У книжной полки. 21 января

21 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Русские святые о грехах, покаянии и исповеди.

 

Наверно каждый воцерковленный человек помнит то свое состояние, когда он впервые переступил порог храма. Помнит, как смущался, не зная, куда встать, как правильно перекреститься, не понимал языка богослужения. А уж как переживал, приступая к Таинству Покаяния! В голове вертелись вопросы: как следует исповедоваться, что является грехом, а что нет, и какие вообще бывают грехи. К слову сказать, еще 15 лет назад найти литературу, в которой раскрывались бы все эти вопросы, было затруднительно. Но в настоящее время такой сложности нет, в церковных лавках можно найти немало книг по подготовке к исповеди. Помочь новоначальным и неопытным христианам найти ответы на волнующие их вопросы и подготовиться к исповеди призвана и эта книга. Она вышла в свет в Издательстве «Ковчег» и называется – «Русские святые о грехах, покаянии и исповеди».

Эта небольшая книга содержит избранные главы из творений святых отцов и подвижников Церкви, которые посвящены спасению души и перенесению всякой скорби, гнева и нужды. За святоотеческими наставлениями следует небольшая глава с цитатами из творений архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о новых грехах, порождённых болезнями современного общества — абортах, компьютерной зависимости, и т. п. Завершается книга тремя классическими исповедными листками, составленными в русских монастырях, и типовыми текстами современных исповедей, которые помогут неопытному христианину в подготовке к Таинству покаяния.

Открывают сборник выдержки из книги «Православное Исповедание Веры соборныя и апостольским Церкве восточныя», авторство которого святитель Петр (Могила) (день памяти 13 января) делил с двумя своими подвижниками — игуменами Исайей (Козловским) и Сильвестром (Коссовым). Для своего времени эта книга являлась важнейшим источником знаний об истинной вере, о путях спасения, об исповеди и покаянии. Митрополит Московский Макарий (Булгаков) говорил о святителе так: «Имя Петра Могилы - одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, - превосходил своим просвещением, еще более - своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви. Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял перед королем Владиславом IV главнейшие ее права... Всей православной Восточной Церкви - тем, что заботился составить "Православное Исповедание", принятое и одобренное всеми ее первосвятителями и доселе остающееся ее символическою книгою».

Ещё в начале XVII века святитель Петр кратко и ясно изложил суть каждого главного греха (гордости, зависти, блуда, и др.), а также то, как они в человеке проявляются, какие вторичные грехи и пороки могут породить, что им противопоставить и как с ними бороться. На вопрос том, «что такое грех?» - святитель отвечает так: «Грех сам по себе не существует, по­скольку он не сотворен Богом. Поэтому невозможно определить, в чем он состоит. При всем том можем сказать, что грех есть необузданная воля человека и диавола, или, как говорит Священное Писание, грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4), то есть грех есть преступление Закона Божия, и это преступление собственно есть противление воле Божией, происходящее от ра­зума и воли преступника. От этого про­тивления рождается смерть и возгорается всякий гнев Божий, как говорит Писание: похоть же, зачав, рождает грех, а сделан­ный грех рождает смерть (Иак. 1, 15)».

Наставления святителя Петра дополняют главы из «Катехизиса святителя Филарета, митрополита Московского», труда, который был напечатан впервые в мае 1823 года и после этого многократно переиздавался. Святитель Филарет (Дроздов) прослужил Святой Российской Церкви и Отечеству 64 года - со дня определения его учителем греческого и еврейского языков в 1803 году в Сергиево-Лаврской Семинарии и до блаженной кончины в 1867 года. 46 лет - возглавлял московскую кафедру. Он был мудрым Архипастырем, и в то же время скромным, добрым, внимательным отцом, всегда готовым прийти на помощь. Святитель видел заблуждения своих современников, но никогда не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося и с доброжелательством относился ко всякому искреннему движению человеческой души». «Пространный христианский катехизис», составленный святителем и сейчас является главным вероисповеданием Русской Православной Церкви.

О Покаянии в «Катехизисе» говорится, что это «таинство, в котором ис­поведующий грехи свои, при видимом изъявлении про­щения от священника, невидимо разре­шается от грехов Самим Господом Иису­сом Христом. Это таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал Крещение покаяния во отпущение грехов; (и они) исповедовали грехи свои (см.: Мк. 1, 4—5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что раз­решите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). По Воскресении же Своем действительно дал им эту власть: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23). От кающегося требуются сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосер­дие».

Следующую часть этого сборника составили главы, извлеченные из книги другого светоча Русской Православной Церкви, святителя Тихона Задонского - «Об истинном христианстве». Эта книга бы­ла написана в 1770-1771 годах, в первые годы пребывания святого отца в Задонском мо­настыре. По отзыву митрополита Евгения (Болховитинова), это «сочинение можно сравнить со всеми наилучшими в христианстве нравственными книгами, а на российском языке оно есть первое и образцовое». Задонский подвижник знал природу человека не по отвлеченным рассуждениям, не по учебникам, а через изучение своего внутреннего человека, через внимательное наблюдение над самим собой и другими, а также через созерцание окружающей его природы. На протяжении всей своей жизни он старался осуществить в своей душе тот идеал нравственного совершенства, который предписан в святом Евангелии. Поэтому, будучи сам строгим исполнителем всех христианских законов, он в то же время призывал к этому и всех тех, кто обращался к нему за советом, указывая им правильный путь, ведущий ко спасению».

О покаянии святитель Тихон говорит, что «это «печаль ради Бога», которая «производит неизменное покаяние ко спасению», по словам апостола. Слезы, плач и воздыхание — это знаки печали сердечной, которой сердце, как стрелой, уязвляется, и так слезы испускает. Как губка, напоенная водой, когда стискивается и сжимается, выдает из себя воду, так и сердце, наполненное печалью, когда большею печалью как бы стискивается, извергает из себя слезы, и со слезами от печали облегчается. Ибо плач и слезы облегчают печаль, и как дождем воздух, так слезами сетующая и скорбящая душа прохлаждается. Печаль эту сердечную производит рассуждение и размышление о Боге, грехами прогневанном. Когда грешник, придя в себя, рассудит, что Бога Великого, Преблагого, Милосердного, Святого, Которого должен бояться, бесстрашием и преступлением святого Его закона прогневал; Того, Которого должен любить, раздражил; Того, Которого должен почитать, злыми делами бесчестил, — не может не печалиться.

О том, какие грехи «гнездятся и коренятся» в нашей душе, говорит также и святой праведный Иоанн Кронштадтский, выдержки из духовного дневника которого продолжают этот сборник. Свой дневник под названием - «Моя жизнь во Христе» отец Иоанн писал многие годы. По словам батюшки, «все содержащееся в нем есть не иное что, как благодатное озарение души», которого он «удостоился от всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы. Когда мог, - говорит подвижник, - я записывал благодатные мысли и чувства...» «Моя жизнь во Христе», по словам издателей, - «подлинное ду­ховное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христи­анского благочестия. Книга эта на вечные вре­мена останется ярким свидетельством того, как жил наш великий праведник и как должно жить всем тем, кто хотят не только назы­ваться, но и в действительности быть хри­стианами».

 

*** «Покаяние как начало духовной жизни», - говорит преподобноисповедник Никон Оптинский, весь путь которого с момента принятия сана иеромонаха (в 1917 году) стал ежедневным исповедничеством. В одной из своих проповедей, отец Никон на примере мытаря Закхея показывает, как от покаяния изменяется человек. По словам святого отца, Закхей, «увидев у себя Христа - Чистого, Святого, Безгрешного - он увидел по сравнению со Христом и свою греховность, свою нечистоту, свое нравственное падение. Увидел он это, и в сердце его зажглась искра нелицемерного желания исправиться». И он возненавидел грех. Возненавидеть свои грехи призывает сегодня нас Святая Церковь, предлагая на Литургии евангельское чтение о Закхее. Если и мы принесем истинное покаяние, возжелаем искренно исправиться, как сего возжелал Закхей, тогда и «покаяние наше, по словам отца Никона, будет иметь благие плоды, любовь к Богу и закону Его святому утвердится в сердцах наших, и мы будем идти верным путем ко спасению душ наших».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать