Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Алексей Петрович Арцыбушев. Сокровенная жизнь души. О путях Божиих.
«Вера без дел мертва! Мертва без дел и любовь. Если мы говорим: «Верую, Господи, и исповедую», то исповедание веры и есть дело веры, потому что в основе нашей веры лежат две заповеди, основные и самые главные - любовь к Богу и любовь к людям. Если мы презираем, терпеть не можем человека, которого видим, то как можем любить Бога, Которого не видим? Эти две любви тесно взаимосвязаны. И одна любовь без другой жить и действовать не в состоянии. Как наше тело должно поддерживать свою жизнь пищей, чтобы не умереть, так и душа наша должна иметь свою духовную пищу, чтобы не погибнуть». Об этой духовной пище и о ее влиянии на душу ребенка, о дальнейшем воспитании души для вечной жизни в Боге рассказала в своих записках к сыну Алексею Татьяна Александровна Арцыбушева. Эти записки стали основой для книги, которую спустя годы, написал ее сын Алексей Петрович Арцыбушев. Эту книгу, под названием «Сокровенная жизнь души. О путях Божиих» мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Автор этой книги Алексей Арцыбушев (в монашестве Серафим) - человек удивительно трудной и яркой судьбы, много увидевший и вынесший за свою долгую жизнь. По словам издателей, он оказался свидетелем и в какой-то мере участником всей трагической русской истории XX века. Родившийся и 1919 году в старинной дворянской семье, выросший в Дивееве, прошедший крестный путь сталинских лагерей, он на всех нелегких поворотах своей судьбы сохранил сердечную привязанность к Церкви и верность Богу, всегда освещавшие его жизненный путь. Немногим довелось столько пережить и увидеть, почувствовать на своих плечах всю тяжесть XX века, и немногие смогли бы рассказать обо всем этом так живо и увлекательно.
Главное в этой книге - воспоминания Алексея Петровича о своей матери Татьяне Александровне Арцыбушевой, принявшей тайный постриг с именем Таисия. Воспоминания основаны на подлинных заметках, которые она написала незадолго до своей кончины, чтобы сын узнал и понял «сокровенную жизнь ее души». Господь даровал ей окормление у выдающихся пастырей - старца Алексия Зосимовского, даниловского духовника архимандрита Серафима (Климкова), епископа Серафима (Звездинского). О них и о многих других духоносных людях, встретившихся на ее жизненном пути, она оставила необычайно интересные воспоминания. Воспоминания своей матери Алексей Петрович перемежает своими комментариями, и в данном издании эти тексты различаются визуально.
Будучи по профессии художником, Алексей Петрович поначалу с недоверием относился к собственному писательскому дарованию. Но, получив единожды благословение записывать свои воспоминания, он довольно скоро стал делать это совершенно замечательно. Искренняя, очень живая интонация его текстов, светлая благодарность Богу за свою судьбу и за все удивительные встречи на своем пути стали отличительными признаками его книг — несомненно, своеобразных, навсегда запоминающихся образцов духовной прозы. До самой своей кончины, Алексей Петрович сохранял ясность мысли и независимость суждений, не боясь смотреть в глаза собственной жизни». А умер он совсем недавно, 7 сентября 2017 года в возрасте 97 лет.
В предисловии священник Сергий Чураков об Алексее Петровиче пишет следующее: «Поистине, центром его «вселенной» был Бог. И это не теоретическое знание, воспринятое от культуры, в которой он рос, а подлинное знание Бога и жизнь в Нем. Любовь к Богу в первую очередь выражалась в верности Святой Церкви. Подлинное церковное сознание, буквально впитанное с молоком матери, всегда оставалось барометром его жизни, той твердыней, о которую разбивались бури житейских и греховных нахождений. Дважды в год он ездил в далекий Самарканд, желая напитаться от сокровищницы духовной жизни Церкви в общине архимандрита Серафима (Суторихина). Он погружался в полноту и красоту богослужебного круга сердцем любил эту тихую монастырскую жизнь, этот «молитвенный труд» - источник подлинной молитвы, любил и эту жаркую землю, освященную подвигами русских подвижников и подвижниц, исшедших из своих земель. Для Алексея Петровича это было прикосновением святости, к которой так рвалась его душа.
Обладая огромной внутренней свободой, Арцыбушев сознательно и с большой любовью подчинялся церковному уставу, из опыта зная, что послушание уставу, прежде всего внутреннее, ума и сердца, - это исцеление от произвола греха. Зная истинную цену свободе, он прекрасно понимал, что она (свобода) заключается не в том, чтобы нарушить, но в том, чтобы исполнить... В течение десятилетий он ежедневно совершал монашеское молитвенное правило, еще, не будучи в постриге. Несомненно, самое глубокое влияние на развитие его личности оказала жизнь и личность его матери -Татьяны Александровны, монахини Таисии. Представительница древнего дворянского рода, она явила собой классический образ русской женской святости, посвятив всю свою жизнь Богу. Именно монахиня Таисия стала тем духовным стержнем, вокруг которого строилась вся жизнь Алексея Петровича, той нитью, которая раз за разом возвращает его широкую художественную натуру к главному - к Церкви».
Давайте откроем первые страницы представленных в этой книге воспоминаний матери и сына Арцыбушевых. Вот строки из записок Татьяны Александровны: «Я пишу воспоминания о своей жизни по просьбе Алеши. Уезжая в армию в 1939 году, он отчего-то был уверен, что я умру, не дождавшись его возвращения, и очень просил меня описать мою жизнь для него. «Ведь ты умрешь, и мы ничего о тебе знать не будем» Я решила исполнить его просьбу. Пишу только для своих сыновей, так как для других никакого интереса мои записки не представляют. За год до Алешиного призыва мы несколько раз с ним помногу говорили, и я некоторые подробности своей жизни открыла ему. На него это произвело большое впечатление, и потому я пишу охотно, с надеждой, что принесу пользу. Мое неумение литературно излагать мысли прошу не критиковать».
Так начинает свой рассказ Татьяна Александровна, а Алексей Петрович, комментируя ее слова, пишет: «Мои опасения оказались преждевременными, но, по мнению докторов, моя мама могла умереть в любой момент, так как страдала декомпенсированным пороком сердца, неизлечимой болезнью, которую она приобрела из-за меня. В семь лет я заболел скарлатиной, и мама вместе со мной легла в больницу, чтобы ухаживать за мной. Я выздоровел, а она заразилась от меня скарлатиной с осложнением на сердце. Она скончалась внезапно 16 августа 1942 года, сорока семи лет от роду. Когда я совершенно неожиданно за месяц до начала страшной войны в 1941 году был по болезни выкинут из армии, то прочитал мамины записки довольно равнодушно, как бы приняв к сведению все, ею написанное. И только спустя много лет, вернувшись из тюрем, лагерей и ссылок, я вновь перечитал их, и они перевернули весь мой мир.
Воспоминания матери заставили Алексея Петровича вернуться к тому, в чем он был воспитан, но что потерял на сложных и путаных дорогах жизни. «И много раз, - пишет он, - я падал, сворачивал с пути, и вновь записки моей матери поднимали меня, давали силы, давали веру, надеждy и любовь, чтобы встать и ползти дальше. Вот почему с них я начал свой рассказ в надежде, что они кого-то поднимут, поставят на единственно верный путь - тот, о котором ведет свой рассказ моя мать. Слова сказанные, написанные, если они вовремя, в нужный момент попадают в сердце, начинают в нем жить, как семя, брошенное в землю, - прорастают, цветут, и зреют в нем, и плодоносят. Так случилось со мной и с другими, кто читал мамины записки. Они были много раз опубликованы как у нас в России, так и в Париже, в альманахе «Минувшее»; по ним мной была подготовлена передача на радио «Свобода» Значит, они оказались нужны не только ее сыновьям, как предполагала мама». Эти записки составили первую часть этой книги.
*** Родная сестра Татьяны Александровны, Екатерина, ставшая монахиней Евдокией, также прожила очень непростую жизнь, большая часть которой была посвящена храму вмч. Георгия Победоносца в далеком Самарканде, где тихо и на первый взгляд неприметно, несмотря ни на какие трудности существования в атеистическом окружении, молилась и трудилась сплоченная подлинно христианская община. Воспоминания Алексея Петровича о матушке Евдокии, Георгиевской церкви и ее настоятеле архимандрите Серафиме, представленные во второй части книги. Они, по словам издателей, пронизаны каким-то особый тихим светом пасхальной радости. Приложением к книге стало письмо духовника семьи Арцыбушевых архимандрита Серафима (Климкина) к Алексею Петровичу о той «дороге в Жизнь Вечную, по которой необходимо идти каждому из нас».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!