного с Ним сожительства в будущей вечной жизни, в Царствии Небесном», «и славословить Бога вечно с Ангелами и всеми святыми». Достигается эта цель через молитву, «так как она соединяет наш дух с Господом еще здесь, на земле», и, соединившись, дух наш продолжает «жить вечно в теснейшем общении с Богом». Всякая молитва приятна Богу, но для достижения молитвы непрестанной «святые отцы приказывают держать в уме молитву Иисусову», так как она краткая и ее можно мысленно произносить не только в уединении, но и среди людей. При молитве Иисусовой, как и при всякой другой молитве, при чтении Псалтири и Евангелия необходимо следить со «вниманием за сердцем, дабы не появились там какие-нибудь худые помыслы, так как враг особенно сеет в него все худое, дабы осквернить святую беседу с Богом» (с. 32).
Но человеку невозможно самому очистить свое сердце от дурных помыслов, потому необходимо всегда призывать Господа на помощь, каяться в грехах и вообще проводить «добродетельную христианскую самоотверженную жизнь», «со смирением, без тщеславия, единственно из любви к Богу, когда стараемся делать ему угодное», — тогда «благодать Божия посещает человека». Тогда и молитва Иисусова, «соединяя ум наш и сердце с Богом, очищает их от всего греховного и таким образом помогает нам проводить жизнь духовную по Богу, а без сей молитвы невозможно всегда быть с Господом, но ум будет рассеиваться, а сердце [будет] в греховных чувствах. Необходимо приучить себя быть в сознании непостижимого везде-присутствия Божия, что Господь постоянно на нас взирает и всегда с нами, отчего рождается страх Божий — как бы не оскорбить Господа».
Таким образом, по словам отца Агафодора, для непрестанной молитвы Иисусовой требуется усердие, которое «заключается в постоянности упражнений и понуждения себя к молитве, в поучении в Священном Писании и размышлении о страданиях Господних». И в этом усердии, то есть в трудовой молитве, чтобы получить благодать от Господа, надо пребывать неотступно, может быть, до конца своей жизни, до тех пор, пока душа не смирится. Ибо «благодать Божия дается за особенное смирение, усердие, самоотвержение человека в исполнении заповедей Господних. Искать же самому оной не должно, ибо она не поддается никакому искусству нашему, но только одному смирению, которое никогда не сочтет себя достойным для получения ее. Поэтому надо об одном только заботиться — чтобы быть всегда в смирении, не надеясь ни на подвиги свои, ни на какие [собственные] усилия, и единственно повергать себя в смиренном сознании пред Господом, прося у Него только помилования, помощи и укрепления».
*** Как уже отмечалось в начале программы, афонский старец Агафодор оставил много рукописей и писем, адресованных духовным чадам, с подробным описанием своего духовного опыта. С некоторыми из этих сочинений и познакомится читатель, взяв эту книгу. Опыт богообщения через молитву Иисусову, изложенный старцем, не есть что-то новое. Но в силу того, что у всякого человека есть свои дарования от Бога как в изложении, так и в восприятии уже известного материала, то несомненно найдутся люди, для которых именно его наставления окажутся наиболее доступными и потому принесут пользу. Тексты печатаются в соответствии с современными нормами русского языка с сохранением особенностей авторского стиля. Книга предназначена для широкого круга православных читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!