Аудио |
|
Скачать .mp3 |
За всё благодарите: История семьи репрессированного священника.
«Возлюбленные! — говорит апостол Петр. — Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4, 12-13). Тесен и прискорбен путь каждого христианина, но, оглядываясь на события прошлого, мы видим воочию, что следование за Христом приводит верующих людей к обретению непоколебимого мира и радости в сердце — залога той вечной радости, которой никто не отнимет у нас (Ин. 16, 22). Об этом свидетельствует книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет при содействии двух Издательств - Переславского Никольского женского монастыря и «Отчий дом». А называется – «За всё благодарите: История семьи репрессированного священника». ***
Небольшую рукопись, которая стала основой для этой книги, по благословению настоятельницы Переславского Никольского монастыря игумений Евстолии передала в издательство насельница обители монахиня Ольга (Каменяка). Первая глава книги — воспоминания ее бабушки, вдовы репрессированного священника, Марии Николаевны Красноцветовой (в монашестве Марии). Обычная школьная тетрадь, исписанная ровным красивым почерком, как учили писать в конце XIX века, вместила в себя драматизм человеческих судеб, историю нескольких поколений православных людей, пронесших свою веру через огненные испытания прошлого столетия. Вторую главу монахиня Ольга написала сама в дополнение к воспоминаниям бабушки. Без прошлого, говорят издатели, нет будущего — эта непреложная истина для многих сегодня становится очевидной. До последнего времени история XX века или замалчивалась, или искажалась до неузнаваемости, потому теперь мы вынуждены по крупицам собирать свидетельства о недалеком прошлом. И эта книга, лишь малая лепта, принесенная в сокровищницу памяти.
В предисловии книги матушка Ольга (Каменяка) пишет: «Жизнь моего поколения, — а родилась я в 1930 году, почти целиком пришлась на годы гонения на Церковь, когда в нашем Отечестве насаждался атеизм. Но в моей семье бережно сохранялась православная вера, многие в семье пошли по духовной линии, моя родная сестра и я стали женами священников. Думаю, что всем этим мы обязаны нашей бабушке — Марии Николаевне. После смерти моего мужа, отца Андрея, еще сорока дней не было, я поехала в Загорск, где мы раньше жили с мамой и бабушкой. Бабушки давно уже не было в живых, а мама умерла в 1993 году. Вошла я в пустой дом; никого нет, никто не встречает, как бывало, с радостной улыбкой; я села разбирать письма и фотографии. Так одиноко, так пустынно — и вдруг нахожу этот листочек. Читаю — как будто бабушка из вечности говорит со мной...»
А нашла матушка Ольга «Завещание» своей бабушки, в котором Мария Николаевна писала следующее: «Дорогие мои, возлюбленные детки, примите мое последнее материнское благословение и наставление. Вы знаете, как горячо я всех вас любила, как больше всего страшилась за вашу вечную участь, потому и теперь говорю последние мое слово. Оглядываясь на прошедшую жизнь, я поняла, что самое высшее благо — это осознать свое назначение, понять, что мы созданы для вечности, и потому глубоко войти в себя, увидеть свою греховность и молить Бога о даровании покаяния. Молитесь, родные мои, в молитве жизнь души нашей, а без молитвы она мертва. Страшнее этой вечной смерти — ничего нет. «Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата». Покаяние нужнее всего, от покаяния появится и молитва, и слезы на омовение своей нечистоты. Любите друг друга, все прощайте, не помните никаких обид. Без любви сердце наше — «кимвал бряцающий», а «любовь все терпит, всего надеется, все переносит»».
Вкратце расскажем историю этой семьи. Отец Михаил Красноцветов, муж Марии Николаевны, происходил из старинной династии священников — его отец и дед служили в калужских церквях. Мать была из рода Радищевых. Окончив духовную семинарию, а после — юридический факультет Московского университета, Михаил служил судьей в судебной камере на Таганке. Женился, один за другим родились четверо детей. После революции Красноцевтовы оказались в Сибири, пытаясь скрыться от голода и новой власти, которая не церемонилась с «бывшими». В 1919 году семья обосновалась в сибирском селе Кротово (сегодня — Аромашевский район, Тюменская область). Юридические услуги Михаила Григорьевича оказались здесь не нужны, и семья стала жить натуральным хозяйством. Вскоре Красноцветов решает стать священником. Он едет в Тобольск к архиерею, но по дороге его арестовывают, и ему чудом удается избежать расстрела.
В марте 1920 года Михаила Григорьевича, с малых лет знавшего службу, рукоположили, и семья переехала в деревню Малоскаредное. Через три года отца Михаила перевели в Аромашево. Мария Николаевна съездила во Владимир, продала дом, доставшийся ей по наследству, и на эти деньги семья построила собственное жилье, которое было отобрано с началом коллективизации. Вскоре и церковь в Аромашево была закрыта. В 1931 году отца Михаила арестовали первый раз и отправили в лагеря на реке Вишере. Односельчанам запретили «держать у себя» «поповскую семью», и жена и дети Красноцветова перебрались в Тюмень, поселившись в домишке на улице Таборной. Отбыв срок, отец Михаил вернулся к семье, стал служить во Всехсвятской церкви. Обо всем этом, более подробно и рассказывает Мария Николаевна в своей рукописи, которую написала, как она сама говорит, «с единственной целью исповедать и прославить Господа Промыслителя в судьбах человеческих и в моей личной судьбе».
А свои воспоминания матушка Мария Красноцветова начинает так: «Благослови, Господи! И помоги мне, грешной, записать все, что сохраняет благодарная память моя, все случаи великих и чудных благодеяний Твоих, на мне, грешной, явленных. Не для литературных упражнений в художественном слове собираюсь писать я эти воспоминания, а чувствуя приближающийся конец моего земного странствия; хочу оставить вам, дорогие мои детки, то, что когда-то глубоко чувствовалось и сильно переживалось. Милосердный Господь дивным Промыслом Своим руководил, наставлял и выводил из глубин скорбей, отчаяния и полной безвыходности... Вспоминаю... Последние дни Первой мировой войны... Какой ужас охватывал душу! Какая безнадежность! Рушились все твердыни, все расшаталось, все падало... и полная беспомощность, беззащитность... Душа еще не умела надеяться на помощь Божию, не умела молиться...
Разнузданные, безобразные толпы носились по улицам, орали, кого-то превозносили, кого-то призывали громить и убивать. Интеллигенцию ненавидели больше всего, как бы в отмщение ей за то, что она была возбудителем всего этого безобразия. Как тяжко было на душе, как жалко детей — у них все ломалось, все выходило из своих основ. В школе был какой-то ураган, учили главным образом богохульству и не слушать родителей. Все остальное было в запустении, грамотность отсутствовала... В это безумное время Господь дал мне познакомиться и близко сойтись с прекрасным старичком священником, отцом Ефимом. Он на многое открыл мне глаза и дал прочитать интереснейшую книгу, которая совершенно ясно осветила совершающуюся на наших глазах катастрофу. Многое стало понятно, и это понимание заставило серьезнее посмотреть на происходящее, а главное — глубоко заглянуть в свою душу.
О, как же не готовы мы были, как внезапно обрушился на нас гнев Божий!.. Теперь, когда все стало далеким прошлым, видно, как нужна была нам эта встряска, как необходимы были удары по нашему больному самолюбию, по гордости бессмысленной, безумной... Ведь раньше мы никогда не заглядывали в себя, в свое сердце... казалось, что все идет, как полагается и мы во всем правы... душа была в омертвении. Жизнь имелась в виду только земная, только земное благополучие и считалось настоящей жизнью. Господь открыл глаза на другую жизнь, единственную истинную, которую мы так легкомысленно проигрывали в карты, прогуливали на журфиксах, пикниках и так далее... Стали учиться жить по-другому. От многого, что считалось необходимым, пришлось отказаться. Научилась сама стирать, доить корову, мыть посуду. Потребности пришлось сократить до минимума, чему способствовал наступивший вскоре голод. Трудно было, ох, как трудно! Но, слава, слава Богу! Тут и молитва стала являться в сердце, и о смерти память приходить...» А также появилось и благодарение Богу, об этом Мария Николаевна также напоминает своим детям, завершая свои воспоминания. «У каждого найдутся случаи прославить Промысл Божий, если только внимательно вглядеться в жизнь свою».
*** Нет книги интереснее, чем человеческая жизнь. О судьбе целой семьи — малой церкви, которая хранила Православие в огненных испытаниях XX столетия, расскажет Вам эта документальная повесть. Немного осталось живых свидетельств о том страшном времени, и каждое из них — бесценно. Ведь они удостоверяют, что вера в Бога и доверие Божественному Промыслу даже в самых страшных обстоятельствах приводит человека к обретению непоколебимого мира и радости в сердце — залога той вечной радости, которую никто не отнимет у нас (Ин. 16,22).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!