У книжной полки. 22 апреля

22 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Школа целомудрия. Отцы Церкви и подвижники XX века о благочестии дев, жен и матерей.

 

В это воскресенье, второе по Пасхе, Церковь воспоминает святых женщин евангельских, так называемых мироносиц. В третью Неделю мы услышим за богослужением повествование книги Деяний Апостольских о воскресении ап. Петром доброй и благочестивой девушки Тавифы в Лидде. В последующий воскресный день назначается евангельское чтение о беседе Спасителя с самарянкой. Таким образом, - по словам священномученика Иоанна Восторгова, - мы стоим в круге таких священно-исторических событий и воспоминаний, в которых женщины занимают особенно видное место. Обращаясь с проповедью к девушкам – учащимся женской гимназии, отец Иоанн говорил им о том примере, какой подают нам святые жены, посвятившие свою жизнь Господу. Многочисленны их добродетели, и среди них первыми стоят любовь к Богу и ближним, непоколебимая вера, молитва и целомудрие. Эта проповедь вошла в состав книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Ковчег и называется – «Школа целомудрия. Отцы Церкви и подвиж­ники XX века о благочестии дев, жен и матерей». ***

В этой книге собраны поучения, письма и настав­ления отцов Церкви и подвижников благочес­тия, обращенные к отроковицам, девам и женам. Одни из них прозвучали полторы тысячи лет назад, другие — написаны в позапрошлом веке, некоторые — сказаны уже нашим современницам. Особый и уникальный раздел составили редкие молитвы и псалмы о даровании душевного и телесного здоровья, о женском счастье и благополучии семьи. В качестве Приложения в книгу включен акафист ко Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Скорбящая о младенцах во чреве убиенных», пре­бывающей в Знаменском храме «Богом посланной с Небес» Свято-Троицкой Ионинской обите­ли в Киеве.

Открывают книгу избранные наставления святителя Василия Великого, входящие в его «Нравственные правила». Они посвящены девушкам, замужним женщинам и вдовам. Святой Василий Великий, как сказал о нем святитель Амфилохий, «принадлежит... всем странам и градам вселенной, и всем людям прино­сил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим». В «Нравст­венных правилах», написанных святителем Васи­лием около 360-364 гг., показан идеал христианской семьи, отношения детей и родителей, основанный на Священном Писании. В древние времена фрагменты «Нравственных правил» христиане выучивали на память, что приносило им огромную духовную пользу.

Продолжают сборник поучения святителя Григория Богослова. За свои замечательные богословские творения святой Григорий получил от Церкви наименование Богослова и вселенского учителя. Однако святитель был еще и великим церковным поэтом. В своих стихах, как в других своих творе­ниях, он стремился быть проповедником, достойным истины Христовой. Большая часть стихотворных сочинений написана святителем Григорием в последние годы его земной жизни, после возвращения из Константинополя. Стихи посвя­щены не только богословским темам и нравствен­ным поучениям. Святитель писал стихотворения, желая «горечь заповедей подсластить искусст­вом», то есть сделать чтение нравственных запо­ведей более приятным.

Еще в 1863 году архиманд­рит Порфирий (Попов) в своей статье «О сти­хотворениях святого Григория Богослова» писал: «остается пожалеть о том, что эти творения существуют для нас только в простом прозаическом переводе. Конечно, поэтические их совершенства ярко просвечивают и в переводном русском языке, но все же отсутствие гармонической музыкальности подлинного стиха составляет важную и великую потерю». К сожалению, - отмечают издатели, - и сейчас нет достойных поэтических переводов этих стихотворений, и мы печатаем их в прозаическом переводе. Вот небольшой фрагмент этого произведения. «Дева, - говорит святитель, - невеста Христова, прославляй своего Жениха; непрестанно очищай себя словом и мудростью, чтобы ты, чистая, вечно могла сожительствовать с Чистым. Этот союз гораздо выше тленного сочетания. Живя в теле, подражая духовным Силам, проходи на земле ангельскую жизнь» … «Ибо ты — Божье дыхание, для того сопряженное с худшим, чтобы после борьбы и победы получить венец, возведя в высшее и плоть, прекрасно подчинившуюся».

Еще одно слово, вошедшее в эту книгу, называется «На женщин, которые любят наряды». Как отмечают авторы, в этом полушутливом произведении святитель Григорий, как опытный врач духовных недугов, проникает в самую сокровенную глубь мотивов, целей и следствий изобличаемых поступков, рас­сматривает, обсуждает и осуждает их как страсть, как порок, как грех, сколько смешной, столько же и пагубный по своим последствиям. А еще издатели предлагают читателям познакомиться с поучениями, которыми святитель напутствовал юную Олимпиаду накануне ее обручения с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Святитель Григо­рий, приглашенный на торжество обручения, из­винился, что не может на нем присутствовать, и обратился к молодой супруге с поучением об обязанностях и поведением супруги. «Посылаю тебе, дочь моя, - писал святой, - этот добрый пода­рок; посылаю я, Григорий; а совет отеческий есть самый лучший». Какой это был совет, читатели узнают, открыв эту книгу.

Продолжают издание поучения святителя Афанасия Великого, обращенные к девам. Будучи архиепископом Александрийским, святой отец явился ревностным защитником Православия во время арианских смут, став одним из участников Никейского Собора, стяжал себе имя «Отца православия». Свои сочинения он начал писать, еще будучи диаконом Александрийской Церк­ви. Будущий святитель видел, что у новопришедших в Церковь Христову нет ревности, нет ис­тинного благочестия, многие из них искали славы для себя, пустословили, празднословили и все языческие обычаи, которые были раньше у них, пере­носили в христианскую жизнь. Обращаясь к деве, святитель призывает ее к стяжанию многих добродетелей. А завершает свое послание такими словами: «Никогда не должен оскудевать елей в лампаде твоей, дабы не погасла она прежде пришествия Жениха: ты не знаешь, когда Он придет, в первый сон или поутру. Посему всегда будь готова встретить Его с мудрыми девами, имея в своей лампаде елей, т.е. благие дела. Всегда помни исход свой; каждодневно имей пред глазами смерть: помни пред Кем ты должна предстать».

Такое наставление дает святитель Афанасий, прочитав которое, читатели перейдут к следующему разделу этой книги. Здесь вы найдете также избранные главы из знаменитого «Домостроя». Полное его название - «Книга, на­зываемая ''Домострой ", содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину - мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Как отмечают издатели, эта книга представляет собой свод советов и правил, оп­ределявших все стороны жизни русского человека 16 века, поражающий нас сегодня почти неправ­доподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. «Домострой» не просто сбор­ник советов - перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядочен­ность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает мо­настырской строгости, любовь к царю и отече­ству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения. Отдельные главы этого памятника русской литературы и представлены на страницах этого издания.

А следом за «Домостроем» следует другое удивительное произведение под названием - «Юности честное зерцало», в котором собраны правила поведения для «младых отроков» и девушек. Это еще один памятник начала 18 века, подготовленный и выпущенный в 1717 году по указанию государя Петра I. Архиепископ Филарет Черниговский приписывает авторство этой книги выдающемуся проповеднику, иеромонаху Гавриилу (Бужинскому), бывшего в те годы насельником Александро-Невского монастыря. В 1718 - отец Гавриил был назначен обер-иеромонахом флота, затем настоятелем разных монастырей, (в том числе особо почитаемой Петром I Троице-Сергиевой обители). 30 октября 1726 года он был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского. В своем произведении, говоря о «девической чести», автор напоминает, что «добродетелей венец» состоит в последующих двадцати добродетелях. А именно: «Охота и любовь к слову и службе Божией, истинное познание Бога, страх Божий, смирение, призывание Бога, благодарение, исповеда­ние веры, почитание родителей, трудолюбие, благочиние, приветливость, милосердие, чисто­та телесная, стыдливость, воздержание, цело­мудрие, бережливость, щедрость, правое сердце, и молчаливость, и прочие». Более подробное раскрытие этих добродетелей предлагает нам автор 18 века.

 

*** Кроме того, в этой книге собраны наставления, обращенные к отроковицам, девам и женам, таких святых отцов, как - святитель Тихон Задонский и затворник Задонского монастыря Георгий, преподобные Алексий Зосимовский и Никон Оптинский, святые праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Московский, священномученики Серафим (Чичагов) и Сергий Мечев. Надеемся, - говорят издатели, что эти мудрые, поучительные и утешительные слова коснутся сердца каждой женщины и помогут найти ответ на волнующий духовный или житейский вопрос, получить со­вет о проблемах семьи, об отношениях с мужем, детьми, родителями.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать