Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Михаил Николаевич Загоскин. Рославлев, или Русские в 1812 году.
Сегодня, 24 декабря, наша страна отмечает день воинской славы России, установленный в честь взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Александра Васильевича Суворова в 1790 году. Взятие Измаила - цитадели турецкого владычества на Дунае, имело особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов, которое и определило её исход. А за два года до окончания этой войны родился будущий русский писатель, Михаил Николаевич Загоскин, который свои произведения посвящал русскому народу, и в том числе, воинской славе России. Вспомнить имя этого известного русского беллетриста и познакомиться с его творчеством, нам поможет книга, выпушенная в свет издательством Сибирская Благозвонница в серии «Золотой фонд исторического романа». Она называется – «Рославлев, или Русские в 1812 году». ***
Современники называли Михаила Николаевича Загоскина «русским Вальтером Скоттом», «отцом исторического романа». Его произведения высоко оценивали Пушкин и Белинский. «Талант Загоскина — самобытный, оригинальный, исключительно русский; в этом отношении он не имеет соперника, — писал в биографии Загоскина Аксаков, — всё, написанное Загоскиным, проникнуто чувством нравственным, религиозным и пламенной любовью к родной земле...». Как говорится в предисловии, «В самые счастливые годы своей писательской судьбы Михаил Николаевич Загоскин работал над романом «Рославлев, или Русские в 1812 году». Имя его знала вся Россия — от столицы до захолустного уездного городка, от императорского дворца до крестьянской избы, где деревенский грамотей вслух читал внимавшим ему односельчанам роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
Такого признания — мгновенного, единодушного, по словам автора предисловия, — не выпадало на долю ни одного писателя 30-х годов позапрошлого столетия. А в ту пору в русской литературе уже творили и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь... Пушкин в письме поздравил Загоскина «с успехом полным и заслуженным». Современники отмечали, что «Загоскин понял... своею русскою душою..., что настоящий русский роман, как картина русской народной жизни, необходимо должен быть романом патриотическим», автор «первым угадал тайну писать Русских с натуры» («Телескоп», 1832, 114). Впрочем, надо заметить, что Загоскину и не нужно было «угадывать» эту «тайну»: для него было естественным, само собой разумеющимся писать русского человека «с натуры», ибо он знал, чувствовал и любил русский характер. И остро ощущал неразрывное единство с народом, с его прошлым и настоящим. Интерес к истории родной страны поддерживался и чувством своей личной — семейной, родовой — причастности к событиям минувшего.
Дворянский род Загоскиных корнями своими уходит в пятнадцатое столетие. Загоскины вели родословную с 1472 года, ибо с того «лета» выходец из Золотой Орды Захар Загоска поступил на службу к великому Московскому князю Иоанну III, за что был пожалован вотчиной в новгородской земле. Род Загоскиных дал России немало видных государственных мужей. На свадьбе одного из них посаженным отцом был Петр I. Ну а будущий писатель появился на свет 14/25 июля 1789 года, — как раз в тот день, когда революционный Париж штурмовал Бастилию. Сие событие, потрясшее Европу, никогда не вызывало у Михаила Николаевича ни особого интереса, ни, тем более, особой симпатии. Приволье в пензенском поместье отца — селе Рамзай, размеренный благочестивый уклад жизни, чуждый столичной суете, — вот реальный мир, в котором обитал с первых дней своих будущий писатель. Все родное, устоявшееся, согретое воспоминаниями о славных предках, близкое, любимое... Но... иные картины рисовало его воображение.
Этот мир отрок нашел в книгах. Благо,- пишет автор предисловия, у отца собралась немалая библиотека, на полках соседствовали и старые, и новомодные сочинения, нравились ему и сентиментальные драмы Августа Коцебу, и особенно — сочинения исторические. Запойное чтение настраивало на творческий лад. В одиннадцать лет Загоскин написал трагедию в стихах и повесть «Пустынник». Родственники и знакомые были в восторге, не могли даже представить, что «Миша» способен писать так ярко и занимательно. Только через долгие годы Загоскин серьезно занялся сочинительством. В 1802 году отец отправил тринадцатилетнего сына в Петербург на службу, где почти десять лет он исправно тянул чиновничью лямку. В июне 1812 года началась Отечественная война с полчищами Наполеона. Настала новая эпоха в жизни русского общества. П.А.Вяземский вспоминал: «Война приняла характер войны народной. Все колебания, все недоумения исчезли, все, так сказать, отвердело, закалилось и одушевилось в одном убеждении, в одном святом чувстве, что надобно защищать Россию и спасти ее от вторжения неприятеля». Этим святым чувством был охвачен и Загоскин. Немедля, он поступил в петербургское ополчение, закрывавшее французам дорогу на Северную столицу.
Подпоручик Михаил Загоскин был смел, не страшился пуль. Он много видел и много пережил. Душа народная открылась ему во всех взлетах и падениях, в горячей преданности Православной вере и Престолу, в единении перед лицом врагов Отечества. Знаменательно, что у М. Загоскина не появилось тех вольнолюбивых настроений, которые привели некоторых «детей 1812 года» на Сенатскую площадь. Декабристские и масонские идеи писатель не разделял никогда. Победа 1812 года укрепила его стремление служить своему Отечеству, не посягая на его государственные основы. И тем не менее, из огня двенадцатого года М.Н.Загоскин вышел уже другим человеком. Мысль о литературном творчестве овладела им. Первое после детских опытов сочинение — комедию в одном действии «Проказник» — начинающий автор, с трепетом душевным, показал известному комедиографу князю А.А. Шаховскому. И получил от него одобрение.
Далее Загоскин писал много и быстро. Первой пьесой, поставленной на сцене, была «Комедия против комедии, или Урок волокитам». С большим успехом прошла в Петербурге его вторая пьеса — «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице». Затем последовали еще несколько. С. Т. Аксаков писал: «Самобытность комического таланта в Загоскине была принята всеми». Но Михаил Николаевич уже не чувствовал радости от своего литературного труда. В ноябре 1826 года он, поздравляя в письме Гнедича с монаршей милостью за перевод Гомера, с горечью просил: «Пожалей обо мне: ты перевел Гомера, а я учусь быть скоморохом». Он признавался, что ему «до смерти надоело таскать кандалы условных, противоестественных законов, которые носит сочинитель, пишущий комедию». И Загоскин обращается к прозе.
Революционная французская зараза продолжала отравлять умы в России. Но судьбоносные события первой трети века показывали: русский народ живет Православием — вера его незыблема, и деле государственном держится Самодержавия, а быт его определен национальным укладом, или Народностью. Так считал Загоскин, мысли его смыкались с формулой: «Православие, Самодержавие, Народность», которую в 1832 году государь Николай Павлович и министр народного просвещения С. С. Уваров избрали девизом России. Загоскин задумал дать «"надлежащее направление", призванное бороться с новыми идеями, <...> которые восстают против всякого верования, против всего, что священно для христианина». Возможно, события на Сенатской площади убыстрили осуществление творческого плана, а война 1812 года дала направление его мысли.
В основе сюжета «Рославлева» — события жизни частных лиц, «выдумка, основанная на истинном происшествии». В романе рассказывается и о действиях реальных участников Отечественной войны, личностях исторических, но писатель не называет их по имени, дабы избежать кривотолков и обвинений в неточности изображения известных лиц. Стержнем романа стала «русская идея», которая, по мысли писателя, на многие века определила нравственную, духовную сущность нации: «наша непоколебимая верность к престолу, привязанность к вере предков и любовь к родимой стороне». «Русская идея» пронизывает всё повествование, все его сцены, — от изображения сражений «незабвенного для русских 1812 года» до разговоров и поступков даже второстепенных персонажей.
*** Забытые, но такие любимые ранее имена, возвращаются к читателям! Михаил Николаевич Загоскин - известный русский беллетрист, по праву считающийся основателем русского исторического романа. В каждом из романов - патриотических по духу - он показывал картину русской народной жизни. Роман М.Н. Загоскина «Рославлев» был опубликован впервые в 1831 г. Это произведение отличают захватывающий сюжет, интрига, благородство храбрых воинов, роковая страсть и нерушимость дружбы русских офицеров на фоне трагических событий войны 1812 года. Душа народная открылась Загоскину во всех взлетах и падениях, в горячей преданности Православной вере, в единении перед лицом врагов Отечества.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!