У книжной полки. Митрополит Вениамин (Федченков). Плоды Святого Причащения

21 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
О митрополите Вениамине (Федченкове) и его творчестве мы уже не раз рассказывали в наших передачах и православный читатель, вероятно, хорошо знаком с творчеством и многогранным духовным наследием этого удивительного человека. Душа и мысли владыки Вениамина были устремлены к миру Божественному, горнему. Именно «тому миру» он всегда внимал с особенной чуткостью. Вся его жизнь была неразрывно связана с жизнью Церкви. Он жил в Церкви, жил жизнью Церкви. Силы же для прохождения жизненного поприща, он черпал в церковной службе, которая была его стихией. Православное богослужение он называл величайшим сокровищем, «непочатым богатством», и немало своих трудов посвятил именно теме богослужения. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из книг издательства «Отчий дом», составленную по трудам митрополита Вениамина (Федченкова). Она называется – «Плоды Святого Причащения». ***

Книга «Плоды Святого Причащения» представляет собой заключительную главу из работы митрополита Вениамина (Федченкова) «Мысли о литургии верных». Эта глава посвящена, говоря словами автора, действию «объективного, не от нас зави­сящего, а Причастием сообщенного дара благодати». Каково значение Евхаристии для человека и мира, какие переживания испытывает причастник, что происходит с ним в духовном, душевном и материаль­ном отношении? Отвечая на эти вопросы, митрополит Вениамин размышляет о вли­янии Святого Причащения на все уров­ни человеческого бытия. С самого начала владыка представляет своего рода план повествования и далее последовательно излагает свои мысли. «Собственно, - говорит он, - мне хочется сейчас поговорить о плодах Литургии, так сказать, ощутительных, действительных, реальных. Бывший на трапезе чувствует сытость, удовлетворение, приятность, радость, веселие; ему это на пользу, ему отрадно и самое знакомство с Домохозяином».

 

Что же дает «Тайная Вечеря?» «Плоды Евхаристии, - отмечает владыка, - многообразны и чрезвычайны. Они прежде всего сверхъестественно действенны, затем — таинственно-благодатны, потом дают глубокие духовные переживания, нравственно и даже физически плодотворны, после -- общественно важны и, наконец, космически, вселенски действенны». «Самое же первое и главное последствие или действие Святого Причащения, - по словам архипастыря, - есть приобщение к Богу, общение с Божественною Жизнью или "общение Духа Святаго" с вытекающими отсюда дальнейшими частными выводами». Это значение названо им сверхъестественным.

Наряду с этим Владыка ставит так называемое «таинственно-благодатное» действие Святых Таин. Оно, по словам преосвященного автора, связано с предыдущим. «Под ним, - говорит архипастырь, - я разумею таинственное, но реальное проникновение в причастника Святой благодати. Чтобы приблизить это к более ясному пониманию, возьму сравнение: солнце далеко, но лучи его, достигая нас, проникают теплом внутрь каждой нашей клеточки. А это потом ведет к тем или иным "переживаниям" душевным». О чем митрополит Вениамин и говорит далее. Рассказывает он и о так называемых "нравственных переживаниях", которые разделяет «на душевные, или, точнее, на "духовные", и собственно нравственные. «Эти дары, - отмечает автор, - нам более понятны, явны, известны, опытно ощутительны. Духовных "переживаний" много», и одним из них он называет – «ощущение радости». Но как отмечает Владыка, «последствие Святого Причастия нами переживается радостно и мирно не только душою, но это ощущается и телесно». Обо всем этом он говорит подробно.

Данная работа митрополита Вениамина, по словам издателей, безусловно, важна в богословском отношении. Однако это не ученый трактат, а живой, яркий, обращенный к самому широкому кругу читателей рассказ о значении Евхаристии, рассказ, который можно постоянно перечитывать, каждый раз находя в нем что-то новое. О сложных вопросах веры владыка говорит просто и проникновенно. Он описывает личные переживания, вспоминает случаи из своей жизни, из жизни знакомых. О Святом Причащении митрополит Ве­ниамин пишет с величайшим благоговени­ем, предваряя повествование прошением: «Господи, благослови меня коснуться Таин Твоея Литургии, где Ты Сам "и принося­щий, и приносимый"».

При этом владыка смиренно указывает на субъективность своих рассуждений: «Несомненно, что можно переживать и объяснять все это и с других сторон, — и гораздо глубже, и полнее, и разностороннее, и даже исторически точнее. Я запишу, что отложилось у меня в результате как некоторого изучения, так и многократных служений Литургии». Думается, однако, - говорят издатели, - что для православного читателя «субъективный» взгляд такого человека, каким был владыка Вениамин, великого молитвенника, вдохновенного служителя Божественной литургии, самоотверженного пастыря, выдающегося иерарха Церкви, человека огромного духовного опыта, - гораздо ценнее «объективного» подхода «книжного происхождения».

Митрополит Вениамин ставит своей за­дачей научить нас во всей полноте понимать и принимать величайший Божественный Даp. Говоря о Святом Таинстве, владыка опирается на Священное Писание, цитирует слова подвижников Церкви, приводит примеры из житий святых отцов. Особая ценность этого знания связана с тем, что не всякий причастник способен видеть все плоды Приобщения. «Мы их не зрим ощутительно потому, что очи наши слабы еще», — отмечает владыка. Потому-то и важен для нас опыт Церкви, откровения святых отцов: «...прозорливые святые люди явно замечали благодать. Большею частью она проявляется в просветлении или облечении светом Божиим достойного причастника. В житиях подвижников не раз сообщаются эти случаи».

Например, - пишет владыка, - «про святого Павла Препростого рассказывается, как он видел одних монахов, отходивших от Святой Чаши, светлыми, других, наоборот, темными. И после сообщил об этом братии». Или вспоминает архипастырь случай, «как грешная женщина подходила к Святым Дарам мрачною, а отошла тоже светлою. И видевший это святой удивился и вопросил Господа: "Как это могло случиться столь легко с человеком несомненно недостойным, пред этим обуреваемым греховными немощами?" И получил ответ, что она пред самым Причащением дала решительный обет окончательно оставить грехи свои и Господь даровал ей благодать Свою. Это действие благодати иногда называется в молитвах "просвещением". И это слово, - отмечает автор, - нужно понимать не в моральном лишь воздействии на душу, а в существенном, мистическом, объективном воздействии благодати на человека».

Так, говоря о величайшем чуде на земле - Причащении Святых Тела и Крови Христовых, автор предлагает и нам задуматься о плодах и значении Евхаристии, о преображении человека и мира под воздействием Божественной энергии, о действии благодати на всех уровнях бытия от личного до вселенского. Митрополит Вениамин, вдохновенный служитель Божественной литургии, человек огромного духовного опыта, мудрый пастырь, поднимает сложные богословские вопросы, но излагает их простым и доступным языком. Кроме того, он дает практические советы причастникам. Объясняет, как следует готовиться к Приобщению, с какими мыслями надо приступать к Таинству, почему так важно читать благодарственные молитвы, говорит, как должен вести себя тот, кто почувствовал в сердце радость, и наоборот, что делать, если после Причастия человек оказался во власти темных переживаний. Как представляется издателям, книга будет неоценимым пособием для современного, особенно воцерковляющегося, христианина.

 

*** Выдающийся иерарх, богослов, духовный писатель, - митрополит Вениамин – «прожил долгую, нелегкую, но интересную жизнь, которую всю без остатка посвятил служению Богу, Святой Церкви и народу Божию. За время своего служения, он, как многолетний совершитель Литургии и добрый пастырь, накопил огромный духовный опыт, которым впоследствии щедро делился с читателями своих книг. И как сам Владыка отличался большой простотой, скромностью, отзывчивостью и добротой, тем самым отличаются и его произведения. Ему дано было от Бога не только проникнуть в сокровенные тайны Царства Божия, но и удивительно просто и доходчиво поведать об этих тайнах своим слушателям и читателям». Свидетельством тому может стать, и эта маленькая, но удивительно богатая размышлениями и душеполезная книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать