У книжной полки. 20 января

20 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Моя первая Священная История в рассказах для детей П.Н.Воздвиженского.

 

««Священное Писание, — сказал святой Иоанн Златоуст, — это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твёрдою, мудрою». Такою пищею Священное Писание является и для взрослых, и для детей. Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдётся больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной Истории? Поэтому первыми рассказами для детей, начинающих понимать, должны быть рассказы из Священного Писания, первою книгою в руках научившегося читать ребёнка должна быть Священная История». Такими словами издателей предваряется книга – «Моя первая Священная История в рассказах для детей П.Н.Воздвиженского». Написанная более ста лет назад, она неоднократно переиздавалась, и сегодня мы предлагаем вашему вниманию ее новое издание. ***

Прежде чем рассказать вам о книге, рассмотрим вопрос, которым очень часто задаются родители: «В каком возрасте начинать знакомство детей со Священным Писанием?» Об этом архимандрит Виктор (Мамонтов) говорил следующее: «Родители могут приучать своего ребенка к чтению Священного Писания когда он еще находится, как это ни странно звучит, во чреве матери. Вдумаемся, что тогда происходит? Мать читает вслух Священное Писание. Все, что происходит с ней, происходит и с ним. Если она радуется, если она почувствовала какое–то озарение, не может быть, чтобы тот, кто пребывает в ней, не ощутил этого. Свидание Девы Марии и Елизаветы показывает, как может ребенок возрадоваться во чреве». В Евангелии мы читаем: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее» (Лк. 1:41). Так, младенец Иоанн Предтеча, носимый праведной Елизаветой, являет нам способность Бога действовать на каждого, даже очень маленького человека.

По мнению отца Виктора, нужно помнить, что личная встреча с Господом в какой-то момент случается у всех, кто стремится к небу. А когда и как состоится эта встреча у маленького ребенка – во многом зависит от матери. Более того, как отмечает священник, если мама будет читать благоговейно, со вниманием и любовью, а не по обязанности, то впоследствии ребенок будет более способным воспринимать Священное Писание, в нем уже будет что–то заложено. Ведь каждое впечатление детства оставляет в человеке неизгладимый след всю последующую жизнь. Чем раньше Господь войдет в юное сердце, тем более гармоничная, духовная личность раскроется впоследствии миру и одарит его своей чистотой и светом.

Книга «Моя первая Священная История в рассказах для детей» подходит для того, чтоб читать ее с детьми с раннего возраста. Впервые она увидела свет в Санкт-Петербурге в издательстве «Товарищество М.О.Вольфа» в 1899 году. Выдержавшая несколько переизданий в дореволюционной России, «Священная история Воздвиженского» в то время была признана лучшим пересказом Библии для детей. В предисловии книги издатели пишут: «Давая в руки ребёнка подобную книгу, необходимо заботиться, чтобы он мог её понять всю, чтобы он в ней не встречал ничего непонятного, — словом, необходимо, чтобы она была приспособлена к его пониманию, к его возрасту. Такую именно книгу хотим мы дать в руки русским детям. В ней живо и наглядно, но в то же время совершенно просто, изложены все важнейшие события Ветхого и Нового Заветов. Так, чтобы дети, начиная с самых маленьких, своим чистым, безгрешным сердцем могли сами уразуметь всё рассказываемое, не нуждаясь в объяснениях и разъяснениях, будут ли они читать эту книгу сами, или им будет читать её мать, старшая сестра или грамотная няня».

О том, как читать с детьми Священное Писание, в 19 веке русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Первое ознакомление с Евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснениями предстоящих праздников. Тогда и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие. Исторические рассказы надо проводить так, чтобы в первый раз были рассказаны только важнейшие черты событий, и когда эти черты запечатлеваются в памяти, тогда привязывать к ним другие черты и происшествия, носящие второстепенный характер. Одна прочно залегшая черта в состоянии потом выдержать много привязанных к ней подробностей. Если же дать сначала подробный длинный рассказ, то ребенок заметит мелочи и не заметит главного».

Как отмечает Ушинский, рассказав детям о событии, нужно сделать «ударение на фактах, собственных именах, выражениях, составляющих сущность рассказа, а потом можно обратиться к детям с такими вопросами», в ответ на которые они смогли бы передать главные черты рассматриваемого события. Для иллюстрации этих слов обратимся к книге, и найдем рассказ автора о Крещении Господнем, ведь именно это событие из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа мы вспоминаем и празднуем на протяжении нескольких дней, начиная с 19 января. Воздвиженский об этом повествует так: «Когда Иисусу Христу было уже около тридцати лет, в еврейской земле явился пророк Иоанн и велел евреям готовиться к встрече Спасителя. Иоанн был святой человек. Он жил скромно и бедно, носил самую простую одежду из верблюжьей шерсти и питался растениями и мёдом диких пчёл. Много людей собиралось к Иоанну послушать его наставления.

Он говорил людям: «Оставьте свои дурные дела, раскайтесь!». Тех, которые обещали оставить дурные привычки и дела, он крестил в реке Иордан, в знак того, что очистились от всего худого и обещают теперь жить, как велит Бог. Иисус Христос также пришёл к Иоанну креститься. Но Иоанн сказал Ему: «Скорее мне надо от Тебя креститься, а Ты приходишь ко мне!» Но Иисус отвечал: «Оставь, так надо, чтобы Я крестился от тебя, как велит закон». Этим Он дал пример всем людям, чтобы крестились и делались чистыми от грехов. Когда Иоанн крестил Иисуса, в это время над ними засияло небо и оттуда послышался голос Бога: «Это Сын Мой возлюбленный, на Котором все Мои милости». После крещения Господь Иисус Христос начал всюду учить людей, говорить о Боге, Отце Своём, и о Царстве Небесном. Его всегда окружали толпы народа».

Вот так, прочитав небольшой рассказ из книги, можно остановиться, и поговорить с ребенком о том, что он только что узнал, и как он это понял. И вот какие вопросы можно при этом задать: Куда пришел Иисус Христос? Кто его крестил? Почему пророк Иоанн отказывался крестить Иисуса? Зачем крестился безгрешный Господь? И почему этот праздник еще называется Богоявлением? А затем можно поговорить и о традиции празднования этого великого события. Стоит отметить, что дети младшего возраста в беседах на тему Священного Писания всегда принимают самое живое участие: спрашивают, добавляют, вспоминают что-то из реальной жизни. Впрочем, как утверждал архимандрит Виктор Мамонтов, «для самых маленьких иногда можно допустить, такой вариант, когда Священное Писание читается без вопросов». Самым маленьким отец Виктор советовал пересказывать притчи. «Может быть, очень подходящей будет для них притча о Добром Пастыре. Ребенок еще живет в мире сказок, и там он встречается с разными животными. Там могут быть и волки, и овцы. Образ Доброго Пастыря, Который не боится волка, может стать для ребенка понятным и близким. Потом этот образ может каким–то образом соединиться с пророком Давидом — он ведь тоже был пастушком и пас овец».

Для закрепления нового знания также можно рассмотреть икону праздника или иллюстрации в книге. Так и Ушинский в свое время очень большое значение придавал наглядности в обучении, т.е. дополнению рассказов картинами. Об этом он говорил: "Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания, и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти". Наглядности в изложении, по словам издателей, отвечает и наглядность подобранных в этой книге рисунков: дополняя рассказ и изображая описываемые события, эти рисунки ещё больше уяснят и укрепят в детской душе всё то, что будет ими прочитано.

 

*** Итак, обобщая все вышесказанное, вспомним слова издателей, которые говорят: «первыми рассказами для детей должны быть рассказы из Священного Писания». Этому учат нас многие святые отцы и учители Церкви, и даже пример Пресвятой Богородицы свидетельствует об этом. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», - говорит ап. Павел (2 Кор. 9, 6). Каждая новая страница в духовной книге, прочитанная нашим ребенком, - это доброе семя, брошенное в его душу. Не будем же ленивы и беспечны: будем стараться усердно засевать эти семена, которые мы найдем также и на страницах книги «Моя первая Священная История в рассказах для детей П. Н. Воздвиженского».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать