Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Мудрые советы святителя Феофана из Вышенского затвора.
Святитель Феофан Затворник очень любил праздник Крещения Господня, и в период своего пребывания в затворе в отдельной келии устроил малую церковь, освященную в честь этого события. Там он служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а последние 11 лет — ежедневно. А в 1894 году епископ Феофан мирно отошел ко Господу в день престольного праздника своего келейного храма. То есть в день Богоявления. После праведной кончины святителя в духовных изданиях тех лет стали печататься его письма, исполненные глубокой мудрости и духовного опыта. Впоследствии из всей напечатанной переписки святителя было выбрано самое важное, что составило книгу, которая после не раз переиздавалась. И одно из последних изданий сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Ценный путеводитель по письмам святого архипастыря был выпущен Издательством «Родное слово» и называется – «Мудрые советы святителя Феофана из Вышенского затвора». ***
В первую часть данной книги вошли «Мудрые советы святителя Феофана из Вышенского затвора». Эти советы были составлены в начале 20 века протоиереем Алексием Бобровым по письмам Преосвященного Феофана. Отец Алексий в 60-х годах 19 века учился во Владимирской Духовной Семинарии, а Владимирскую кафедру в то время возглавлял святитель Феофан Затворник. Этот святой отец произвёл неизгладимое впечатление на будущего священника. В 1865 году святитель Феофан начал издавать журнал Владимирские Епархиальные Ведомости, в которых впоследствии периодически публиковались работы отца Алексея Боброва. Там же впервые были опубликованы и «Мудрые советы святителя Феофана».
Целью этого труда было систематизировать наставления святителя, распределив по тематическим разделам советы, рассредоточенные по разным письмам, при этом сохранить их задушевность и доступность. Составитель выбрал из частной переписки святого архипастыря самое существенное. Это поистине мудрые, проверенные опытом духовной жизни советы святителя, главным образом о молитве, о мирской жизни, о борьбе со страстями, о скорбях и надежде на Господа... Каждому разделу предпослано краткое предисловие составителя, в котором конкретизируются частные вопросы, а также показывается применение советов святителя к различным обстоятельствам повседневной жизни.
Так, например, предваряя раздел о молитве, отец Алексий пишет: «В ряду многих религиозных предметов, по которым приснопамятному святителю Феофану приходилось вести переписку из Вышинского затвора с разными лицами, первое место занимает молитва. И это вполне естественно. По определению великих христианских подвижников и отцов Церкви «молитва - дыхание жизни нашей». Иначе сказать, молитва в духовной жизни человека есть то же, что и естественное дыхание в нашем телесном организме. Человек продолжает жить, пока в его теле совершается дыхание. Дыхание прекращается - жизнь угасает, и тело становится трупом. Так точно и наша душа, как говорит Златоуст, без молитвенного обращения к Богу мертва и бездыханна. Вот почему у святителя Феофана мы не встречаем почти ни одного письма, в котором бы он, так или иначе, не касался этого столь важного пункта духовной жизни».
Первая рубрика, которую предлагает нам составитель, называется – «В чем состоит сущность молитвы?» Об этом святитель Феофан пишет: «К большинству молящихся из нас, кажется, ничего вернее нельзя применить, как то, что некогда сказал Господь в обличение фарисеев: приближаются Мне людие сии усты своими и истинами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же чтут Мя (Мф. 15:8-9). В самом деле, что наша молитва?.. Одно наружное, большей частью без мысли и чувства, вычитывание языком чужих молитвенных слов, которые на память и, вдобавок, не всегда безошибочно затвержены нами в детстве на домашних или школьных уроках. При этом нет у нас ни ясного сознания того, перед Кем мы предстоим, произнося то или другое молитвословие, ни сердечного чувства, которым бы одушевлялась наша молитвенная речь». … «А ведь молитва, - напоминает святитель, - собственно, есть наша благоговейная беседа с живым Богом; так сказать, непосредственное - лицом к Лицу - общение нашего безсмертного духа со своим Творцом!»
Кроме того, жаждущие духовного питания читатели найдут здесь размышления святителя на следующие темы: «Как приготовлять себя к молитве?» «Как представлять Бога, стоя на молитве?» «Необходимые условия для благоуспешности молитвы», «Как достичь того, чтобы молитва сделалась необходимой для нас потребностью?» и другие вопросы, касающиеся молитвенного предстояния христианина перед Богом. Ответы на эти и другие вопросы раскрываются с надлежащей полнотой, потому как святитель Феофан считает молитвенный труд самым первым из всех дел. Кроме того, он говорит о том, что мирская жизнь, с ее делами и заботами, не служит ли препятствием в деле спасения, что главное препятствие в деле нашего спасения – страсти, и что нужно уметь с ними вести борьбу. Напоминает, что самый вкрадчивый и опасный враг для стоящих на пути спасения есть духовная гордость, а ее помощниками являются сердечное бесчувствие и охлаждение.
Завершают эту часть книги советы святителя о том, как вредно проводить время в безделии и праздности. Как отмечает составитель, в живой народной речи немало сохранилось весьма умных и чрезвычайно метких поговорок насчет людской праздности: «Без дела жить, только небо коптить»; «Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки»; «Скучен день до вечера, когда делать нечего»; «Под лежачий камень и вода не течет» и так далее. Мало того, житейская мудрость называет праздность матерью всех пороков. И совершенно справедливо. Как пустопорожняя, ничем не засеянная земля прорастает всякой сорной и негодной травой, так и душа ленивца, не занятая никаким серьезным делом, естественно, заражается и помыслами нечистыми, и желаниями греховными; всякому злу открыт сюда свободный доступ.
По словам отца Алексия, великий труженик, никогда не покладающий своих рук и ни на минуту не остающийся без дела, то умственного, то физического, святитель Феофан так рассуждает об этом предмете: «Праздное время в заговоре со всеми духами против бедной души … духом налетят и начнут теребить душу- один одно, другой другое предлагая… все же об одном заботясь, как бы от Бога оторвать внимание и обратить его сначала в пустое, а там на что-нибудь и не совсем доброе». «Потрудитесь, - говорит святой отец, - завести такой порядок дел и занятий, чтобы и на минуту не оставалось праздного времени». «Кому все некогда, тот не имеет, когда поскучать от праздности и безделья; не имеет вместе и опасности, какой подвергаются праздные». «Я не умею понять, - отмечает святитель, как можно быть без какого-либо дела. Или голова работает, или руки. А пустопорожнего времени чтобы не было. И скуки не будет. И мысли никакие в голову не полезут…».
Вторая часть этой книги составлена уже в наши дни любителями и знатоками творений святителя Феофана. Это краткая Симфония, содержащая наиболее значимые цитаты из писем святого архипастыря по предметам, расположенным в алфавитном порядке. Она призвана дополнить развернутые статьи на разные темы в первой части издания. Так, если мы продолжим тему о молитве, о которой говорится в первой части книги, то и здесь найдем раздел, посвященный молитве. И прочитаем в частности следующее наставление святителя. «Дело молитвы, - говорит вышенский затворник, - есть первое дело в христианской жизни. Молитва дыхание духа. Есть молитва, живет дух; нет молитвы, нет жизни в духе. Стоять пред иконою и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания», - вот это всё и есть молитва по учению святителя Феофана Затворника.
*** Сегодня 23 января, в дни, когда мы еще продолжаем праздновать Крещение Господне, Святая Церковь чтит память святителя Феофана, святого отца, «Богоявлению тезоименитого». Его творения, завещанные святителем всем православным христианам, есть «бесценная сокровищница личного молитвенного и аскетического опыта, из которой черпает каждый идущий по пути спасения». Так и в этой книге, составленной по многим сочинениям и письмам святого архипастыря, вы найдете наставления на различные духовные и житейские вопросы, причем спектр освещаемых тем настолько широк, что читающий наверняка получит необходимое для него руководство в духовной жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Свет невечерний. Целомудрие скорби
ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: УТВЕРЖДЕНИЕ ТРЕЗВОСТИ. БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ. 3 часть
Прогноз погоды на 24 апреля 2024
Хранители памяти. Третьяковская галерея. Средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!