У книжной полки. 24 декабря

24 декабря 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Марина Сульдина. Вина мнимая и настоящая. Как научиться жить в мире с собой.

 

«Чувство острой вины сердце режет и колит», - отмечает один из современных поэтов. А поэт 19 века заключает свои размышления об этом чувстве такими словами: «Мы все без вины виноваты, Иль все мы невинны вполне». Чувство вины, как и многие другие душевные состояния человека, знакомо всем нам, только проявляется оно по-разному. Как разобраться в себе: отличить мнимую, болезненную, вину от истинной? По мнению психолога Марины Сульдиной, «человек, увязнувший в нездоровых переживаниях, рискует упустить жизнь, так и не реализовав себя. Но есть и другая опасность - полностью отказаться от чувства вины, следуя отдельным призывам современного общества. Этот путь уведет человека от самого себя». Чтобы этого не случилось, нужно распознать искаженную вину и осознать ценность подлинной, указывающей на то, что действительно дорого и ценно для нас. Как это сделать? На этот вопрос и отвечает Марина Сульдина в своей книге – «Вина мнимая и настоящая. Как научиться жить в мире с собой». ***

В этой книге, вышедшей в свет в издательстве Никея в серии «Становление личности», собраны яркие свидетельства известных мыслителей, психологов и жизненные истории, которые помогут по-новому взглянуть на свой внутренний мир, распознать в себе вину мнимую и настоящую. Автор книги - Марина Сульдина - практикующий экзистенциальный психолог, старший преподаватель факультета психологии Московского православного института святого Иоанна Богослова. Консультирует взрослых, подростков, ведет психологические группы. В предисловии книги автор пишет: «Я с большой радостью приветствую вас и пригла­шаю поразмышлять вместе со мной над непро­стой, но такой важной для многих из нас темой — чувством вины.

Когда я писала эту книгу, мне хотелось, что­бы она стала для кого-то проводником в запутан­ных лабиринтах внутренней жизни, чем-то вроде фонарика, который освещает дорогу, помогая по­нять, где ты находишься и в каком направлении сделать следующий шаг. И если хотя бы в какой-то степени мне удалось этого достичь, я могу считать свою задачу выполненной». Итак, «Чувство вины... Почему так сложно и одновремен­но так важно в нем разобраться? Потому что, - пишет автор, имен­но вина может рассказать о наших настоящих цен­ностях и тревогах, о смысле нашей жизни и о том, что мешает нам жить в полную силу. Если мы не научимся правильно понимать собственное чувство вины, не попытаемся рас­познать, на что оно указывает, нам будет трудно жить осмысленно и счастливо».

Исследовать свою душевную жизнь, по словам автора, непросто, но интересно. А главное, правильный самоанализ (но не самокопание) подарит бесценные знания о себе, которые сделают нашу жизнь свободной и ясной, уберегут от серьезных ошибок. Для того чтобы начать движение в сторону более глубокого понимания себя, подумаем о том, какой бывает вина. Думаю, все согласятся, что она бывает разной. А это значит, что абсолютно разны­ми, иногда противоположными, могут быть спо­собы ее преодоления. Например, приходилось ли нам опаздывать? Уверена, - говорит Марина Сульдина, что да. И даже те люди, что приучены к дисциплине с детства, нередко испытывали то самое чувство, когда цель еще далеко, а стрелка предательски приближается к часу икс. Но опаздывать можно по-разному». Далее автор рассматривает две ситуации. В первой человек опаздывает, к примеру, на встречу к начальнику или научному руководителю. Во-второй, к старенькой маме или другому близкому человеку.

В зависимости от ситуации, по словам автора, человек будет испытывать разные чувства вины. В первой, к чувству вины будет примешиваться тревога, страх, отчаяние, в общем, всё что угодно, но только «не сочувствие к тому, кто вас ждет». А затем «вина» может смениться «неприятием, а иногда и ненавистью, отвращением к то­му, перед кем» человек ее только что испытывал. Во второй ситуации, по словам автора, «о страхе за себя, о беспомощности и тем бо­лее о неприязни к близкому человеку и речи нет — напротив, ваша любовь в такой ситуации может даже возрасти». Далее Марина Сульдина призывает задуматься: а насколько серьезно человек провинился в первом и во втором случае? Думаю, - говорит она, - честным будет такой ответ: не очень уж виноват ни в первой, ни во второй ситуации. «Опоздать может каждый: в некоторых случаях можно отнести это событие к случайным, мало или совсем не зависящим от нашей воли. Ес­ли речь не идет о вопросах жизненной важности, то это не преступление, которое карается зако­ном или даже общественным порицанием. Сре­ди десяти библейских заповедей нет повеления «не опаздывай».

Другое дело, - продолжает автор, - что и в первом, и во втором случае мы переживаем очень сильные эмоции. По­чему так происходит? Дело в том, что нам важна не столько нравственная оценка поступка, сколь­ко последствия, которые он может повлечь для нас. А последствия, которых мы боимся, указы­вают на самые хрупкие и тонкие стороны нашего бытия, на то, что нас больше всего тревожит. Где тонко, там и рвется. В первом случае наши пе­реживания основаны на страхе и тревоге за себя, то есть на ощущении неустойчивости, слабости нашей жизненной ситуации; во втором — на тре­воге и огорчении за близкого человека, то есть на любви к нему и на осознании его хрупкости». Завершая это исследование, автор подводит небольшой итог. «Существует два вида вины, - отмечает Марина Сульдина. - Одна из них — на­стоящая, а другая ее только напоминает. На­стоящую вину принято называть подлинной или здоровой. Ту, что кажется виной, но ею не является, — болезненной, невротической. Испытывая здо­ровую вину (как во втором случае), мы фоку­сируем внимание как бы вовне, на другом че­ловеке. Переживая невротическую вину (как в первом случае), мы сосредоточены на самом переживании и на себе.

Далее Марина Владимировна более подробно рассматривает состояния подлинной и мнимой вины, используя, как уже было сказано, ситуации из рассказов известных мыслителей, психологов и вообще, разные жизненные истории. При этом автор отмечает, что «любая вина неотъемлемо связана с пе­реживанием тревоги, а тревога может быть очень разной. Какая тревога — такая и вина. В случае подлинной вины мы можем испы­тывать тревогу по поводу какого-то ущерба в ми­ре (случившегося или только возможного), а если точнее, части этого мира, за которую мы ответ­ственны. Например, врач несет ответственность за диагностику и лечение своих пациентов. Актер отвечает за плоды своего творчества. Ученый — за результаты своих исследований. Журналист — за достоверность информации, которую сообщает. Если результат от проделанной работы будет отрицательный, то человек любой профессии будет испытывать чувство вины.

Как говорит автор, «главный смысл вины — дать нам знать, что пострадало нечто для нас важное, пострадало именно из-за наших действий или нашего невмешательства. Тревога и ответственность заставляют нас предпринимать какие-то шаги, чтобы по возможности исправить ситуацию. Вина выражает нашу потребность охранять свои ценности, нести ответственность за то, что нам дорого. Именно такую вину, по словам автора, можно считать подлинной. Она может остро мучить, даже ввергать в от­чаяние, но и нести парадоксальное облегчение, когда дает надежду на перемены. Здоровая вина — это всегда серьезная сила. Можно назвать ее силой правды. Человек точно знает, что он прав. Прав в том, что так, как случилось, не должно было случиться и что случившееся нуждается в измене­нии. И эта правда дает ему силы. Их действительно понадобится много — для исправления ситуации, а иногда и для изменения самого себя. В третьей части книги автор подробно говорит о том, как преодолеть подлинную вину.

Но, как отмечает она далее, - сила правды может быть направлена не на исправление ситуации, ведь бывает, что оно уже невозможно, и не на самоизменение, а на само­разрушение, на обвинения, из которых нет выхо­да. Вспомним Иуду Искариота, предавшего Христа, а затем покончившего жизнь самоубийством. Или Порфирия Владимировича «Иудушку» Головлева из знаменитого романа Михаила Салтыкова-Щедрина. Иудушка видит, что часть мира, за которую он нес ответственность, - то есть его усадьба и его семья - пришли в запустение и в случившемся есть только его вина. Но это здоровое чувство ви­ны, «ужасная правда, осветившая совесть», обращается не на созидание, а на разрушение. Саморазрушение делает болезненной, невро­тической ту вину, которая изначально была здо­ровой. И хотя она имеет хорошие корни, ее нель­зя назвать подлинной, равно как и совершенно болезненной. Автор называет такую вину двойственной. О том, как ее можно преодолеть, Марина Сульдина подробно говорит в третьей и четвертой части книги. Кроме того, в четвертой части она рассматривает проблему неизбежной вины, а в пятой – рассказывает о вине перед самим собой.

 

*** Читая эту книгу, прислушайтесь к себе. И – как пишет автор, - «если в ваших переживаниях есть толика любви и жалости к тому, перед кем вы провинились, то ваша вина — подлинная. Если же этого нет, то испытываемое вами — не вина, а ее болезненный двойник». По словам автора, многие люди, увязнув в постоянной болез­ненной вине, избегая связанных с ней тревог, вдруг незадолго до смерти обнаруживают, что всю жизнь только и делали, что страдали, а ведь рождены бы­ли для счастья, «как птица для полета». А счастье заключается в тех, кто рядом с нами, в тех, кому мы можем подарить нашу любовь и сострадание. Как часто мы проскакиваем жизнь, не обращая внимания на то, как она прекрасна и многоцветна, какой удивительный подарок сделал нам Господь, и только в конце начинаем понимать, что упусти­ли эту радость. Поспешим же, - призывает автор, - изменить себя, при­звав в союзники Господа, своих друзей, близких и... подлинную вину», - о которой подробно говорится на страницах этой книги.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать