У книжной полки. 26 апреля

26 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Духовные советы афонского старца иеросхимонаха Агафодора.

 

«Душа наша всегда тяготеет к бесконечному добру — Богу и только в Нем, в памяти о Нем находит себе успокоение. Чтобы быть всегда умом и сердцем с Ним, святые отцы приказывают держать в уме молитву Иисусову... Она соединяет наш дух с Господом еще здесь, на земле, чтобы, так соединившись с Ним, жить вечно в теснейшем общении с Богом», - так говорил, обращаясь к духовным чадам, иеросхимонах Агафодор, духовник Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Достойный ученик старца-духовника Иеронима и игумена монастыря схиархимандрита Макария, он последние двадцать лет жизни был главным духовником обители. Одним из главных его устремлений было поддерживать высокий строй внутренней монастырской жизни, установленной в обители его наставниками. Рассказ о жизни отца Агафодора и его духовные советы собраны в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. О ней далее в нашей программе. ***

Итак, вниманию читателей мы предлагаем книгу, которая вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется - «Духовные советы афонского старца иеросхимонаха Агафодора». Иеросхимонах Агафодор (в миру Александр Иванович Буданов) — один из выдающихся подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Родился он 18 января 1845 года в семье зажиточного фабриканта и купца в городе Москве. Будучи еще пятилетним мальчиком, Александр научился читать, а в шесть лет уже стоял на клиросе своей приходской церкви святой великомученицы Екатерины, где пел, читал и помогал пономарю, подавая кадило. С 8-ми лет Александра отдали учиться сначала в городское училище, а после — в уездное немецкое училище, где все ученики для практики говорили между собой по-немецки. В этом училище преподавались языки, кроме русского, французский, английский и немецкий. Отец хотел приготовить своих сыновей для дел коммерции, но Бог судил иначе.

Иван Петрович Буданов любил по вечерам назидать свою семью чтением Священного Писания и Четьих Миней, все это не могло не отразиться на душах его детей. В семье Будановых, кроме отца и матери, было три сына и дочь. Благодаря тому, что семейство жило церковной жизнью, у всех детей рано проявилось стремление к монашеству. Когда Александру исполнилось 18 лет, мать семейства Степанида умерла от чахотки, а через год после ее смерти умер и отец. Дети остались сиротами. После смерти Ивана Буданова торговое дело было вскоре ликвидировано. В 1868 году старший брат Петр (впоследствии иеромонах Уриил) заявил, что он уезжает на Афон для принятия монашества. С ним пожелал ехать и младший брат Александр. Средний же Михаил (впоследствии иеромонах Мина) сказал, что и он приедет к ним, если им удастся там утвердиться. Впоследствии он присоединился к своим братьям.

Как повествует автор-составитель книги, будущий старец прибыл в монастырь в 1869 году. Это было время, когда под руководством стар­ца Иеронима и его учени­ка старца Макария обитель обустраивалась, пополнялась новыми насельниками, а духовная жизнь в ней достигла наивысшего расцвета. Приез­жавшие на Афон русские богомольцы видели в Пантелеимоновом монастыре пример жизни подвижнической, мира и любви, пример благочестия как для ми­рян, так и для монашествующих. Воспитанный с детства в семейном и церковном благочестии, о. Агафодор сразу же влился в жизнь братства, вос­принимая всем сердцем наставления старцев. Особенно благотворное воздей­ствие на него оказывали продолжитель­ные всенощные бдения, которые позже о. Агафодор назовет в своих «Воспоми­наниях» пиром духовным.

По совету о. Иеронима он заранее заучивал тро­парь праздника, с глубоким вниманием слушал на богослужении святоотеческие чтения, разъясняющие смысл праздни­ка, и потому входил духом в празднуе­мое событие настолько, что праздничные чувства еще несколько дней продолжали волновать его душу. На опыте молодой послушник убедился в том, что для пре­успеяния в жизни духовной необходимо чтение духовных книг, частые исповедь и причащение Святых Таин, откровение помыслов, старческое окормление. Находясь под окормлением старца Иеронима, Александр был безгранично рад. Впоследствии он так вспоминал об этом: «Я просил мысленно Господа послать мне наставников по Его святой воле. И это Господь исполнил, ибо дал мне незабвенных отца Иеронима и отца Макария».

Через два года по прибытии на Афон послушник Александр был пострижен в мантию с именем Агафодор. Послушание он проходил в трапезной, на клиросе, певчим в посольской церкви в Константинополе, антипросопом (представителем монасты­ря) в Киноте, библиотекарем, граммати­ком, а последние двадцать лет — главным духовником монастыря. Как братский духовник, всегда внимательный, ласко­вый, он сумел привлечь сердца многих, как новичков-послушников, так и убеленных сединами старцев. Двери его келий всегда были открыты для желаю­щих очистить свою совесть исповедью. Скорбящие, малодушные находили в нем заботливого отца, и редко кто уходил от него неуспокоенным. Старец стремил­ся сохранить духовную преемственность в монастыре, для чего целенаправленно и последовательно передавал своим уче­никам те духовные навыки, которым об­учили его великие старцы. Отец Агафодор оставил много рукопи­сей и писем, адресованных духовным чадам, с подробным описанием своего ду­ховного опыта.

«Цель нашей временной жизни, — говорил о. Агафодор, — состоит в том, чтобы благоугодить Господу, дабы быть достой­ными вечного с Ним сожительства в будущей вечной жизни, в Царствии Небес­ном», «и славословить Бога вечно с Ангелами и всеми святыми». Достигается эта цель через молитву, «так как она соединяет наш дух с Господом еще здесь, на земле», и, соединившись, дух наш продолжает «жить вечно в тес­нейшем общении с Богом». Всякая молитва приятна Богу, но для достижения молитвы непрестанной «свя­тые отцы приказывают держать в уме молитву Иисусову», так как она крат­кая и ее можно мысленно произносить не только в уединении, но и среди людей. При молитве Иисусовой, как и при вся­кой другой молитве, при чтении Псал­тири и Евангелия необходимо следить со «вниманием за сердцем, дабы не по­явились там какие-нибудь худые помыс­лы, так как враг особенно сеет в него все худое, дабы осквернить святую беседу с Богом» (с. 32).

Но человеку невозмож­но самому очистить свое сердце от дурных помыслов, потому необходимо всег­да призывать Господа на помощь, каяться в грехах и вообще проводить «доброде­тельную христианскую самоотверженную жизнь», «со смирением, без тщеславия, единственно из любви к Богу, когда стара­емся делать ему угодное», — тогда «благо­дать Божия посещает человека». Тогда и молитва Иисусова, «соеди­няя ум наш и сердце с Богом, очищает их от всего греховного и таким образом помогает нам проводить жизнь духовную по Богу, а без сей молитвы невозможно всегда быть с Господом, но ум будет рас­сеиваться, а сердце [будет] в греховных чувствах. Необходимо приучить себя быть в сознании непостижимого везде-присутствия Божия, что Господь посто­янно на нас взирает и всегда с нами, от­чего рождается страх Божий — как бы не оскорбить Господа».

Таким образом, по словам отца Агафодора, для непрестанной молитвы Иисусовой требуется усердие, которое «заключается в постоянности упражнений и понуждения себя к мо­литве, в поучении в Священном Пи­сании и размышлении о страданиях Господних». И в этом усердии, то есть в трудовой молитве, чтобы по­лучить благодать от Господа, надо пре­бывать неотступно, может быть, до кон­ца своей жизни, до тех пор, пока душа не смирится. Ибо «благодать Божия дается за особенное смирение, усердие, самоотвержение человека в исполнении заповедей Господних. Искать же самому оной не должно, ибо она не поддается ни­какому искусству нашему, но только од­ному смирению, которое никогда не со­чтет себя достойным для получения ее. Поэтому надо об одном только заботить­ся — чтобы быть всегда в смирении, не на­деясь ни на подвиги свои, ни на какие [собственные] усилия, и единственно по­вергать себя в смиренном сознании пред Господом, прося у Него только помило­вания, помощи и укрепления».

 

*** Как уже отмечалось в начале программы, афонский старец Агафодор оставил много рукописей и писем, адресованных духовным чадам, с подробным описанием своего духовного опыта. С некоторыми из этих сочинений и познакомится читатель, взяв эту книгу. Опыт богообщения через молитву Иисусову, изложенный старцем, не есть что-то новое. Но в силу того, что у всякого человека есть свои дарования от Бога как в изложении, так и в воспри­ятии уже известного материала, то несо­мненно найдутся люди, для которых имен­но его наставления окажутся наиболее доступными и потому принесут пользу. Тексты печатаются в соответствии с современными нормами русского языка с сохранением особенностей авторского стиля. Книга предназначена для широкого круга православных читателей.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать