У книжной полки. 21 февраля

21 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Господь не осудит смиренного.

 

«Что нужно – это всегда, даже до гроба, принуждать себя ко всякому добру, оплакивать погрешности и смиряться, надеясь, что Господь не осудит смиренного и сокрушенного сердцем». Такими словами наставлял своих духовных чад архиепископ Варлаам (Ряшенцев), вошедший в историю Русской Православной Церкви как выдающийся иерарх, мудрый духовный писатель и наставник, кроткий и смиренный подвижник, терпеливо переносящий страдания. Он прошел через многие ссылки и аресты. Жуткие условия, Соловки, домашние аресты, запрещение в служении и много других испытаний перенес в своей жизни владыка Варлаам. В тоже время он всегда и везде помнил своих духовных чадах, молился о спасении их душ, переписывался с ними, духовно наставлял. Духовные сочинения преосвященного старца составили книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского и называется – «Господь не осудит смиренного». ***

Сборник трудов архиепископа Варлаама (Ряшенцева) знакомит читателя с творчеством выдающегося старца и духовного писателя 20 века, на произведения которого ссылались многие православные авторы, в то время как сам первоисточник долгое время оставался труднодоступным. В книгу вошли не потерявшие своей значимости сочинения Владыки - прежде всего аскетического плана: «Памятка иноку», «Письма духовным чадам», «Вера и причины неверия», «О христианском воспитании детей». Открывает книгу жизнеописание Владыки, где в частности говорится следующее.

Архиепископ Пермский Варлаам (в миру Виктор Степанович Ряшенцев) родился 8 июня 1878 года в Тамбове в семье купца второй гильдии Степана Григорьевича Ряшенцева. В семье было 8 детей. Уклад был традиционно православным, в доме строго соблюдались посты. Религиозность и высокий духовный настрой матери, Марии Федоровны, в наибольшей степени передались ее сыновьям Виктору и Николаю (в будущем также епископу, священномученику Герману), которые даже лицом были более других детей похожи на мать. Наследственными в семье были музыкальная и художественная одаренность, легкий и жизнерадостный нрав. Почти все дети получили высшее образование - экономическое, медицинское, а Виктор и Николай - богословское.

В 1896 году Виктор оканчивает классическую гимназию в Тамбове, а в 1901-м - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Сразу после окончания академии Виктор получает назначение на преподавательскую должность Уфимское Духовное училище. В этом же году он принимает постриг в монашество с именем Варлаам, затем следует посвящение в сан иеродиакона и иеромонаха. К этому периоду относится рассказ племянницы владыки Варлаама, дочери его брата Леонида, Гали Леонидовны Солоповой о жизни в семье Ряшенцевых: «У бабушки, Марии Федоровны, единственно, что сохранилось по смерти мужа, – это небольшое имение под Тамбовом, недалеко от станции Ляда. Там был выстроен большой рубленый дом, а с появлением на свет многочисленных внуков к нему была сделана пристройка. Летом на дачу съезжалась вся большая семья, братья и сестры со своими детьми. Всем хватало места, у каждого была своя комната».

«В отдалении от большого дома, примерно в полукилометре от него, среди поля, был построен маленький деревянный домик для монашествующих, Варлаама и Германа, там они жили, когда приезжали на дачу. Этот домик назывался «скит». Мы, дети, а нас было семь человек, сами понимали, что здесь особый мир, и не бегали, не шумели около него. Отец Варлаам был необыкновенно добр и кроток, глаза его так и сияли лаской. Никогда нельзя было услышать от него повышенного, сердитого тона. Всегда ровный, спокойный, самоуглубленный, удивительный... Недаром в семье его называли «кроткий ангел», «тихий ангел». Он был какой-то неземной! К отцу Варлааму мы относились с невольной почтительностью, удивлением и даже страхом. Мы считали его святым, хотя никто не говорил нам этого. Отец Герман в то время был более земным, и мы его не боялись, он любил поговорить и пошутить с нами».

В 1906 году закончилась преподавательская деятельность о. Варлаама, после чего его назначают (уже в сане архимандрита) ректором Полтавской духовной семинарии. В этот период он пишет ряд научно-богословских трудов, в основном по апологетике. Наиболее известны работы отца Варлаама - «Ренан и его книга „Жизнь Иисуса". Изложение содержания и критический разбор при свете евангельского учения», «Теософия перед лицом христианства», «Вера и причины неверия», «О христианском воспитании детей». Книги эти были написаны на злобу дня: упадок веры и, как следствие, упадок нравов, особенно в высших слоях общества, интеллигенции в тот период для современников был очевиден. «Тлетворное дыхание неверия благодаря литературе и ложному направлению науки разносится всюду, и редкому человеку не приходится вступать с ним в борьбу», - писал об этом о. Варлаам.

11 января 1913 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялось наречение, а 13 января - хиротония архимандрита Варлаама во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии. Примечательны слова владыки Варлаама, сказанные при наречении во епископа. Они звучат как предвидение им своего исповеднического пути: «Времена ныне наступили тяжкие: многие отступают от веры, восстают на Христа и на Его святую Церковь. Ныне, когда путь истины - в поношении от многих, пастырю уже нельзя молчать и молча переносить скорби. Нужно защищать истину и громко свидетельствовать о ней, быть как бы исповедником. А быть исповедником - значит быть священномучеником. Таков и есть путь святительский». Исповеднический путь владыки Варлаама начался 23 июня 1919 года. В этот день он был арестован в первый раз, «по подозрению в контрреволюции», но уже 5 июля освобожден на основании прошения 5 тысяч верующих.

Затем последовали новые аресты, и до 1940 года он практически все время был в заключении или ссылке. Одна из них привела архиепископа Варлаама в Северный край, в Вологду. Проживая здесь, ссыльный Владыка вел свой обычный аскетический образ жизни, дома совершал тайные богослужения. К старцу-архиепископу за духовными советами и наставлениями обращалось множество людей. Часто приезжали священнослужители, жаловавшиеся на невыносимые условия, в которые поставила их советская власть, и просившие благословения оставить священнослужение и пойти на светскую работу. Таким Владыка настоятельно советовал терпеть до конца и служения не оставлять. Для пользы своих духовных чад он составлял подборки поучений и выписок из святоотеческих книг («О любви и дружбе», «Как сохранить веру», «Краткие правила жизни» и др.), которые переписывались его вологодскими последователями. Сам, находясь в ссылке, Владыка помогал чем мог другим репрессированным за веру: кому деньгами и вещами, а кому - посылая для помощи своих духовных чад.

11 ноября 1940 года архиепископ Варлаам был арестован в последний раз и заключен во внутреннюю тюрьму УНКВД. Владыка обвинялся в том, что создал и возглавил на территории Вологодской области «широко разветвленную контрреволюционную организацию церковников... Главной целью их была непримиримая борьба с советской властью с целью свержения ее и восстановление монархического строя». 26 августа 1941 года архиепископа Варлаама приговорили к расстрелу, который спустя несколько месяцев был заменен 10-ю годами лагерей. Но этот срок ему отбывать уже не пришлось: Господь освободил Своего верного раба от земных уз - архиепископ Варлаам умер 20 февраля 1942 года в тюремной больнице. Вот строки из письма монахини Сергии (Клименко), лично знавшей брата Владыки сщмч. Германа: «Стяжи Друга – Господа», – говаривал наш современный мученик архиепископ Варлаам (Ряшенцев), умерший в вологодской тюрьме. По словам воришек, в камере с которыми был заключен Владыка, когда он умер, то свет излучался от него».

 

*** Сборник трудов архиепископа Варлаама (Ряшенцева) «Господь не осудит смиренного» знакомит читателя с творчеством этого выдающегося архипастыря и духовного писателя 20 века. Своей жизнью высокопреосвященный владыка подтвердил и исполнил слова, сказанные им при наречении его во епископа Гомельского. Он сумел защитить истину и громко свидетельствовать о ней, он был исповедником, до последнего дыхания мужественно нёс свой святительский крест. Сочинения Владыки и сейчас не потеряли своей значимости. Дух его писаний - подлинно святоотеческий, стиль - ясный, лаконичный, простой, лишенный какой бы то ни было академической вычурности. Слова архипастыря идут от сердца, от личного опыта. Да и сам Владыка подчеркивал в своих работах, что вопросы веры могут постигаться лишь самой жизнью.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать